Файл: Основное и дополнительное оборудование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1.5
Основное
и
дополнительное
оборудование,
средства программного обеспечения учебно-
производственной мастерской в соответствии с
образовательной
программой
среднего
профессионального образования
Актуальность темы
Оборудование и технологии, в том числе,
российские аналоги компьютерных программ
являются основой для развития, конкурентной
устойчивости в любом виде промышленности,
любого предприятия. Среднее профессиональное
образование в современных условиях кластерных
систем, должно иметь возможность готовить
специалистов на реальном оборудовании, с учетом
изменений технологий.
Цель лекции
Общий обзор технологических нововведений,
оборудования, программ.
1.План лекции:
1. Принципы работы и конструктивные особенности оборудования учебно- производственной мастерской.
2. Средства программного обеспечения учебно-производственной мастерской.
3. Тенденции развития, использования, внедрения и насыщения современным оборудованием учебно-производственных мастерских, в том числе, в условиях импортозамещения.
2. Содержание:
1. Принципы работы и конструктивные особенности оборудования
учебно-производственной мастерской

Инфраструктура и материально-техническое оснащение мастерской по соответствующей компетенции должны соответствовать инфраструктурным листам WSR по компетенциям и планам застройки мастерской.
Инфраструктурные листы WSR по компетенциям и планы застройки мастерских ежегодно актуализируются Союзом и размещаются на ресурсе
«Единая система актуальных требований – ЕСАТ», расположенном по адресу esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(далее – ЕСАТ). В случае отсутствия соответствующих инфраструктурных листов ВорлдскиллсРоссия по компетенции используются требования ФГОС
СПО и примерных основных образовательных программ.
Зонирование помещений мастерских осуществляется в соответствии с выбранной компетенцией, а также с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами. Брендирование мастерских по приоритетным группам компетенций, опубликованных на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации
(https://edu.gov.ru/).
Для оценки соответствия материально-технического оснащения мастерских условиям сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта
Союза мастерская должна пройти аккредитацию в качестве ЦПДЭ по соответствующей компетенции.
Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования определен приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199.
Рекомендации по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, материально-технической базой по приоритетным группам компетенций разработаны во исполнение пункта 3
Плана мероприятий реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального

образования)», утвержденного проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. N 3, Паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. N 16), а также в соответствии с «Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации".
В целях реализации мер по обеспечению использования в системе среднего профессионального образования стандартов «Ворлдскиллс» применяются базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров, одобренные Координационным советом Министерства просвещения Российской Федерации по модернизации системы подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (протокол от 7 декабря 2018 г. N ИП-6/05пр).
Мастерская - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, оснащенное современной материально- технической базой по одной из компетенций для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.
Создание мастерских, оснащенных современной материально- технической базой по одной из компетенций, осуществляется во исполнение перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству от
21 сентября 2015 г. N Пр-1921 (пункт 1 "д") по следующим направлениям:
• промышленные и инженерные технологии,
• информационные и коммуникационные технологии,
• строительство,
• обслуживание транспорта и логистика,

• искусство и дизайн,
• сфера услуг,
• сельское хозяйство,
• социальная сфера.
Техническое описание компетенции - документ, который включает в себя следующие обязательные составляющие:
1) перечень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и выполнения практических работ и заданий (спецификация стандарта компетенции Ворлдскиллс Россия);
2) описание практических работ и заданий, на основ ании которых проводится оценивание владения компетенцией;
3) критерии, аспекты и правила оценивания выполнения практических работ и заданий;
4) инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции;
5) требования к организации рабочего места и технике безопасности при выполнении практических работ и заданий.
Инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции - составная часть технического описания компетенции, включающая в себя перечень необходимого оборудования, инструментов, расходных материалов, мебели, вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, офисных принадлежностей и других предметов, необходимых для оснащения рабочего места и проведения практической подготовки.
Рабочее место - место в мастерской, оснащенное в соответствии с инфраструктурным листом Ворлдскиллс Россия по компетенции для выполнения практических работ и заданий.
План застройки мастерской - документ, отражающий расположение оборудования, ограждений, а также требования по подключению к информационным, энергетическим и иным системам обеспечения функционирования рабочих мест.


Демонстрационный экзамен - форма аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Союзом, проводится на базе центра проведения демонстрационного экзамена. Центр проведения демонстрационного экзамена
(ЦПДЭ) - организация, располагающая площадкой (мастерской), аккредитованной для проведения демонстрационного экзамена по соответствующей компетенции, материально-техническое оснащение которой соответствует мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия.
Мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по одной из компетенций, могут обеспечивать реализацию следующих функций:
• образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам
(программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) на уровне, соответствующем мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия, реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых;
• обеспечение условий для оценки компетенций и квалификаций обучающихся и слушателей;
• сопровождение профориентационных мероприятий обучающихся образовательных организаций, в том числе обучение первой профессии.

Материально-техническая база мастерской должна соответствовать требованиям инфраструктурных листов
Ворлдскиллс
Россия по соответствующей компетенции, размещенных на сайте Союза в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на момент формирования заявки на получение гранта. В случае отсутствия инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия применяются требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) и примерных основных образовательных программ.
К 2024 году, в соответствии с федеральным проектом, планируется создание не менее 5000 мастерских, оснащенных современной материально- технической базой по одной из компетенций, что позволит:
• выстроить систему эффективного дополнительного профессионального образования и профессионального обучения по профессиям, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза;
• обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами
Ворлдскиллс Россия;
• оказать влияние на рост конкурентоспособности среднего профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
Организационно-правовые основы создания мастерских в образовательных организациях определяет
Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(далее -
Федеральный закон).
Статьей 27 Федерального закона предусмотрено, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные

структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе учебные и учебно-производственные мастерские и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
Структурные подразделения образовательной организации действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденных в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Каждая создаваемая мастерская является структурным подразделением образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования. Руководитель образовательной организации утверждает положение о структурном подразделении - мастерской по одной из компетенций.
Сотрудники, привлекаемые к работе в мастерских, проходят повышение квалификации по соответствующей компетенции, в том числе с получением сертификата эксперта с правом оценки демонстрационного экзамена, в рамках исполнения пункта 25 плана мероприятий реализации федерального проекта "Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)". В случае отсутствия в текущем календарном году возможности реализации дополнительной профессиональной программы по необходимой компетенции допускается реализация дополнительных профессиональных программ на иных площадках по соответствующим компетенциям.
Мастерская создается по одной из компетенций из перечня компетенций
Ворлдскиллс Россия и оснащается на основе требований инфраструктурного листа Ворлдскиллс Россия по компетенции, а также плана застройки мастерской с учетом планируемого количества рабочих мест. В случае, когда в соответствии с приоритетным социально-экономическим развитием
субъекта Российской Федерации появляется необходимость в создании мастерской по компетенции, не входящей в перечень компетенций
Ворлдскиллс, и, в силу этого, не имеющей технического описания, разработанного
Ворлдскиллс, образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить локальным нормативным актом описание профессиональной компетенции, осваиваемой в рамках профессии
(специальности) среднего профессионального образования по направлению создания мастерской.
Мастерские могут создаваться организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования, как самостоятельно за счет собственных (привлеченных внебюджетных) средств, с привлечением средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет поддержки из федерального бюджета.
В случае привлечения средств федерального бюджета экономическая модель оснащения мастерских образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современной материально-технической базой по одной из компетенций предусматривает софинансирование мероприятий регионального проекта, направленного на обновление и модернизацию материально-технической базы образовательных организаций, из двух источников: средств федерального бюджета; средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Софинансирование из средств федерального бюджета осуществляется путем предоставления образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, гранта в форме субсидии из федерального бюджета. Грант предоставляется по итогам конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения
Российской Федерации (далее - Министерство), в соответствии с правилами предоставления грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках

реализации отдельных мероприятий национального проекта "Образование" и национального проекта "Цифровая экономика" государственной программы
Российской
Федерации "Развитие образования"
предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий юридическим лицам.
Инфраструктура и материально-техническое оснащение мастерской по соответствующей компетенции должны соответствовать инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планам застройки мастерской.
Инфраструктурные листы Ворлдскиллс Россия по компетенциям и планы застройки мастерских ежегодно актуализируются Союзом и размещаются на ресурсе "Единая система актуальных требований - ЕСАТ", расположенном по адресу esat.worldskills.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕСАТ). В случае отсутствия соответствующих инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия по компетенции используются требования ФГОС СПО и примерных основных образовательных программ(https://edu.gov.ru).
Для оценки соответствия материально-технического оснащения мастерских условиям сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта
Союза мастерская должна пройти аккредитацию в качестве ЦПДЭ по соответствующей компетенции (www.ovd.com.ru.).
Основным механизмом совместного использования образовательными организациями современной материально-технической базы по приоритетным направлениям компетенций в субъекте Российской Федерации являются сетевое взаимодействие (сетевая форма реализации образовательных программ), а также использование материально-технической базы в соответствии с гражданско-правовым законодательством Российской
Федерации по договорам аренды или безвозмездного пользования.
Совместное
использование
образовательными
организациями
материально-технической базы мастерских осуществляется на основании:
Гражданского кодекса Российской Федерации
;

Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
;
Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
(в части положений, регламентирующих сетевую форму реализации образовательных программ);
ФГОС СПО по профессиям и специальностям;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования
, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 г. N 464
;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292
Мастерская используется: педагогическими работниками, обучающимися и слушателями в целях реализации образовательного процесса, проведения процедуры аттестации, а также иными лицами, вовлеченными в реализацию образовательной программы в сетевой форме; физическими и юридическими лицами - участниками взаимодействия, в том числе образовательными организациями, производственными предприятиями и организациями, коммерческими структурами и т.д.
При совместном использовании материально-технической базы образовательной организации в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной программы такой договор должен содержать сведения о характере и объеме ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы реализации образовательных программ.