Файл: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 592

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 5

Тема: Основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.

 

Цель занятия: научить студентов приёмам решения практико-ориентированных педагогических задач, способствовать овладению навыками и умениями по разработке авторских проектов; повышать уровень подготовленности студентов в сфере работы с методическими пособиями, книгой, справочной и научной литературой, а также специализированными интернет-ресурсами.

Задание 1. Для получения практических навыков по осуществлению образовательного процесса в дошкольном учреждении, студенту необходимо уметь самостоятельно разрабатывать тематические задания, занятия или мероприятия, которые будут интересны для воспитанников и востребованы в педагогической среде.

В рамках данного практико-ориентированного подхода к обучению в Колледже студентам предлагается выполнить задание, в котором необходимо:

— выбрать тему для разработки авторского образовательного проекта;

— осуществить планомерное проектирование учебного мероприятия для воспитанников ДОО, используя предложенные методические материалы;

— провести самоанализ осуществлённой проекционной деятельности. 

Итак, студенту рекомендуется разработать два проектных материала:

1. Авторский образовательный педагогический проект, который возможно использован на занятиях с воспитанниками детского образовательного учреждения, это может быть учебное занятие, комплекс творческих заданий, сценарий для проведения коллективной игры или образовательного театрализованного выступления.

2. Отчётная мультимедийная презентация о ходе процесса по разработке данного авторского образовательного педагогического проекта.

Подготовленная студентом презентация должна быть представлена преподавателю Колледжа в качестве итогового учебного документа. Выполнение презентации предлагается осуществить с применением информационно-коммуникационных технологий. Её форма и содержание должны быть ориентированы на выступление с сообщением об авторском образовательном проекте на родительском собрании или педагогическом совете коллектива дошкольного образовательного учреждения.


Задание 1.1 Максимальное количество баллов — 10 баллов.

В качестве подготовительного предпроектного формата деятельности, студенту рекомендуется оформить паспорт разрабатываемого образовательного педагогического проекта, ориентированного на воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Подробный алгоритм заполнения паспорта проекта представлен в Приложении 1.

Для осуществления грамотного заполнения паспорта проекта студенту рекомендуется по собственному усмотрению выбрать:

1. любую из общеобразовательных или парциальных программ обучения в ДО;

2. классификационные характеристики разрабатываемого проекта: вид, участники и продолжительность процесса (далее в разделе «Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта» представлена подробная информация по всем перечисленным вопросам);

3. тему учебного проекта, создаваемого для воспитанников ДОО (Таблица 1 «Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта»).

Задание 1.2 Максимальное количество баллов — 15 баллов.

Студенту рекомендуется разработать отчётную мультимедийную презентацию, содержанием которой будет следующая информация:

— отчёт о ходе проекционной деятельности;

— представление разработанных авторских учебных материалов;

— подведённые итоги и собственная оценка полученных результатов.

Важно отметить, что необходимые иллюстративные графические, аудио, фото и видеоматериалы могут быть заимствованы студентом из актуальных интернет-ресурсов или разработаны обучающимся самостоятельно.

Подробное описание содержания и требований к оформлению итоговой учебной мультимедийной презентации предлагается в Приложении 2.

Основные методические материалы для разработки авторского образовательного педагогического проекта: 

1)      Классификация видов образовательных педагогических проектов:

  • по виду доминирующей проекционной деятельности: игровой, познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный;

  • по количеству участников: групповой, коллективный, парный, индивидуальный;

  • характер контактов: среди детей дошкольного образовательного учреждения, среди детей нескольких групп, среди детей одной группы;

  • по продолжительности: краткосрочный (одно или несколько занятий, один или два дня), среднесрочный (одна или две недели); долгосрочный (один месяц, полугодие и далее).


2) Классификация участников проекта — аудиторий, на которые может быть ориентирован разрабатываемый проект; это воспитанники возрастных групп дошкольной образовательной организации и их родители, а также лица, их заменяющие:

  • группа кратковременного пребывания (возраст от 1 до 3 лет);

  • младшая группа (возраст от 3 до 4 лет);

  • средняя группа (возраст от 4 до 5 лет);

  • старшая группа (возраст от 5 до 6 лет);

  • подготовительная группа (возраст 6 – 7 лет).

3) Варианты тем, рекомендуемых для разработки авторского образовательного педагогического проекта. ВТаблице 1 представлено множество вариантов тем, одна из которых может быть выбрана студентом для разработки. В общем все тематические наименования классифицируются по двум группам «Флора и фауна» или «Планета Земля и мир людей». 

 

Таблица 1 — Варианты тем для разработки авторского образовательного педагогического проекта



Наименования тем образовательных проектов

1.

Флора и фауна

Животный мир

Птицы, рыбы и насекомые

Растения

1. Для чего слону такой длинный хобот и большие уши?

1. Зачем птицам нужен клюв?


1. Аптека под ногами



2. Зачем коту усы?

2. Птичьи гнёзда

2. Растения-барометры

3. Зачем овечке столько шерсти?

3. Подкормка птиц зимой

3. Первоцветы

4. Зачем ежу иголки?

4. Что за чудо — эти рыбки!

4. Почему цветы пахнут?

5. Как видят летучие мыши?

5. Морские гиганты

5. Путешествие семечки

6. Кто живёт в норе?

6. Бабочки — это красиво и интересно!

6. Сколько лет дереву?

7. Лесные жители нашего края

7. Для чего пчёлам мёд?

7. Почему арбуз — это ягода?

8. Лягушка-квакушка

8. Зачем кусаются комары?



8. Почему цветы красивые?

9. Почему некоторые животные зимой спят?

9. Муравьи и их царство

9. Как из зёрнышка получается хлеб?

10. Самые добрые животные — дельфины

10. Стрекоза — удивительное насекомое

10. Самые древние растения

11. Удивительный мир динозавров

11. Насекомые-музыканты

11. Что такое мох?

Планета Земля и мир людей




Планета

Экология и здоровье

Семья




1. Путешествие волшебной капельки

1. Как нужно бороться с мусором?

1. Как мне выбирали имя?






2. Ура! Мыльные пузыри



2. В чём вред пластиковых бутылок?

2. Мой героический прадедушка (и/или прабабушка)




3. Удивительный мир звёзд



3. Кто загрязняет воздух?

 

3. Наша семейная традиция (и/или реликвия)




4. Удивительный мир минералов



4. Как беречь воду?

4. Что такое семья?




5. Чудесные способности магнита

5. Почему на Земле тают ледники?

5. Домашние питомцы





Паспорт авторского образовательного педагогического проекта, разрабатываемого для воспитанников дошкольной образовательной организации

 

1.      Подготовительный этап — 3 балла



Наименования видов работ по выполнению проекта

Содержание образовательного педагогического проекта

1.                    

Наименование общеобразовательной или парциальной программы обучения в ДО

Краткое описание содержания и причин выбора студентом данной программы, указание места проектируемого учебного мероприятия в структуре избранной программы.

2.                    

Тема проекта

Одно наименование темы проекта, выбранное студентом из перечня вариантов,  предложенных в Таблице 1.

3.                    

Список групп участников проекта

2.1 Указание конкретной возрастной группы или нескольких групп воспитанников ДОО, а также уточнение предполагаемого количества детей, задействованных в мероприятии.

2.2 Описание основных характеристик взрослой целевой аудитории — родителей, а также лиц, их заменяющих.

2.3 Перечень сотрудников ДОО, участвующих в разработке и рассмотрении проекта. 

4.                    

Актуальность проекта

Краткое описание степени важности проектируемого педагогического проекта для всех его участников, значимости проекта для решения определенной проблемы, задачи или вопроса, имеющихся в данный момент и в данной ситуации (Объём текста составляет 3 — 4 предложения).

5.                    

Цель проекта

Описание определённого результата, к которому планирует прийти студент при выполнении педагогического проекта.

6.                    

Задачи проекта

 

Задачи для воспитанников: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач.

Задачи для родителей и лиц, их заменяющих: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач.

Задачи для педагогов и сотрудников ДОО: оформление 2 – 3-х наиболее важных задач.

7.                    

Вид проекта с учетом  доминирующей проекционной деятельности

Указание одного наименования вида проекта, избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных его характеристик.

8.                    

Вид проекта по количеству участников и характеру их контактов

Указание актуальных наименований видов проекта, избранных студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных их характеристик.

9.                    

Вид проекта по его продолжительности и указание сроков его реализации

Указание одного наименования вида проекта, избранного студентом из предложенной ранее классификации видов педагогических проектов. Краткое описание основных его характеристик.

Указание конкретных периодов и дат по разработке, демонстрации и анализу результатов проведённых мероприятий.

10.                

Продукт проекта

Описание основных характеристик содержания и форм представления образовательного проекта воспитанникам дошкольной организации: электронная презентация, компьютерная игра, печатная продукция, сценарий и т.д.

11.                

Особенности проекта

Представление имеющихся в проекте уникальных авторских разработок на уровне содержания, оформления или обеспечения коммуникаций.

12.                

Итоги подготовительного этапа разработки проекта

Оформление ответа на следующие вопросы:

Является ли разрабатываемый проект востребованным и актуальным для сотрудников дошкольной организации, воспитанников и их родителей?

Что является основанием для данного заключения?


2.      Основной этап — 2 балла



Наименования групп участников проекта

Наименования направлений деятельности, которую должны выполнить участники проекта

Описание содержания планируемой деятельности

1.

Воспитанники дошкольной образовательной организации 

 

 

 

2.

Родители или лица, их заменяющие

 

 

3.

Педагоги и сотрудники ДОО

 

 

4.

Итоги подготовительного этапа разработки проекта

 

 

3.      Заключительный этап — 5 баллов



Определение направлений деятельности студента по реализации авторского образовательного проекта, проводимого  для воспитанников ДОО

Описание содержания планируемой деятельности

Оформление периодов и сроков выполнения работ

1.                    

Составление индивидуального плана по разработке образовательного проекта

 

 

2.                    

Поиск необходимых информационных материалов по теме проекта

 

 

3.                    

Подготовка основного текста разрабатываемого образовательного проекта

 

 

4.                    

Поиск, подбор и систематизация необходимых иллюстративных материалов: графических, аудио, фото и видеоиллюстраций

 

 

5.                    

Самостоятельное изготовление авторских графических, аудио, фото и видеоиллюстраций (по желанию студента)

 

 

6.                    

Изготовление мультимедийной презентации или иных электронных продуктов, необходимых для работы с воспитанниками группы

 

 

7.                    

Подготовка дизайн-макета печатной или иной необходимой учебной продукции

 

 

8.                    

Предварительная подготовка воспитанников к участию в разрабатываемом проекте (по желанию студента): разучивание слов, выбор ролей, примерка костюмов и т.д.

 

 

9.                    

Подготовка необходимого оборудования и материалов: электронное оборудование, игрушки, печатная продукция, канцелярские принадлежности и т.д.

 

 

10.                

Согласование плана по реализации образовательного проекта с сотрудниками ДОО, а также информирование о проекте родителей и лиц, их заменяющих

 

 

11.                

Проведение образовательного занятия или серии занятий

 

 

12.                

Подведение итогов заключительного этапа разработки и реализации авторского образовательного проекта