Файл: "Учения о фонетикеи фонологииИ. А. Бодуэна де Куртенэ ".docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Фонологические идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ
Родоначальником современной фонологической теории по праву считается выдающийся ученый, а так же создатель Казанской и Петербургской лингвистических школ, Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Важнейшая заслуга И.А.Бодуэна де Куртенэ состоит в том, что он первым предложил разграничивать фонетику физиологическую, изучающую конкретные звуки, и функциональную, изучающую другие, более абстрактные звуковые единицы, относящиеся к языковому сознанию носителя языка8. Для обозначения этих последних единиц И.А.Бодуэн де Куртенэ (по предложению Н.В.Крушевского) первым использовал термин "фонема". Он же объединил понятия "корень", "аффикс", "префикс", "окончание" и т.д. под одним общим названием "морфема".
Он считал необходимым отличать от конкретных звуков два типа более абстрактных фонетических единиц:
-
абстрактные фонетические единицы, в которых обобщаются артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков9; -
абстрактные фонетические единицы, представляющие собой набор звуков (часто совершенно не схожих между собой), которые чередуются друг с другом в пределах одной морфемы10.
В его работах обе эти единицы называются фонемами, хотя и являются разными объектами11.
Боудэн считал, говоря современным языком, что слова хранятся в памяти именно в фонемной, а не в звуковой записи, а звуки являются конкретными реализациями фонем в речи, причем одна и та же фонема в разных условиях (позициях) может быть реализована разными звуками.
Учение Боулэна и в дальнейшем сохранило свой двойственный характер. Это повлекло за собой то, что в различных фонологических концепциях, созданных российскими учеными, при определении фонемы за основу принималось лишь одно из предложенных определений, а второе оставалось в тени. Так, Л.В.Щерба и его ученики, представители Ленинградской (Петербургской) школы, акцентировали первое понимание фонемы (психический эквивалент звука, "идеальный звук"), а создатели МФШ и их последователи – второе (ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах морфемы). Таким образом, один и тот же термин «фонема» в разных фонологических теориях имеет различное содержание, при том что в любой фонологической концепции фонема понимается как языковая единица, служащая для различения значимых единиц.
-
Лингвистические школы
Бодуэн де Куртенэ видел смысл своей жизни в научно-педагогической деятельности. Помимо университетских лекций, Бодуэн устраивал занятия у себя на дому. На этих кружковых занятиях, по словам самого Бодуэна, «господствовало общее воодушевление и горячий интерес к науке. И «руководитель», и «руководимые» воздействовали друг на друга и создавали настоящую научную атмосферу». Он щедро делился идеями со своими слушателями. Эти идеи они реализовали в своих монографиях.
Бодуэн поочерёдно работал в пяти университетах: Казанском, Дерптском (Юрьевском, или Тартуском), Краковском, Петербургском и Варшавском. Везде вокруг него собирались талантливые коллеги и студенты, увлеченные его идеями. В своих слушателях он всегда воспитывал смелость мысли, критическое отношение к устаревшим догмам, способность к теоретическим обобщениям, любовь к живым языкам и диалектам. Современники осознавали масштаб его дарования, видели в нём крупного специалиста по общему и индоевропейскому языкознанию. Он был избран действительным членом Краковской Академии наук, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук; почётным доктором Казанского, Дерптского, Варшавского университетов; членом Варшавского, Львовского, Познанского, Вильнюсского, Гельсингфорсского, Парижского научных обществ.
В казанский период (1875 - 1883) Бодуэн занимался проблемами фонетики, морфологией и сравнительной типологией языков.
В Дерпте (1883 - 1893) он изучил высшую математику, армянский, эстонский, арабский, латышский языки.
В Краковском университете (1894 - 1900) Бодуэн читает курсы антропофоники и общей фонетики, сравнительной грамматики славянских, балтийских и германских языков, ведёт семинар по Ригведе. Бодуэн часто выступал в защиту угнетённых малых народностей. Краков в то время входил в состав Австро-Венгрии. Австро-венгры расценили его диалектологические исследования словацких говоров как политическую агитацию. Контракт с ним не был возобновлён по политическим мотивам, и Бодуэн вынужден был вернуться в Россию.
В Петербургском университете (1901 - 1918) Бодуэн занимался проблемами фонетики, грамматики, лексикологии и лексикографии, готовил к переизданию словарь В.И.Даля. В 1913 г. за публикацию брошюры «Национальный и территориальный признак в автономии» Бодуэна де Куртенэ обвинили в антигосударственной деятельности и приговорили к двум годам тюрьмы. Только по ходатайству научной общественности во главе с А.А.Шахматовым через три месяца его освободили из Крестов.
Философской основой его учения был диалектический материализм, признающий первичность материи, объективность её существования. Материалистическое мировоззрение Бодуэна де Куртенэ сформировалось под влиянием трудов основателя русской физиологической школы Ивана Михайловича Сеченова, который доказал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. Большое воздействие на Бодуэна оказали философские взгляды Н.Г.Чернышевского.
«Казанцы» достигли серьёзных успехов в разных областях лингвистики, особенно в фонетике и морфологии. Не менее ценными оказались их общетеоретические разработки. Он был убеждён, что без обобщения «немыслима ни одна настоящая наука». Казанская школа разработала учение о статике и динамике языка, о его системности, о языковом знаке, об относительной хронологии языковых изменений, о языковой структуре. «Казанцы» настаивали на строгом разграничении букв и звуков, разработали учение о фонеме и заложили основы фонологии; создали стройную теорию чередований звуков и положили начало современной морфонологии. Они провозгласили необходимость изучать живые языки во всём многообразии их проявлений (жаргонном, диалектном, литературном), способствовали становлению диалектологии и социолингвистики. «Казанцы» усовершенствовали терминологический аппарат языкознания. Благодаря им в научный оборот были введены термины фонема, морфема, графема, кинема, лексема, синтагма, морфологизация, семасиологизация.
Руководителем и выдающимся представителемКазанской лингвистической школы считают Бодуэна де Куртенэ – талантливого лингвиста, ученого-исследователя и педагога, воспитавшего немало учеников, вошедших в состав Казанской школы. В 1870-е годы он занимался исследованием фонетики, морфологии, а также изучал типологию языков методами сравнительного языкознания. Ученого интересовала философия языка, а также вопросы теоретической лингвистики. Соглашаясь с представителями психологического направления, ученый видел в языке продукт речемыслительной деятельности, имеющей физиологический субстрат. В то же время он подчеркивал социальный характер языка, видя в нем психосоциальное явление, в котором взаимодействуют коллективное и индивидуальное начала.
Значительный вклад в развитие Казанской школы внесли и ученики знаменитого лингвиста – Н. В. Крушевский и В. А. Богородицкий.
С именем Крушевского связывают идеи системных связей в лексике, морфологии, фонетике. Так, для лексики он открыл отношения по ассоциации и по смежности, считая, что слова, связанные такими типами отношений, образуют группы (гнезда). Это объясняет, например, легкость, с которой происходит запоминание и усвоение лексических единиц, ведь каждая из них существует не изолированно, а совместно с другими. Как и его учитель, Крушевский сосредоточился на
изучении живых языков индуктивным путем, отыскивая в них общие закономерности.
Богородицкий вошел в историю лингвистики как один из первых фонетистов, проводивших экспериментальные исследования. Благодаря своим исследованиям ученый сумел обнаружить ряд важнейших изменений в составе слова, открыв опрощение, переразложение и дифференциацию основ. В советский период лингвист занимался проблемами практической лингвистики, участвовал в формировании принципов, лежащих в основе языковой политики Советского Союза.
Вклад Казанской школы в развитие отечественного языкознания весьма значителен. Так, некоторые идеи Бодуэна де Куртенэ стали основой для исследований языковых союзов, речевых расстройств, разработки математической лингвистики. Кроме этого, интерес ученого к живым языкам, социолингвистическим проблемам также был актуальным для российской лингвистики в XX веке.
Литература:
https://otherreferats.allbest.ru/languages/01270280_0.html?ysclid=ldsxmtfe49625777942
https://studfile.net/preview/6019152/page:4/
https://studfile.net/preview/2224543/page:6/
https://studbooks.net/2146645/literatura/zaklyuchenie
https://science-education.ru/ru/article/view?id=15113
https://studopedia.ru/10_214890_kazanskaya-lingvisticheskaya-shkola-lingvisticheskie-vzglyadi-ivana-aleksandrovicha-boduena-de-kurtene.html?ysclid=ldsu75ew65988922585
http://genling.spbu.ru/llf/texts/preprints/Boduen1899b_.pdf
https://knowledge.allbest.ru/languages/3c0b65625a3bd78b5d53a89521316c37_0.html?ysclid=ldswwge2o159464013
https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/BODUEN_DE_KURTENE_IVAN_ALEKSANDROVICH.html