Файл: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1801
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра сестринского дела
Специальность: сестринское дело «бакалавр»
Выпускная квалификационная работа
Тема: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.
Выполнил студент 584 группы
Факультета Высшего сестринского образования
Пилипенко
Алена Александровна
______________________________ подпись
Научный руководитель:
Кандидат медицинских наук,
Доцент кафедры сестринского дела
Вострикова Наталья Владимировна
______________________________
подпись
Оценка _______________________
«____» _______________2018 г.
Председатель ГЭК:
___________________ /И.О.Ф./ подпись
Барнаул 2018
Допущен к защите
________________________
(подпись)
«___» ____________ 2018г.
2
ФГБОУ ВО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНЗДРАВА РОССИИ
Кафедра сестринского дела
Утверждаю
Декан________ факультета
_________________________
________________ И.О.Ф.
«____» _________ 2018г.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Обучающегося: Пилипенко Алена Александровна, сестринское дело, «бакалавр», 5 курс
1. Тема ВКР: Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей.
2. Срок сдачи законченной ВКР: «___»___________ 201__ г.
3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Перечень графического (иллюстративного) материала
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Календарный график работы над ВКР
Этап работы
Срок
Отметка о выполнении/дата
Научный руководитель _________________________
подпись/ФИО
Обучающийся _________________________
3
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема формирования потребности в здоровом образе жизни в современной литературе
1.1.
Характеристика понятий здоровья, здорового образа жизни.
Основы формирования здорового образа жизни детей………………………..6 1.2.
Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ работы по формированию здорового образа жизни детей на примере АККДБ
2.1. Краткая характеристика организации……………..………………30 2.2. Исследование уровня сформированного представления о здоровом образе жизни у детей на примере АККДБ……………………………………..35 2.3 Анализ эффективности работы сестринского персонала по формированию здорового образа жизни детей на примере АККДБ…………42
Глава 3. Предложения по совершенствованию работы сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей на примере
АККДБ……………………………………………………………………………48
Выводы……………………………………………………………………...52
Список использованных источников…...…………………………….…..55
Приложение А………………………………………………………………58
Приложение Б………………………………………………………………62
4
Введение
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению здоровья детского населения и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, неправильным питанием и употреблением алкоголя.
Обычно дети и молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они заболевают. К сожалению и в большинстве семей не стоит в приоритете здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Сохранение здоровья народа и особенно детского здоровья в условиях отрицательного естественного баланса является важнейшей государственной задачей. Только здоровый народ способен обучаться, трудиться, развивать социально-экономический потенциал, защищать интересы страны.
С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье детей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное влияние на здоровье оказывают негигиеническое, медицинское и экологически неграмотное поведение, несоблюдение режима
5 и распорядка дня, питания, труда, отдыха, употребление алкогольных напитков, курение, низкая физическая активность (гиподинамия), психоэмоциональные перегрузки и т.п., являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья.
Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.
Пропаганда ЗОЖ является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья пациентов. В настоящее время в этом направлении акцент делается на повышении роли медицинской сестры в формировании здорового образа жизни детского населения.
Медицинская сестра должна предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать детям и их родителям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.
Цель дипломной работы – исследование роли сестринского персонала в формировании здорового образа жизни детей на примере лечебно- профилактического учреждения АККДБ.
Объектом изучения является сестринская деятельность по формированию здорового образа жизни детей.
Предметом исследования являются этапы сестринской работы по основам формирования здорового образа жизни детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Провести обзор литературы, современных научных подходов о здоровом образе жизни;
2) Охарактеризовать работу среднего медицинского персонала по формированию здорового образа жизни детей на примере АККДБ;
6 3) Провести контроль качества обучения по формированию здорового образа жизни детей, после проведенных бесед с маленькими пациентами и их родителями;
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию методов профилактики здорового образа жизни детей.
В данной дипломной работе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза для изучения научных подходов к категориям «здоровье» и
«здоровый образ жизни». На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретических (анализ литературных источников, синтез данных, индуктивный и дедуктивный методы) и эмпирических (наблюдение, анализ документации, беседа, анкетирование, тестирование).
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении характера взаимосвязи между структурой ценностных ориентацией и уровнем формирования отношения к здоровому образу жизни.
Практическая значимость результатов дипломного исследования состоит в возможности использования полученных эмпирических данных и сделанных на их основе выводов в практической деятельности медицинских сестер при организации профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни детей.
7
Глава 1. Проблема формирования потребности в здоровом образе
жизни в современной литературе
1.1 Характеристика понятий здоровья, здорового образа жизни. Основы
формирования здорового образа жизни детей
Со времён Гиппократа и Авиценны предложено несколько десятков определения понятия «здоровье». Имеется и несколько определений, носящих официальный характер (Большая Советская Энциклопедия, устав
ВОЗ). По определению БСЭ, «здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». И далее: «Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов».
Большая медицинская энциклопедия даёт сходное определение: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения... В понятие здоровья вкладываются не только абсолютные качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья... В понятие здоровья входит и социальная полноценность человека».
Здоровье, по определению
ВОЗ
(Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Институтом гигиены детей и подростков
Министерства здравоохранения России предложило более конкретное определение здоровья: «здоровье – отсутствие болезней и повреждений, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным
8 воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды.
В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни). [1]
Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.
Помимо понятий «здоровье» и «болезнь» некоторыми учёными, такими как И.И. Брехшан, вводится понятие «третьего состояния». «Состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то и другое». Это так называемое «третье состояние». К людям, находящимся в третьем состоянии, И.И. Брехшан относит людей, подвергающихся вредным химическим воздействиям; людей регулярно потребляющих алкоголь; людей пренебрегающих правилами здорового и правильного питания, лиц с тенденциями к гипотонии и гипертонии и т.д. По мнению
И.И. Брехшана, «больше половины всей популяции людей находится в третьем состоянии». Оно имеет ряд существенных отличий, как от здоровья, так и от болезней. Если последняя продолжается сутки, недели, месяцы и редко дольше, то третье состояние сохраняется годы, десятилетия и даже всю жизнь... В третьем состоянии «истоки всех болезней». Умение распознать и ликвидировать третье состояние – одна из важнейших задач медицины. [12]
Основные факторы, разрушающие здоровье и негативно влияющие на здоровый образ жизни человека
9
По данным ВОЗ здоровье человека на 10-15% связано с медициной, на
15-20% обусловлено генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% - здоровье зависит от самого человека.
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
1) Психоэмоциональные перегрузки;
2) Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела;
3) Недостаточную физическую активность;
4) Вредные привычки - курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.
Одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. [30]
Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем.
Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: приём пищи только при ощущениях голода. Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела, отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. [22]
Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.[2]
10
Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. [20]
Курение табака - наиболее распространенная в мире привычка, наносящая вред здоровью человека и обществу в целом. Установлена причинно-следственная связь табакокурения более чем с 40 заболеваниями человека.
В первую очередь надо отметить, что Россия в настоящее время занимает первое место в мире по потреблению табака. И печальный факт, что мы на первом месте и по уровню подросткового курения. Приобщение к сигарете у 80 % курильщиков происходит еще до того, как они заканчивают школу. 7, 3% млн. человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет; среди учителей и врачей, призванных вести профилактику курения 45% являются курильщиками; 92% курящих родителей признаются, что курят в присутствии собственных детей. [27]
В семьях, где родители курили, а потом перестали, тем не менее, начинают курить 67% мальчиков и 78 % девочек. По данным ВОЗ, 80% курящих детей сохраняет эту вредную привычку, став взрослыми.
11
Установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, в 70 случаях из
100 он будет курить всю жизнь.
У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение к курению наподобие токсикомании возникают примерно у одной трети курильщиков.[14]
Исследования показали, что в процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, этилен, изопрен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты (муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла и ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0,08 г, однако поступают они в организм человека не сразу. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду, но наносит организму как физический, так и психический, ущерб.
Курение табака крайне негативно сказывается на будущем потомстве - родится на свет ребенок с «заячьей губой», «волчьей пастью», астматик, невротик или просто ребенок с ослабленным здоровьем, отставанием в умственном и физическом развитии. Вероятность зачатия снижается просто потому, что часть сперматозоидов преждевременно гибнет, а у других - снижена активность. Медленно, но неотвратимо, лет через 15-20 после начала курения, будет развиваться импотенция.
Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, у них ослабевает внимание, нарушаются память, умственная активность.[8]
Убедительным подтверждением вредных последствий курения для здоровья являются данные ВОЗ: