Файл: "Учения о фонетикеи фонологииИ. А. Бодуэна де Куртенэ ".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




    1. Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ


Родоначальником современной фонологической теории по праву считается выдающийся ученый, а так же создатель Казанской и Петербургской лингвистических школ, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Важнейшая заслуга И.А.Бодуэна де Куртенэ состоит в том, что он первым предложил разграничивать фонетику физиологическую, изучающую конкретные звуки, и функциональную, изучающую другие, более абстрактные звуковые единицы, относящиеся к языковому сознанию носителя языка8. Для обозначения этих последних единиц И.А.Бодуэн де Куртенэ (по предложению Н.В.Крушевского) первым использовал термин "фонема". Он же объединил понятия "корень", "аффикс", "префикс", "окончание" и т.д. под одним общим названием "морфема".

Он считал необходимым отличать от конкретных звуков два типа более абстрактных фонетических единиц:

  • абстрактные фонетические единицы, в которых обобщаются артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков9;

  • абстрактные фонетические единицы, представляющие собой набор звуков (часто совершенно не схожих между собой), которые чередуются друг с другом в пределах одной морфемы10.

В его работах обе эти единицы называются фонемами, хотя и являются разными объектами11.

Боудэн считал, говоря современным языком, что слова хранятся в памяти именно в фонемной, а не в звуковой записи, а звуки являются конкретными реализациями фонем в речи, причем одна и та же фонема в разных условиях (позициях) может быть реализована разными звуками.

Учение Боулэна и в дальнейшем сохранило свой двойственный характер. Это повлекло за собой то, что в различных фонологических концепциях, созданных российскими учеными, при определении фонемы за основу принималось лишь одно из предложенных определений, а второе оставалось в тени. Так, Л.В.Щерба и его ученики, представители Ленинградской (Петербургской) школы, акцентировали первое понимание фонемы (психический эквивалент звука, "идеальный звук"), а создатели МФШ и их последователи – второе (ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах морфемы). Таким образом, один и тот же термин «фонема» в разных фонологических теориях имеет различное содержание, при том что в любой фонологической концепции фонема понимается как языковая единица, служащая для различения значимых единиц.


    1. Лингвистические школы

Бодуэн де Куртенэ видел смысл своей жизни в научно-педа­гогической деятельности. Помимо университетских лекций, Бодуэн устраивал занятия у себя на дому. На этих кружковых занятиях, по словам самого Бодуэна, «господствовало общее воодушевление и горячий интерес к науке. И «руково­дитель», и «руководимые» воздействовали друг на друга и со­здавали настоящую научную атмосферу». Он щедро делился идеями со своими слушателями. Эти идеи они реализовали в своих моногра­фиях.

Бо­дуэн поочерёдно работал в пяти университетах: Казанском, Дерптском (Юрьевском, или Тартуском), Краков­ском, Петербургском и Варшавском. Везде вокруг него соби­рались талантливые коллеги и студенты, увлеченные его идея­ми. В своих слушателях он всегда воспитывал смелость мысли, критическое отношение к уста­ревшим догмам, способность к теоретическим обобщениям, любовь к живым языкам и диалектам. Современники осознава­ли масштаб его дарования, видели в нём крупного специалиста по общему и индоевропейскому языкознанию. Он был избран действительным членом Краков­ской Академии наук, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук; почётным доктором Казанского, Дерптского, Варшавского университетов; членом Варшавского, Львовско­го, Познанского, Вильнюсского, Гельсингфорсского, Париж­ского научных обществ.

В казанский период (1875 - 1883) Бодуэн занимался проблемами фонетики, морфологией и сравнительной типологией язы­ков.

В Дерпте (1883 - 1893) он изучил высшую математику, армянский, эстонский, арабский, латышский языки.

В Краковском университете (1894 - 1900) Бодуэн чи­тает курсы антропофоники и общей фонетики, сравнительной грамматики славянских, балтийских и германских языков, ведёт семинар по Ригведе. Бодуэн часто выступал в защиту угнетённых малых народностей. Краков в то время входил в состав Австро-Венг­рии. Австро-венгры расценили его диалектологические исследования словац­ких говоров как политическую агитацию. Контракт с ним не был возобновлён по политическим мотивам, и Бодуэн вынужден был вернуться в Россию.

В Петербургском университете (1901 - 1918) Бодуэн занимался проблемами фонетики, грам­матики, лексикологии и лексикографии, готовил к переизда­нию словарь В.И.Даля. В 1913 г. за публикацию брошюры «На­циональный и территориальный признак в автономии» Бодуэна де Куртенэ обвинили в антигосударственной деятельности и приговорили к двум годам тюрьмы. Только по ходатайству научной общественности во главе с А.А.Шахмато­вым через три месяца его освободили из Крестов.



Философской основой его уче­ния был диалектический материализм, при­знающий первичность материи, объективность её существова­ния. Материалистическое мировоззрение Бодуэна де Куртенэ сформировалось под влиянием трудов основателя русской фи­зиологической школы Ивана Михай­ловича Сеченова, который доказал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Боль­шое воздействие на Бодуэна оказали философские взгляды Н.Г.Чер­нышевского.

«Казанцы» достигли серьёзных успехов в разных областях лингвистики, особенно в фонетике и морфологии. Не менее ценными оказались их общетеоретические разработки. Он был убеждён, что без обобщения «немыс­лима ни одна настоящая наука». Казанская школа разработала учение о статике и динамике языка, о его системно­сти, о языковом знаке, об относительной хронологии языко­вых изменений, о языковой структуре. «Казанцы» настаивали на строгом разграничении букв и звуков, разработали учение о фонеме и заложили основы фонологии; создали стройную теорию чере­дований звуков и положили начало современной морфоноло­гии. Они провозгласили необходимость изучать живые языки во всём многообразии их проявлений (жаргонном, диалектном, литературном), способствовали становлению диалектологии и социолингвистики. «Казанцы» усовершенствовали терминологический аппарат языкознания. Благодаря им в научный оборот были введены термины фонема, морфема, графема, кинема, лексе­ма, синтагма, морфологизация, семасиологизация.

Руководителем и выдающимся представителемКазанской лингвистической школы считают Бодуэна де Куртенэ – талантливого лингвиста, ученого-исследователя и педагога, воспитавшего немало учеников, вошедших в состав Казанской школы. В 1870-е годы он занимался исследованием фонетики, морфологии, а также изучал типологию языков методами сравнительного языкознания. Ученого интересовала философия языка, а также вопросы теоретической лингвистики. Соглашаясь с представителями психологического направления, ученый видел в языке продукт речемыслительной деятельности, имеющей физиологический субстрат. В то же время он подчеркивал социальный характер языка, видя в нем психосоциальное явление, в котором взаимодействуют коллективное и индивидуальное начала.

Значительный вклад в развитие Казанской школы внесли и ученики знаменитого лингвиста – Н. В. Крушевский и В. А. Богородицкий.

С именем Крушевского связывают идеи системных связей в лексике, морфологии, фонетике. Так, для лексики он открыл отношения по ассоциации и по смежности, считая, что слова, связанные такими типами отношений, образуют группы (гнезда). Это объясняет, например, легкость, с которой происходит запоминание и усвоение лексических единиц, ведь каждая из них существует не изолированно, а совместно с другими. Как и его учитель, Крушевский сосредоточился на
изучении живых языков индуктивным путем, отыскивая в них общие закономерности.

Богородицкий вошел в историю лингвистики как один из первых фонетистов, проводивших экспериментальные исследования. Благодаря своим исследованиям ученый сумел обнаружить ряд важнейших изменений в составе слова, открыв опрощение, переразложение и дифференциацию основ. В советский период лингвист занимался проблемами практической лингвистики, участвовал в формировании принципов, лежащих в основе языковой политики Советского Союза.

Вклад Казанской школы в развитие отечественного языкознания весьма значителен. Так, некоторые идеи Бодуэна де Куртенэ стали основой для исследований языковых союзов, речевых расстройств, разработки математической лингвистики. Кроме этого, интерес ученого к живым языкам, социолингвистическим проблемам также был актуальным для российской лингвистики в XX веке.

Литература:

https://otherreferats.allbest.ru/languages/01270280_0.html?ysclid=ldsxmtfe49625777942

https://studfile.net/preview/6019152/page:4/

https://studfile.net/preview/2224543/page:6/

https://studbooks.net/2146645/literatura/zaklyuchenie

https://science-education.ru/ru/article/view?id=15113

https://studopedia.ru/10_214890_kazanskaya-lingvisticheskaya-shkola-lingvisticheskie-vzglyadi-ivana-aleksandrovicha-boduena-de-kurtene.html?ysclid=ldsu75ew65988922585

http://genling.spbu.ru/llf/texts/preprints/Boduen1899b_.pdf

https://knowledge.allbest.ru/languages/3c0b65625a3bd78b5d53a89521316c37_0.html?ysclid=ldswwge2o159464013

https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/BODUEN_DE_KURTENE_IVAN_ALEKSANDROVICH.html