Файл: Рабочая тетрадь политология студент (фио) Чебан Ричард.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Разделение властей закрепляется конституцией;
2. Согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
3. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
4. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
5. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Выделите признаки президентской, парламентской и смешанных систем
Признаки президентской системы | 1) всенародные выборы главы государства — президента; 2) президент определяет состав правительства и руководит его деятельностью; 3) президент имеет значительные полномочия в области законодательства; 4) сроки нахождения у власти как президента, так и парламента жестко фиксированы и не зависят друг от друга. |
Признаки парламентской системы | 1) наличие представительного учреждения; 2) свободные выборы как способ формирования представительного учреждения; 3) верховенство закона; 4) разделение властей; 5) обязательное согласие между политикой правительства и политическими желаниями парламента; 6) свободный мандат депутатов парламента; 7) лоббистская деятельность парламентариев. |
Признаки президентско-парламентской системы | «сильный» парламент и «сильный» президент президент имеет широкие полномочия, избирается в ходе всенародного голосования, но не является главой правительства помимо президента есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями в формировании правительства участие принимают как президент, так и парламент правительство несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом |
Сделайте вывод о возможности отнесения Российской Федерации к одному из типов систем).
По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления
Проведите сравнение идеологий либерализма и социализма
| Либерализм | Социализм |
Отношение к человеку | стремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией | Приоритет интересов общества, а не личности. Отрицание индивидуализма и эгоизма, коллективизм |
Отношение к государству | Либералы отводят государству небольшую роль, считая, что его усиление тормозит развитие экономики, культуры, общественной жизни. Государство не должно владеть собственностью, управлять предприятиями, оно должно находиться под полным контролем гражданского общества | Социализм провозглашает такие понятия, как «народная власть» и «общественная собственность». Однако внятного материального выражения этих понятий он не выработал, поэтому в качестве монопольного общественного института, обладающего властью и собственностью, объявляется государство. Исключительно сильное государство владеет предприятиями, распределяет материальные блага, чиновники наделены огромными полномочиями. Как правило, при социализме государственный аппарат имеет огромные размеры, а номенклатура превращается в отдельную категорию граждан |
Отношение к экономике | Либералы утверждают господство частной собственности. Государство в отдельных случаях тоже может владеть собственностью, но не в ущерб частным владельцам. Если государство владеет предприятиями, то они должны функционировать только на либеральных принципах, свободно конкурируя с частными организациями. Абсолютно все граждане имеют право свободно производить, продавать и покупать товары и услуги. Производство и цены на товары при этом контролируются соотношением спроса и предложения. Частная собственность защищается законом. Государство не имеет права изымать собственность у владельца, за исключением случаев, когда собственник грубо нарушает закон. Изъятая собственность чаще всего не поступает в распоряжение государства, а продаётся новым владельцам | Социалисты провозглашают общественную собственность на средства производства. В реальности, однако, это сводится к монопольной государственной собственности. Права гражданского населения сильно ограничены или полностью отсутствуют. Производство товаров и услуг осуществляется на основе чёткого планирования «сверху», строгих директив. При этом владелец производства — государственный чиновник — не учитывает спрос и имеющееся предложение, в результате чего одних товаров производится слишком много, а других — слишком мало. Твёрдые государственные цены на товары не учитывают материальные возможности населения. Значительная часть производимых благ сбывается не путём продажи, а с помощью прямого распределения. При этом уравнительное распределение благ не учитывает вложенного конкретным потребителем труда: один и тот же «паёк» получает и тот, кто много трудился, и тот, кто сидел сложа руки. На практике, однако, уравнительное распределение заменяется сословно-кастовым и профессиональным: номенклатура получает один набор товаров и услуг, граждане — другой. Работнику оборонной промышленности полагается одно, работнику гражданской промышленности — другое.) |
Отцы-основатели идеологий | Джон Локк | Фридрих Энгельс |
Выделите три основных тезиса послания Президента РФ Федеральному собранию в прошлом году, приведите соответствующую цитату и собственный комментарий-оценку значимости тезиса. Оцените, как этот тезис реализовывался в текущем году.
Тезис | Цитата | Комментарий |
Необходимости вновь выйти на устойчивый рост численности населения. | Сбережение народа России — высший национальный приоритет. Стратегия в том, чтобы выйти на устойчивый рост. Надо добиться, чтобы к 2030 году выйти на среднюю продолжительность жизни 78 лет. | При этом в стране огромное кол-во мигрантов, которые дыхнуть не дают россиянину во всех сферах. С учетом нынешней ситуации в мире и пандемией, цифры из рода фантастики. |
Программу мат.капитала продлят, выплата вырастет и будет положена за первенца. | Нуждающимся беременным женщинам будут выплачивать по 6 350 рублей в месяц | Это вместо тех смешных 700 Р, что раньше выплачивались при постановке на учет в ранние сроки беременности. Но та сумма была положена всем, а новая — с учетом нуждаемости. |
Больничный по уходу за детьми | Оплата больничного по уходу за ребёнком до 7 лет будет в размере 100% от заработка. | но не более 74 001 |
Обеспечить рост доходов граждан | Рост цен, съедает доходы россиян. Задача правительства - сформировать долговременные условия, которые будут гарантировать регулирование цен и насыщение рынка. Никто не говорит, что мы директивные цены устанавливать будем. Не надо тень на плетень наводить | Прошел год, ситуация не изменилась, только ухудшилась. Когда, придя в магазин, даже сахар купить нельзя, потому что его просто нет. А сейчас импортные товары исчезают, а за столько лет ничего отечественного предложить не могут. |
Динамика доходов населения | Главная задача — восстановить рост реальных доходов. Государство должно оказывать прямую поддержку семьям, которые оказываются в сложной ситуации. | Движения в этом пути есть, будем надеяться они будут только улучшаться. |
Развитие туризма | Приоритетом в инфраструктуре станут дороги, развитие территорий и туристических кластеров | Внутренний туризм набирает всё больше оборотов, дорог тоже становится больше. Но все же пробки будут всегда. |
| | |
Дайте характеристику пропорциональной и мажоритарной избирательным системам
| Пропорциональная система | Мажоритарная система |
Особенность подсчета голосов | используется на выборах в парламент. По ней места в парламенте распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, отданных за каждую из них. | принимаются в расчет только голоса, отданные за кандидата, получившего большинство голосов. Победитель получает все. Эта система действует в Великобритании, США, Франции, Японии и в Беларуси. Она основана на одномандатных округах, т.е. от округа избирается только один депутат. |
Разновидности | по закрытым партийным спискам - когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. по открытым партийным спискам - когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке. Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Финляндии, Нидерландах, Бразилии и Демократической Республике Конго. | Относительного большинства - предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем любой из его соперников в отдельности.При этой системе обычно не устанавливается ни обязательность участия в голосовании ни обязательный минимум избирателей, допущенных к участию в голосовании. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Абсолютного большинства - Кандидату для избрания необходимо набрать в первом туре свыше 50% голосов избирателей округа. В качестве базы для подсчета голосов может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными, либо общее число зарегистрированных избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участников избирателей в голосовании; если не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными Квалифицированного большинства - кандидат должен набрать установленное число голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и во всяком случае превышает большинство абсолютное. В России такая разновидность мажоритарной системы не применяется. |
Преимущества для политической системы | 1) голоса избирателей распределяются пропорционально, минимизируется их потеря 2) учитываются интересы различных общественных групп 3) происходит содействия развитию партийной системы и партийной идеологии 4) существует меньше возможностей для фальсификаций результатов волеизъявления граждан | 1) наличие постоянной связи между кандидатом и избирателями округа; 2) избиратели голосуют за конкретного человека, которую могут оценить; 3) потенциальный демократизм, поскольку победителя поддерживает большинство избирателей; 4) простота в подсчете голосов; 5) в парламент попадают лишь крупные политические партии, в свою очередь способствует стабильности парламентских коалиций и правительств; 6) наличие у кандидата значительной свободы в действиях, поскольку он обязан своим избранием избирателям округа, а не партийному руководству; 7) возможность контроля за деятельностью депутата, персональная его ответственность перед избирателями. |
Недостатки для политической системы | В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности. | Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут. |
Примеры стран, в которых применяются | Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Казахстан, Нидерланды, Польша, Румыния, Эстония | США, Великобритания,, Канада,, Индия, Франция |
Какие избирательные системы и в каких случаях применяются в России?
Мажоритарная избирательная система – система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.
При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную Думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной Думы РФ избирались по одномандатным избирательным округам, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 года все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.
Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.
Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.