Файл: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 592
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 5
Тема: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.
Цель занятия: научить студентов приёмам решения практико-ориентированных педагогических задач, способствовать овладению навыками и умениями по разработке авторских проектов; повышать уровень подготовленности студентов в сфере работы с методическими пособиями, книгой, справочной и научной литературой, а также специализированными интернет-ресурсами.
Задание 1. Для получения практических навыков по осуществлению образовательного процесса в дошкольном учреждении, студенту необходимо уметь самостоятельно разрабатывать тематические задания, занятия или мероприятия, которые будут интересны для воспитанников и востребованы в педагогической среде.
В рамках данного практико-ориентированного подхода к обучению в Колледже студентам предлагается выполнить задание, в котором необходимо:
— выбрать тему для разработки авторского образовательного проекта;
— осуществить планомерное проектирование учебного мероприятия для воспитанников ДОО, используя предложенные методические материалы;
— провести самоанализ осуществлённой проекционной деятельности.
Итак, студенту рекомендуется разработать два проектных материала:
1. Авторский образовательный педагогический проект, который возможно использован на занятиях с воспитанниками детского образовательного учреждения, это может быть учебное занятие, комплекс творческих заданий, сценарий для проведения коллективной игры или образовательного театрализованного выступления.
2. Отчётная мультимедийная презентация о ходе процесса по разработке данного авторского образовательного педагогического проекта.
Подготовленная студентом презентация должна быть представлена преподавателю Колледжа в качестве итогового учебного документа. Выполнение презентации предлагается осуществить с применением информационно-коммуникационных технологий. Её форма и содержание должны быть ориентированы на выступление с сообщением об авторском образовательном проекте на родительском собрании или педагогическом совете коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Задание 1.1 Максимальное количество баллов — 10 баллов.
В качестве подготовительного предпроектного формата деятельности, студенту рекомендуется оформить паспорт разрабатываемого образовательного педагогического проекта, ориентированного на воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Подробный алгоритм заполнения паспорта проекта представлен в Приложении 1.
Для осуществления грамотного заполнения паспорта проекта студенту рекомендуется по собственному усмотрению выбрать:
1. любую из общеобразовательных или парциальных программ обучения в ДО;
2. классификационные характеристики разрабатываемого проекта: вид, участники и продолжительность процесса (далее в разделе «Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта» представлена подробная информация по всем перечисленным вопросам);
3. тему учебного проекта, создаваемого для воспитанников ДОО (Таблица 1 «Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта»).
Задание 1.2 Максимальное количество баллов — 15 баллов.
Студенту рекомендуется разработать отчётную мультимедийную презентацию, содержанием которой будет следующая информация:
— отчёт о ходе проекционной деятельности;
— представление разработанных авторских учебных материалов;
— подведённые итоги и собственная оценка полученных результатов.
Важно отметить, что необходимые иллюстративные графические, аудио, фото и видеоматериалы могут быть заимствованы студентом из актуальных интернет-ресурсов или разработаны обучающимся самостоятельно.
Подробное описание содержания и требований к оформлению итоговой учебной мультимедийной презентации предлагается в Приложении 2.
Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта:
1) Классификация видов образовательных педагогических проектов:
-
по виду доминирующей проекционной деятельности: игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный; -
по количеству участников: групповой, коллективный, парный, индивидуальный; -
характер контактов: среди детей дошкольного образовательного учреждения, среди детей нескольких групп, среди детей одной группы; -
по продолжительности: краткосрочный (одно или несколько занятий, один или два дня), среднесрочный (одна или две недели); долгосрочный (один месяц, полугодие и далее).
2) Классификация участников проекта — аудиторий, на которые может быть ориентирован разрабатываемый проект; это воспитанники возрастных групп дошкольной образовательной организации и их родители, а также лица, их заменяющие:
-
группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет); -
младшая группа (возраст от 3 до 4 лет); -
средняя группа (возраст от 4 до 5 лет); -
старшая группа (возраст от 5 до 6 лет); -
подготовительная группа (возраст 6 – 7 лет).
3) Варианты тем, рекомендуемых для разработки авторского образовательного педагогического проекта. ВТаблице 1 представлено множество вариантов тем, одна из которых может быть выбрана студентом для разработки. В общем все тематические наименования классифицируются по двум группам «Флора и фауна» или «Планета Земля и мир людей».
Таблица 1 — Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта
№ | Наименования тем образовательных проектов | |||||
1. | Флора и фауна | |||||
Животный мир | Птицы, рыбы и насекомые | Растения | ||||
1. Для чего слону такой длинный хобот и большие уши? | 1. Зачем птицам нужен клюв? | 1. Аптека под ногами | ||||
2. Зачем коту усы? | 2. Птичьи гнёзда | 2. Растения-барометры | ||||
3. Зачем овечке столько шерсти? | 3. Подкормка птиц зимой | 3. Первоцветы | ||||
4. Зачем ежу иголки? | 4. Что за чудо — эти рыбки! | 4. Почему цветы пахнут? | ||||
5. Как видят летучие мыши? | 5. Морские гиганты | 5. Путешествие семечки | ||||
6. Кто живёт в норе? | 6. Бабочки — это красиво и интересно! | 6. Сколько лет дереву? | ||||
7. Лесные жители нашего края | 7. Для чего пчёлам мёд? | 7. Почему арбуз — это ягода? | ||||
8. Лягушка-квакушка | 8. Зачем кусаются комары? | 8. Почему цветы красивые? | ||||
9. Почему некоторые животные зимой спят? | 9. Муравьи и их царство | 9. Как из зёрнышка получается хлеб? | ||||
10. Самые добрые животные — дельфины | 10. Стрекоза — удивительное насекомое | 10. Самые древние растения | ||||
11. Удивительный мир динозавров | 11. Насекомые-музыканты | 11. Что такое мох? | ||||
Планета Земля и мир людей | | |||||
Планета | Экология и здоровье | Семья | | |||
1. Путешествие волшебной капельки | 1. Как нужно бороться с мусором? | 1. Как мне выбирали имя? | | |||
2. Ура! Мыльные пузыри | 2. В чём вред пластиковых бутылок? | 2. Мой героический прадедушка (и/или прабабушка) | | |||
3. Удивительный мир звёзд | 3. Кто загрязняет воздух? | 3. Наша семейная традиция (и/или реликвия) | | |||
4. Удивительный мир минералов | 4. Как беречь воду? | 4. Что такое семья? | | |||
5. Чудесные способности магнита | 5. Почему на Земле тают ледники? | 5. Домашние питомцы | |
Паспорт авторского образовательного педагогического проекта, разрабатываемого для воспитанников дошкольной образовательной организации
1. Подготовительный этап — 3 балла
№ | Наименования видов работ по выполнению проекта | Содержание образовательного педагогического проекта |
1. | Наименование общеобразовательной или парциальной программы обучения в ДО | Краткое описание содержания и причин выбора студентом данной программы, указание места проектируемого учебного мероприятия в структуре избранной программы. |
2. | Тема проекта | Одно наименование темы проекта, выбранное студентом из перечня вариантов, предложенных в Таблице 1. |
3. | Список групп участников проекта | 2.1 Указание конкретной возрастной группы или нескольких групп воспитанников ДОО, а также уточнение предполагаемого количества детей, задействованных в мероприятии. 2.2 Описание основных характеристик взрослой целевой аудитории — родителей, а также лиц, их заменяющих. 2.3 Перечень сотрудников ДОО, участвующих в разработке и рассмотрении проекта. |
4. | Актуальность проекта | Краткое описание степени важности проектируемого педагогического проекта для всех его участников, значимости проекта для решения определенной проблемы, задачи или вопроса, имеющихся в данный момент и в данной ситуации (Объём текста составляет 3 — 4 предложения). |
5. | Цель проекта | Описание определённого результата, к которому планирует прийти студент при выполнении педагогического проекта. |
6. | Задачи проекта | Задачи для воспитанников: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач. |
Задачи для родителей и лиц, их заменяющих: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач. | ||
Задачи для педагогов и сотрудников ДОО: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач. | ||
7. | Вид проекта с учетом доминирующей проекционной деятельности | Указание одного наименования вида проекта, избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных его характеристик. |
8. | Вид проекта по количеству участников и характеру их контактов | Указание актуальных наименований видов проекта, избранных студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных их характеристик. |
9. | Вид проекта по его продолжительности и указание сроков его реализации | Указание одного наименования вида проекта, избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных его характеристик. Указание конкретных периодов и дат по разработке, демонстрации и анализу результатов проведённых мероприятий. |
10. | Продукт проекта | Описание основных характеристик содержания и форм представления образовательного проекта воспитанникам дошкольной организации: электронная презентация, компьютерная игра, печатная продукция, сценарий и т.д. |
11. | Особенности проекта | Представление имеющихся в проекте уникальных авторских разработок на уровне содержания, оформления или обеспечения коммуникаций. |
12. | Итоги подготовительного этапа разработки проекта | Оформление ответа на следующие вопросы: — Является ли разрабатываемый проект востребованным и актуальным для сотрудников дошкольной организации, воспитанников и их родителей? — Что является основанием для данного заключения? |
2. Основной этап — 2 балла
№ | Наименования групп участников проекта | Наименования направлений деятельности, которую должны выполнить участники проекта | Описание содержания планируемой деятельности |
1. | Воспитанники дошкольной образовательной организации | | |
2. | Родители или лица, их заменяющие | | |
3. | Педагоги и сотрудники ДОО | | |
4. | Итоги подготовительного этапа разработки проекта | | |
3. Заключительный этап — 5 баллов
№ | Определение направлений деятельности студента по реализации авторского образовательного проекта, проводимого для воспитанников ДОО | Описание содержания планируемой деятельности | Оформление периодов и сроков выполнения работ |
1. | Составление индивидуального плана по разработке образовательного проекта | | |
2. | Поиск необходимых информационных материалов по теме проекта | | |
3. | Подготовка основного текста разрабатываемого образовательного проекта | | |
4. | Поиск, подбор и систематизация необходимых иллюстративных материалов: графических, аудио, фото и видеоиллюстраций | | |
5. | Самостоятельное изготовление авторских графических, аудио, фото и видеоиллюстраций (по желанию студента) | | |
6. | Изготовление мультимедийной презентации или иных электронных продуктов, необходимых для работы с воспитанниками группы | | |
7. | Подготовка дизайн-макета печатной или иной необходимой учебной продукции | | |
8. | Предварительная подготовка воспитанников к участию в разрабатываемом проекте (по желанию студента): разучивание слов, выбор ролей, примерка костюмов и т.д. | | |
9. | Подготовка необходимого оборудования и материалов: электронное оборудование, игрушки, печатная продукция, канцелярские принадлежности и т.д. | | |
10. | Согласование плана по реализации образовательного проекта с сотрудниками ДОО, а также информирование о проекте родителей и лиц, их заменяющих | | |
11. | Проведение образовательного занятия или серии занятий | | |
12. | Подведение итогов заключительного этапа разработки и реализации авторского образовательного проекта | | |