Файл: Н. Н. Ланге Организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экспериментальная психология

_____________________________________________________




Группа 22П1713в

___________
Студент
Е. А. Захарова
___________

МОСКВА 2023

Практическое задание №1

Задание № 1. Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».



ФИО ученого

Достижения

1

Н. Н. Ланге

  • Организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса).

  • Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, «лестницы форм». Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода «дуге», которое он заменил схемой «кольца».

2

А. А. Токарский

Вел работы В Московском университете.

Токарский первым в России начал преподавать экспериментальную психологию и психотерапию в России. Став в 1895 г. приват-доцентом медицинского факультета начал читать два новых курса – Физиологическую психологию с упражнениями по психометрии и Терапевтическое применение гипноза.

В 1888 г. напечатал свой труд Гипнотизм и внушение. Это была одна из первых в России монографий в области «научного изучения гипнотизма».

3

В. В. Чиж

Первый из русских врачей-психиатров, применивший эксперимент в своих клинико-психологических исследованиях, и один из основоположников психологической теории личности и индивидуальности.

Вел лабораторные работы в Юрьеве.

В первой половине 1886 г. он опубликовал результаты экспериментального исследования «Апперцептивные процессы у душевнобольных», выполненного в созданном при больнице психологическом кабинете. Это было первое экспериментально-психологическое исследование, проведенное в России в русле взглядов В. Вундта

4

В. М. Бехтерев

Начал экспериментальное изучение больных в клинической психологии и разработал ряд конкретных методических приемов объективного психологического изучения, среди которых словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, задания для оценки работоспособности больного и др.

Вел такое понятие, как рефлексологичний эксперимент

5

А. Ф. Лазурский

Работа «Очерк науки о характерах» (1909 г.)

Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

6

Г. И. Челпанов

Организация Московского психологического института. Объединение всех психологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии

7

П. И. Ковалевский

Организатор первой в Украине самостоятельной кафедры психиатрии и одной из первых экспериментально-психологических лабораторий при Киевском университете, ректор Варшавского университета, член Русского Собрания (РС), Всероссийского национального клуба (ВНК) и Всероссийского национального союза (ВНС).

Создал в 1882 году отдельной классификации психических заболеваний, основанной на нарушениях обмена в мозгу и ЦНС.



Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения

1

И. Гербарт

Разработал сложный аппарат описания «статики и динамики» представлений — первоэлементов души.

2

Эрнст Вебер

Немецкий психофизиолог и анатом, исследовал связь между внешними раздражениями и вызываемыми ими ощущениями.

3

Г. Т. Фехнер

Пороги ощущений и отношения между стимулом и интенсивностью ощущения изучал немецкий физик.

4

Г. Л. Гельмгольц

Стал центральной фигурой в области создания основ психологии как науки, имеющей собственный предмет. Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического.

5

Франц Дондерс

Основателем психометрии, наряду с Вебером и Фехнером, по праву считается голландский физиолог, занимавшийся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.

6

Э. Пфлюгер

Введение психического фактора как регулятора поведения организма было связано с работами немецкого.

7

Ф. Месмер

Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача.

8

Д. Уотсон

Основатель бихевиоризма.

9

Г. Эббингауз

Изучения памяти с помощью строгих научных методов.

10

Э. Титченер

Основатель структурной психологии в США.


Задача №2. Доклад: «Вклад бихевиоризма в развитие экспериментальных методов исследования».

В начале XX в. психология как наука переживала кризис. Причин тому было несколько: отрыв психологии от практики, почти тупиковая ситуация, связанная с многолетним использованием интроспекции в качестве основного метода научного исследования, оказавшегося несостоятельным; невозможность объяснить ряд основополагающих проблем, в частности, связь психических явлений с физиологическими и поведением человека. Одновременно в психологии обнаружился колоссальный разрыв между теоретическими построениями и конкретным поведением человека. Кризису способствовала и теория эволюции Ч. Дарвина, которая анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства. В биологическом плане человек перестал быть существом особого рода; в его поведении обнаруживалось много общего с животными. Дарвин сделал первый решительный шаг в признании единства психики человека и животных. В свете этих данных возник интерес к поиску общего между человеком и животными и в других отношениях, например в интеллектуальных и речевых способностях.



К этому времени образцом науки становятся точные и естественные знания. Психология на тогдашнем этапе этим требованиям не отвечала. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии. Попытки его преодоления привели к созданию целого ряда новых, в том числе экспериментальных, направлений. Среди них непосредственное отношение к зоопсихологии имели бихевиоризм, гештальтпсихология и сравнительная психология.

Бихевиоризм (от англ., behavior – поведение) относится к экспериментальным методам, возникшим в период кризиса психологии в первые годы XX в. Его создателем считается американский ученый Джон Уотсон (1878–1958 гг.). Он открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии, а именно душевных явлений (объявив их принципиально непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов) на поведение, проявления которого можно зарегистрировать и оценить количественно. Для этого вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен па выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснить поведение как реакции на стимулы. Основные положения бихевиоризма Дж. Уотсон четко сформулировал в программной статье 1913 г. «Психология глазами бихевиористам».

Он утверждал:

  • Поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;

  • Анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;

  • Основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение.

Эти положения произвели настоящий переворот в экспериментальной психологии. Впоследствии они были дополнены и расширены другими исследователями. С точки зрения бихевиористов, поведение животных и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать. Жесткая концептуальная схема бихевиоризма породила целый ряд новых, специфичных для него терминов. Именно бихевиористы были сторонниками упомянутой выше тенденции исследовать поведение только двух видов лабораторных животных – белой крысы и голубя. Они активно отстаивали тезис, что исследования психики должны сводиться к изучению поведения, прежде всего к анализу связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (формула «стимул-реакция», S-R).


Сформулированные Д. Уотсоном принципы получили очень широкое распространение и дальнейшее разноплановое развитие. Большой вклад в развитие бихевиоризма внес американский исследователь Б. Ф. Скиннер (1904–1990 гг.). Он создал один из наиболее известных ныне методов изучения инструментальных, или оперантных, условных рефлексов в специальной экспериментальной камере, получившей среди исследователей название скиннеровской камеры.

Стремление к объективизации науки о поведении в психологии, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе. Однако полностью оторваться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении высших животных и особенно – человека. Даже Дж. Уотсон не мог полностью отрицать наличия и значения психических явлений в жизни человека. Он считал их функциями, которые выполняют некоторую активную роль в приспособлении организма к условиям жизни. В процессе развития бихевиоризма появились экспериментальные факты, выводы из которых вступили в противоречие с основными догмами этого учения. Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями.

Это произошло уже в 1930-е гг., когда Э. Толмен сформулировал новую концепцию, основанную на признании целенаправленности в поведении животного и допускавшую существование физиологических процессов, которые опосредуют проявление реакции на стимул. Эта концепция послужила основой для последующего изучения когнитивных процессов и была названа необихевиоризмом.

В настоящее время убежденных сторонников "чистого" бихевиоризма практически не осталось. Однако это направление продолжает привлекать к себе внимание в связи с интересными исследованиями на человеке, в первую очередь благодаря работам Б. Ф. Скиннера.

* * *

Список использованной литературы

  1. Барановская, Т. А. Обзор зарубежных теорий обучения. Исторический очерк / Т. А. Барановская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 11. - с. 216 - 222.

  2. Головачева, И. В. Свобода, стимул, реакция (бихевиоризм в утопиях О. Хаксли и Б. Ф. Скиннера) / И. В. Головачёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 57. - с. 145 - 150.

  3. Желтов, В. В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учебное пособие / В. В. Желтов, М. В. Желтов. - Кемерово - ФГУИПП «Кузбасс», 2004. - 850 с.

  4. Зборовский, Г. Е. История социологии. Классический и современный этапы: ученик / Г. Е. Зборовский. - Екатеринбург. - УралГППУ, 2003 г. - 872 с.

  5. Зубова, Л. В. К проблеме определения понятия агрессии в социологической литературе / Л. В. Зубова, А. А. Краснова // Образование и саморазвитие. - 2008 г. - Т. 4. - № 10. - с. 149 -154.

  6. Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохорова. - Т. 2. - М. - Издательство: Советская энциклопедия, 1971 г. - 1006 с.




Практическое задание №2
Задание №1. Эссе на тему: «Этика психологических исследований».

В психологии, как и в любой науке, затрагивающей вопросы формирования и развития личности человека, этические нормы и вопросы требует особого внимания. В психологической науке аспекты этики крайне важны, поскольку деятельность практикующего психолога непосредственно затрагивает жизни других людей. Любой психолог-практик в той или иной степени знаком с этическим кодексом, регулирующим нормы этики в профессии. В основе вышеуказанного кодекса лежит старейший принцип медицинской этики – «Не навреди». Данное высказывание подразумевает следующее: предугадать, расписать и спрогнозировать абсолютно все возможные нюансы деятельности практикующего психолога невозможно, поэтому в отдельных случаях стоит полагаться не на конкретный алгоритм, а на собственную интуицию и индивидуальные творческие способности.

На мой взгляд, при подобном комплексном подходе к каждому клиенту и будет реализовывать этический принцип «Не навреди». Успешно практикующего в рамках этического кодекса психолога с уверенностью можно назвать высокоразвитым в личностном отношении и компетентным специалистом. Такой психолог осознает возложенную на него ответственность, он является профессионалом своего дела.

Подобный специалист не станет предвзято судить о клиенте, исходя из его личностных убеждений, социального статуса, религиозных взглядов и других особенностей.

Все вышеперечисленные принципы применимы и к самому психологу. Практик несет ответственность за качество оказываемых клиенту услуг, а это подразумевает постоянное саморазвитие и самосовершенствование психолога. Повышение собственного профессионального уровня крайне важна для практикующего психолога.

Помимо этого, специалисту нужно уметь разграничивать работу и отдых, соблюдать баланс. Профессия психолога находится в числе наиболее подверженных риску профессионального выгорания. Поэтому если специалист-практик в конкретный момент не способен в силу определенных причин качественно оказать услугу и может при этом навредить человеку, то согласно этическому кодексу, ему следует либо отказаться от работы с данным клиентом, либо перенаправить его к другому психологу.