Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования красноярский государственный педагогический.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Кафедра специальной психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль Специальная психология
Программа подготовки: прикладной бакалавриат квалификация: Бакалавр
Красноярск 2016
Рабочая программа дисциплины «Психологическое консультирование» составлена старшим преподавателем кафедры специальной психологии Панкратовой Л.В.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры специальной психологии протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой С.Н. Шилов
Одобрено научно-методическим советом направления подготовки кафедры коррекционной педагогики
Протокол №1 от 14 сентября 2016 г.
Председатель
С.Н. Шилов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Семейное консультирование» разработана согласно ФГОС
ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата).
Дисциплина «Семейное консультирование» относится к базовой части дисциплин по выбору согласно учебного плана, изучается на пятом курсе в 10 семестре, индекс дисциплины в учебном плане. Б1.В.ДВ.12.2
Трудоемкость дисциплины (общий объем времени, отведенного на изучение дисциплины) составляет 2 з.е. или 144 часов, из них 12 часов аудиторных занятий (6 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских) и 128 часов самостоятельной работы для бакалавров заочной формы обучения.
Цели освоения дисциплины: Цель курса «Семейное консультирование» теоретическая и практическая подготовка студентов, будущих специальных психологов к самостоятельной работе, видов и способов деятельности, необходимых для решения практических задач психологического консультирования, развитие личностных и профессиональных качеств психолога- консультанта.
Планируемые результаты обучения. В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями.
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения
Задачи освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения по дисциплине
(дескрипторы)
Код результата обучения
(компетенция)
Изучение теоретических и методологических основ семейного консультирования.
—
Знать:
-этических принципов психологического консультирования;
-основных правил проведения консультирования;
-специфики психологического консультирования семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
ОК – 6
ОК-7
ПК – 7
ПК-11
Дать конкретные знания о структуре и методах консультирования
Уметь:
-теоретическими основами
ОК – 6
ОК-7
психологического консультирования;
-методологическими принципами психологического консультирования;
-практическими навыками в некоторых видах семейного консультирования.
ПК – 7
ПК-11
Знакомство с основными ведущие теоретическими направлениями и школами консультирования
Владеть:
-ведения интервью;
-использования диагностических методов консультирования;
-формирования практических рекомендаций.
ОК – 6
ОК-7
ПК – 7
ПК-11
Контроль результатов освоения дисциплины. В ходе изучения дисциплины используются такие методы текущего контроля успеваемости как подготовка к семинарам, посещение лекций, подготовка презентаций и докладов по выбранной проблеме. Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в разделе
«Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации».
Итоговая форма контроля – экзамен.
Перечень образовательных технологий, используемых при освоении
дисциплины:
1. Современное традиционное обучение (лекционно-семинарская-зачетная система).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): а) интерактивные технологии (дискуссия, проблемный семинар);
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: а) технологии индивидуализации обучения.
-методологическими принципами психологического консультирования;
-практическими навыками в некоторых видах семейного консультирования.
ПК – 7
ПК-11
Знакомство с основными ведущие теоретическими направлениями и школами консультирования
Владеть:
-ведения интервью;
-использования диагностических методов консультирования;
-формирования практических рекомендаций.
ОК – 6
ОК-7
ПК – 7
ПК-11
Контроль результатов освоения дисциплины. В ходе изучения дисциплины используются такие методы текущего контроля успеваемости как подготовка к семинарам, посещение лекций, подготовка презентаций и докладов по выбранной проблеме. Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в разделе
«Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации».
Итоговая форма контроля – экзамен.
Перечень образовательных технологий, используемых при освоении
дисциплины:
1. Современное традиционное обучение (лекционно-семинарская-зачетная система).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): а) интерактивные технологии (дискуссия, проблемный семинар);
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: а) технологии индивидуализации обучения.
Технологическая карта обучения дисциплине
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
(наименование дисциплины)
бакалавров ООП
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Профиль Специальная психология
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
по заочной форме обучения
(общая трудоемкость 2 з.е.)
Наименование разделов и тем дисциплины
Всего часов
Аудиторных часов
Внеауди- торных часов
Формы и методы контроля всего лекций семинаров лаборат. работ
Модуль 1.
Социокультурная
природа семьи.
Тема.1 Семья и брак в культурно- историческом контексте.
Тема 2.Стадии жизненного цикла семьи
19 3
2 1
16
Составление словаря специальных терминов дисциплины.
Проверка содержания конспекта
Модуль 2. Основные
параметры семейной
системы.
Тема 3. Исторические, структурные, динамические параметры семейной системы
Тема4. Психология супружеских отношений
39 3
1 2
36 1.Подготовка к занятию по теме.
2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов.
Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки.
Написание рефератов.
Анализ работы на занятиях.
Модуль 3. Детско-
родительские
отношения
Тема5. Основные характеристики детско-родительских отношений. Типы семейного воспитания
Тема 6.
Консультирование по вопросам детско- родительских отношений.
43 3
2 1
40 1.Подготовка к занятию по теме.
2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов.
Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки.
Написание рефератов.
Анализ работы на занятиях.
Модуль 4. Основы
семейного
консультирования
Тема 7.
Диагностические техники и методики.
Тема 8.
Игровая семейная терапия. Работа социального педагога с семьей.
39 3
1 2
36 1.Подготовка к занятию по теме.
2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов.
Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки.
Написание рефератов.
Анализ работы на занятиях.
ИТОГО:
140
12
6
6
-
128
Форма итогового
контроля по
учебному плану
Экзамен
4
Всего:
144
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Учебная дисциплина «Семейное консультирование» относится к вариативной части дисциплин по выбору.
Для успешного усвоения дисциплины необходимы прочные знания по методам психокоррекции, методам психодиагностики. Освоение дисциплины необходимо для изучения курса основы психотерапии, конфликтология.
Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОП и строится на принципах отбора содержания и организации учебного материала:
- научности содержания – соответствие содержания образования уровню современной науки;
- доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки аспирантов;
- системности и последовательности – осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;
- преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами;
- целостности – учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;
- модульности – укрупнение дидактических единиц.
Технология обучения по дисциплине включает в себя лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, промежуточный тестовый контроль, экзамен в конце курса. В ходе работы активно применяются мультимедийные материалы, таблицы, специальное оборудование.
Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ООП бакалавриата – развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций.
Лист согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами
образовательной программы
на 2016/ 2017 учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
Кафедра
Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.
Принятое решение
(протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
Возрастная психология
Специальная психология протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Психолого- педагогическая коррекция
Специальная психология протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Психологическое консультирование
Специальная психология протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Психотерапия
Специальная психология протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Заведующий кафедрой С.Н. Шилов
Председатель НМСС(Н) С.Н. Шилов
Протокол № 1 от 14 сентября 2016 г.
Содержание теоретического курса
Модуль 1. Социокультурная природа семьи.
Тема 1. Семья и брак в культурно-историческом контексте.
Понятия «семья» и «брак». Функции семьи (репродуктивная,
хозяйственно-экономическая,
образовательно-воспитательная,
производственная, сексуально-эротическая, духовная, социального контроля,
социально-статусная, эмоциональная, психотерапевтическая).
Характеристика основных форм семейно-брачных отношений на разных стадиях развития общества: промискуитет, групповой брак (неделимая семья), сегментарный брак, полигиния; моногамный брак. Семейно-брачные отношения в древности и в средневековом европейском обществе. Семья в России: языческая и христианская семья, Домострой, демократизация семейно-брачных отношений. Этнические и конфессиональные особенности современных семей.
Национальные и культурные традиции западных и восточных семей по
Н.Пезешкиану. Христианская модель семьи, мусульманская модель семьи.
Типы современных семей. Особенности современной эгалитарной семьи.
Современные тенденции изменения характеристик семьи: полифункциональность добрачного межполового общения, дерегламентация процесса выбора брачного партнѐра, изменение системы ценностей в области полоролевого поведения. Полоролевое распределение в современной семье.
Удовлетворѐнность браком и еѐ детерминанты в современной семье.
Тема 2. Стадии жизненного цикла семьи.
Два закона функционирования семьи: закон гомеостаза и закон развития.
Жизненный цикл развития семьи как объективные события в контексте возрастных изменений членов семьи. Критерии периодизации: жизненные цели, задачи, реализуемые для достижения этих целей; состав; переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками семейной системы. Стадии жизненного цикла семьи: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период обретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»), период жизни после отделения детей. Вступление в брак. Формирование внутрисемейной коммуникации: установление правил взаимодействия и определение границ семьи.
Выстраивание отношений с родителями. Изменения в семье в связи с рождением ребѐнка: новая идентичность молодых супругов, перераспределение ролей, переструктурирование отношений внутри расширенной семьи, изменение ролей и отношений вне семьи. Зрелая семья. Положительные и отрицательные стороны стабилизации (ригидности) взаимоотношений в семье. Проблемы супружеских отношений в период кризиса середины жизни. Перестройка отношений с взрослеющими детьми. Уход взрослых детей как закономерный этап жизненного цикла семьи. Особенности внутрисемейной коммуникации с взрослыми детьми.
Трудности реадаптации супругов к диадным отношениям. Освоение ролей бабушки и дедушки. Супружество в старости. Изменения в жизни семьи в связи с выходом на пенсию. Компенсаторные реакции пожилых супругов. Проблема вдовства.
Модуль 2. Основные параметры семейной системы.
Тема 3. Исторические, структурные, динамические параметры семейной
системы
Теория семейных систем М.Боуэна. Основные концепции: концепция о дифференциации Я; концепция о триангуляции; концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи; концепция о проективных процессах в семье; концепция о многопоколенной передаче; концепция об эмоциональном разрыве; концепция о позиции сиблингов; концепция о социальной регрессии. Метод генограммы - исследование расширенной (многопоколенной) семьи и семейной истории: семейных сценариев, совпадений, юбилейных синдромов и т.д.
Основные структурные характеристики семьи: подсистемы (супружеская подсистема, сиблинговая подсистема, родительская подсистема и т.д.); границы: внешние, внутренние границы (жесткие, ригидные, оптимальные, размытые, проницаемые), альянсы, коалиции, иерархия, сплоченности (от экстремально высокого, до экстремально низкого).
Коммуникации как обмен сообщениями или взаимодействиями сообщением метакоммуникации паттернов поведения паттернами коммуникаций
(симметричные, комплиментарные и метакомплиментарный), семейные правила, уровень правил как метауровень к уровню коммуникаций, семейный миф, стабилизаторы. Парадоксальные предписания, стратегическая подход в консультировании семьи (Дж.Хейли, К.Маданес).
Тема 4. Модели супружеских отношений.
Особенности сексуальности мужчин и женщин. Типы сексуального поведения. Индивидуальные особенности сексуального поведения и их взаимоурегулирование. Внебрачные связи: типы, мотивы. Гендерные особенности супружеской измены. Проявления ревности в супружеских отношениях. Виды ревности. Особенности ревности мужчин и женщин.
Модуль 3. Детско-родительские отношения
Тема 5. Основные характеристики детско-родительских отношений.
Характер эмоциональных отношений.Характер эмоциональной связи, степень вовлеченности, удовлетворение потребностей, стиль общения, социальный контроль, степень устойчивости и последовательности.
Интегральные показатели: родительская позиция, тип семейного воспитания, образ родителя как воспитателя. Теория привязанности Дж. Боулби; понятие
«достаточно хорошая мать» по Д.В.Винникоту; социокультурная, историческая природа родительской любви. Типы эмоциональной связи: безусловное