Файл: Тема Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специальная психология
Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики
Вопрос 1
Ведущей мировой тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или
: интеграция
Вопрос 2
Выделяют такие направления специальной психологии как
: олигофренопсихология
: сурдопсихология
: тифлопсихология
Вопрос 3
К общим для всех психологических наук принципам относятся
: принцип детерминизма
: принцип развития
: принцип сознания и деятельности
Вопрос 4
К специальным (частным) принципам относятся
: принцип сравнительного подхода
: принцип комплексного подхода
: принцип качественного анализа
Вопрос 5
Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I
: в 1807 г.
Вопрос 6
По указанию императрицы Марии Федоровны первое в России специальное учебно-воспитательное учреждение было открыто
: 14 октября 1806 г.
Вопрос 7
Специальную психологию можно определить, как
: психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение
Тема 2. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Вопрос 1
Группы факторов социального риска, оказывающих негативное влияние на здоровье ребенка
: социально-гигиенические
: медико-демографические
: социально-психологические
Вопрос 2
Идеальная норма — это
: некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях
Вопрос 3
Классификации факторов риска, влияющие на соматическое и психическое здоровье ребенка
: медико-биологические
: медико-социальные
: факторы, связанные с условиями жизни
: медико-организационные
Вопрос 4
Основные группы повреждений в зависимости от ведущего механизма
: гипоксические
: травматические
: токсико-метаболические
: инфекционные
Вопрос 5
Расстройство — это
: отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для человека состояния
Вопрос 6
Статистическая норма — это
: такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Вопрос 7
Функциональная норма — это
: представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека.
Тема 3. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
Вопрос 1
В теории компенсации психических функций Л. С. Выготского выделяют
: пять положений
Вопрос 2
Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций
: компенсация
Вопрос 3
Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях
: биологическом
: психологическом
: социально-психологическом
: социальном
Вопрос 4
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы
: В.И. Лубовским
Вопрос 5
Основные типы дефекта
: повреждение или недостаток воспринимающих органов
: повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов
: недостаток или повреждение центральной нервной системы
Вопрос 6
Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности
: реабилитация
Вопрос 7
Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределов
: абилитация
Тема 4. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации
Вопрос 1
В отечественной научной литературе и практике была принята классификация степеней умственной отсталости, предложенная Э. Крепелином, которая подразделяет умственную отсталость на несколько типов
: дебильность
: имбецильность
: идиотия
Вопрос 2
На сегодняшний день используется классификация умственной отсталости, в которой выделяются следующие степени:
: легкая
: умеренная
: тяжелая
: глубокая
Вопрос 3
Нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем
: инфантилизм
Вопрос 4
Одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений
: психология детей с ЗПР
Вопрос 5
Причины возникновения ЗПР можно разделить на несколько больших групп
: причины биологического характера
: причины социально-психологического характера
Вопрос 6
Раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжёлыми формами недоразвитости мозга
: олигофренопсихология
Вопрос 7
Резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы
: астения
Тема 5. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа
Вопрос 1
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют категории детей
: слепорожденные
: Ослепшие
Вопрос 2
Дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04
: частично, или парциально, слепые
Вопрос 3
Научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: степени поражения слуховой функции; уровня развития речи при данной степени поражения слуха; времени возникновения нарушения слуха было разработано
: Р.М. Боскис
Вопрос 4
Отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности — индивида с полностью или частично нарушенным зрением
: тифлопсихология
Вопрос 5
Отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми расстройствами, а также возможные варианты применения психологических технологий в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений
: логопсихология
Вопрос 6
Раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающий возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания
: сурдопсихология
Вопрос 7
Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью
: позднооглохшие
Тема 6. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
Вопрос 1
Большинство исследователей отмечают следующие основные блоки проявления СДВГ
: гиперактивность
: нарушения внимания
: импульсивность
Вопрос 2
В соответствии с пятым изданием Руководства по диагностике и статистическому учёту психических расстройств DSM-5, выделяют следующие типы СДВГ
: преимущественно невнимательный
: преимущественно гиперактивный/импульсивный
: комбинированный
Вопрос 3
Главные особенности интеллектуального развития детей с аутизмом
: неравномерность
: парциальность
Вопрос 4
Классификация типов расстройств личности и акцентуаций характера подросткового возраста была предложена
: А.Е. Личко
Вопрос 5
Расстройство, проявляющееся структурными, метаболическими, нейрохимическими, нейрофизиологическими изменениями, приводящими к нарушениям процессов обработки информации в центральной нервной системе
: СДВГ
Вопрос 6
Сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах
: ранний детский аутизм
Вопрос 7
Тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере
: дисгармоническое психическое развитие
Тема 7. Психология детей со сложными нарушениями развития
Вопрос 1
К сложным (комплексным) нарушениям относятся
: нарушения, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития
Вопрос 2
По возрасту детей, в котором проявилось сложное нарушение, их можно разделить на следующие группы
: дети с врожденным или рано приобретенным дефектом
: дети, у которых проявилось нарушение в младшем возрасте
: дети с нарушением, приобретенным в старшем дошкольном возрасте
Вопрос 3
По выраженности сочетанных сенсорных нарушений детей можно разделить на
: тотально или практических слепоглухих
: незрячих слабослышащих
: слабовидящих глухих
: слабовидящих слабослышащих
Вопрос 4
С учетом временных факторов можно выделить субкатегории
: дети с ранней слепоглухотой
: дети с поздней слепоглухотой
Вопрос 5
Сочетание у одного ребенка целого ряда в различной степени выраженных нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект
: множественные нарушения
Вопрос 6
Сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений
: психология детей со сложными нарушениями развития
Вопрос 7
Три основные группы детей с сочетанными нарушениями были выделены
: В.Н. Чулковым
Тема 8. Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ
Вопрос 1
Дальнейшее уточнение особенностей в развитии ребенка, отграничение от сходных состояний, определение структуры имеющегося дефекта
: дифференциальная диагностика
Вопрос 2
Данный прием позволяет выявить стертые нарушения
: динамическая нагрузка
Вопрос 3
Данный приём позволяет оценить слуховой, тактильный и двигательный факторы без влияния зрительного самоконтроля
: исключение зрительного контроля
Вопрос 4
Длительность удержания активного внимания детьми 4 – 5 лет
: 15 мин
Вопрос 5
Основные черты детей с ЗПР
: повышенная истощаемость и низкая работоспособность
: незрелость эмоции
: психопатоподобное поведение
: ограниченный запас общих сведений и представлений
Вопрос 6
Первичное выявление детей с особыми образовательными потребностями среди всех поступающих или уже поступивших в образовательную организацию
: скрининг
Вопрос 7
Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ выполняется в несколько этапов
: скрининг
: первичная диагностика
: дифференциальная диагностика
: углублённое психолого-педагогическое обследование
Тема 9. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ