Файл: Ii гражданскоправовая характеристика субъектов гражданских прав и обязанностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как только у конкретных лиц появляются те условия (жизненные обстоятельства), которые предусмотрены в гипотезе когнитивной нормы, абстрактное правило нормы и общие правовые отношения дополняются мерой конкретного возможного или должного поведения. Однако гражданскому законодательству известны и такие права, которые носят характер запретов и предписаний. Запретительные нормы права также определяет обязанности участников гражданских правоотношений. Например, запрет одностороннего отказа сторон от договора или одностороннее изменение его условий (ст ГК 401)
В каждом гражданском правоотношений различают две стороны – управомоченную и обязанную. Как на той, так и на другой стороне может быть одно лицо или несколько лиц, например, лица, совместно причинившие вред обязаны возместить этот вред потерпевшему. В правоотношениях могут участвовать определённые лица, однако в некоторых гражданских правоотношениях на обязанной стороне выступает неопределенное число лиц (от нарушения прав автора изобретателя обязаны воздерживаться все).
Нередко каждый из участников гражданского правоотношения является одновременно управомоченной и обязанной стороной. Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать имущество в собственность покупателю и вместе с тем в праве требовать от него уплаты определённой денежной суммы. Покупатель же не только обязан уплатить эту сумму, но и праве требовать передачи ему имущества в собственность.
Состав участников гражданского правоотношения может изменяться, что имеет место, в частности в силу право преемства. От правопреемства понимают переход прав (а также прав и обязанностей) от одного лица – правопредшественника к другому приемнику, причем последний вступает в правоотношение вместо своего право предшественника.
Правопреемство может быть универсальным (Общим) либо сингулярным (частным). Общие правопреемство характеризуется тем, что правопреемник в результате одного юридического акта занимает место правопредшественника во всех правоотношениях (за исключением тех, в которых правопреемство не допустимо).
Например, при слиянии юридических лиц их право и обязанности переходят согласно статье 46 ГК, к вновь возникшим юридических лицам., в силу принятия наследства наследники становятся субъектами тех имущественных правоотношении, в которых участвовал умерший. Частное правопреемство – правопреемство в каком-либо в одном правоотношении или в нескольких правоотношениях. Например, в том случае, когда лицо уступает другому свое право требовании к третьему лицу (ст 345ГК). Не допускается правопреемство в правоотношениях, носящих личный характер (не может перейти к другим лицам право на имя, авторство и т. п.), а также во всех случаях, когда такой переход запрещен законом.
В то же время от правовых отношений как отношений коммуникативных следует отличать когнитивные правовые отношения, т. е. мысленно представляемые правовые отношения. Дело в том, что правовые отношения конституируются из правового текста не только путем интеллектуального уяснения его содержания социальными субъектами, но и через его ценностное переживание как наличного права субъекта и правовую установку на его реализацию. Здесь не обойтись без мыслящего «я», без субъекта, способного выступать в качестве правового деятеля, правового коммуниканта, позицинирующего себя как субъекта права в поведенческих актах. Когнитивная же интерпретация каких-либо отношений как правовых осуществляется не только непосредственными участниками данных отношений, но и всеми субъектами, способными испытывать информационно-ценностные воздействие правового текста. Поэтому когнитивные правовые отношения возникают не между субъектами реального правового отношения, но в сознании окружающих их социальных субъектов, которые осознают, что «у других» есть основания для возникновения или изменения правового отношения. Когнитивные правовые отношения являются своего рода когнитивным рефлексом, отображением актуального правового отношения. Способность к такому осмыслению окружающей правовой действительности есть необходимое условие формирования общего пространства правовой коммуникации и самого действия права.
Когнитивно-правовые отношения возникают не в форме самих прав и обязанностей, а в форме знаний о наличных правах и обязанностях (реальных или мнимых) социальных субъектов (информационная коммуникация). Такое отношение есть отношение ожидания определенного правового поведения, базирующееся на знании о том, что на основании определенного правового факта между конкретными субъектами имеются взаимные права и обязанности и тем самым определена сфера их правового взаимодействия, с которой обязаны считаться другие субъекты, получающие таким образом секундарные (вторичные) обязанности (соблюдать правовые запреты на совершение определенных действий). Поэтому, если когнитивные правовые отношения по своему содержанию представляют собой знание о том, каким должно быть поведение участников правового отношения, и ожидание такого поведения, то содержанием актуального правового отношения будет являться само поведение его участников. Когнитивные правовые отношения, как правило, параллельны правовым отношениям, являясь их социальным «фоном» и индикатором легитимности.
Однако когнитивные правовые отношения могут существовать и независимо от актуальных правовых отношений в ситуации «приписывания» прав и обязанностей тем субъектам (объектам), которые на самом деле их не имеют или не могут иметь. Таким образом, возникают виртуальные правовые отношения. Это не реально существующие в действительности отношения между субъектами, а когнитивно конструируемые отношения, исходя из правовых текстов, которые предписывают необходимость возникновения таких отношений. Виртуальные правовые отношения не связаны с реальным поведением субъектов. Правовая коммуникация здесь заканчивается на информационной стадии.
В то же время виртуальные правовые отношения потенциально могут превратиться в актуальные правовые отношения. Например, рождение в семье ребенка является основанием для возникновения правовых алиментных отношений у родителей. На этом основании все люди в окружении этой семьи, знающие о соответствующей норме законодательства, осмысливают эту ситуацию как порождающую правовые обязательственные отношения по алиментному содержанию ребенка, т. е. возникают когнитивные правовые отношения. Но если отец ребенка в момент его рождения находится в отъезде и не знает о случившемся, то он и не является субъектом актуального алиментного правоотношения (субъектом правовой коммуникации). Таковым он когнитивно предстает лишь в глазах окружающих (так же, как и в «глазах» закона), а реально может стать им только с момента осознания того, что у него возникли алиментные обязательства (т. е. с момента возникновения правовой коммуникации). Если он эту способность понимать свою обязанность по каким-либо обстоятельствам утратит до того, как ему станет известно о рождении ребенка (например, тяжелая болезнь или смерть), то он утратит и свою алиментную правосубъектность. Конкретное правовое отношение в этом случае останется на виртуальном уровне.
Актуальное правовое отношение, связанное с претерпеванием мер юридической ответственности, возникает между преступником и государством в лице представителя пенитенциарного учреждения с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда. С момента же совершения преступления возникает лишь когнитивное правовое отношение ответственности, которое до выявления преступника носит виртуальный характер. Таким образом, если содержанием когнитивного правового отношения является уяснение правовых возможностей того или иного поведения, то содержанием актуального правового отношения является само правовое поведение.
Между когнитивным правовым и актуальным правовым отношением может отсутствовать соответствие, так как когнитивные правовые отношения зачастую реконструируются исходя из обыденного жизненного опыта. Например, если издается закон, требующий от владельцев домашних животных соблюдения их прав, то он способен моделировать соответствующее когнитивно-правовое отношение, мысленно отождествляемое с отношением правовым, в соответствии с которым домашние животные будут рассматриваться как носители субъективных прав, а их владельцы — как носители правовых обязанностей. Но правовое отношение как соотнесенное поведение не может возникнуть в отсутствие субъекта, наделенного способностью совершать осмысленные правовые акты (вступать в правовую коммуникацию). Следовательно, когнитивному правовому отношению в данном случае не будет соответствовать актуальное правовое отношение, возникновение которого возможно только в рамках правовой коммуникации. Актуальное правовое отношение возникает не между человеком и животным, а между человеком и государством в лице его официального представителя, наделенного легитимными властными полномочиями требовать от всех граждан исполнения по отношению к животным определенных обязанностей.
Таким образом, каждый социальный субъект в течение своей жизни живет в некоем коммуникативном правовом пространстве, используя правомочия и тем самым определяя поведение окружающих как обязанных лиц, а также соблюдая запреты и исполняя обязанности, в том числе возлагаемые вследствие совершения правонарушения, т. е. выстраивая собственное поведение в соответствии с требованиями управомоченных субъектов. Следовательно, быть субъектом права и означает быть субъектом правовых отношений, т. е. самостоятельно реализовывать предоставленные права и правовые обязанности.
Однако необходимо иметь в виду, что соотношение понятий «субъект права» и «субъект правового отношения» зависит от типа правопонимания. В рамках нормативистско-этатистской традиции допускается существование субъектов права, не являющихся субъектами правоотношений. С данной точки зрения всякий субъект правоотношения есть вместе с тем и субъект права, однако не каждый субъект права есть вместе с тем и субъект правового отношения. При коммуникативном подходе само право неразрывно связано с правовыми отношениями, что не позволяет «оторвать» понятие «субъект права» от понятия «правовое отношение».
Соответственно и понятие «субъект права» можно рассматривать как видовое по отношению к родовому понятию «субъект правового отношения». Субъектами
правового отношения являются и субъект права, и субъект правовой обязанности. Быть субъектом права означает быть лицом, обладающим субъективным правом. Но любое право конституируется коррелятивной ему правовой обязанностью и соответствующим поведением другого субъекта. Поэтому невозможно быть субъектом права, не будучи субъектом правового отношения. Отрицание данного тождества, иногда встречающееся в литературе, основано на неправомерном сужении понятия правоотношения, в частности на утверждении о том, что правовые отношения могут иметь только конкретный относительный характер.
2.2 Субъекты гражданских прав и обязанностей
Субъекты гражданского правоотношения - это лица, обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении. Ими могут быть любые субъекты гражданского права: физические лица, юридические лица, Республика Казахстан, субъекты Казахстанского общества, элитарное образования.
Участник гражданского правоотношения, наделенный правом, называется управомоченным лицом (кредитором), а участник, несущий обязанности, обязанным лицом (должником).
Обычно каждый участник гражданского правоотношения является одновременно и должником и кредитором (например, продавец по договору купли-продажи несет обязанность по передаче вещи и в то же время имеет право на получение платы за нее).
Содержание гражданского правоотношения - это субъективные гражданские права и обязанности субъектов гражданского правоотношения. Субъективные права и обязанности тесно связаны между собой, и каждому субъективному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица. Так, в договоре займа праву заимодавца получить назад данные в заем деньги соответствует обязанность заемщика вернуть долг.
Субъективное право - это предусмотренная правовыми нормами мера возможного поведения управомоченного лица. Эта возможность обычно включает в себя три правомочия: