Файл: Травля любит тишину как бороться с буллингом в студенческом обществе.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство Образования Российской Федерации
Астраханский Государственный Политехнический Колледж
Индивидуальный проект
Специальность: Право и организационное обеспечение
Тема: Травля любит тишину: как бороться с буллингом в студенческом обществе?
Выполнила студентка 2 курса
Группы ПСО-2109 Иванова К.А
Руководитель : Тураева Е.П
Содержание
1 .Введение
2. Как предотвратить и пресечь буллинг?
3. РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ О ТРАВЛЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЕ НЕТ.
4. Доказать факт буллинга и защитить права жертвы травли поможет нотариус
5. Доказать факт буллинга и защитить права жертвы травли поможет нотариус
6. Статистика
7. Пример из произведения Чучело (1983)
8. Заключение
9. Списки литературы
Введение
Буллинг — это преднамеренное, длительное систематически повторяющееся насилие (психологическое или физическое) группы по отношению к ее отдельным членам. Эта серьезная проблема, сильно травмирующая психику детей и влияющая на всю их последующую жизнь.
Всего существует четыре типа буллинга:
-
вербальный (унизительные комментарии, оскорбления, неприличные жесты); -
социальный (исключение из группы, игнорирование, бойкот, распускание слухов); -
физический (насилие, порча вещей); -
кибербуллинг (травля в интернете).
Педагогу важно помнить основные признаки четырех типов травли. Все их легко заметить. Например, педагог услышит, если в классе кого-то обзывают, придумывают ему обидные прозвища, с кем-то отказываются сидеть вместе.
Родители могут заметить буллинг, если они поддерживают доверительные отношения со своим ребенком
Как предотвратить и пресечь буллинг?
Чтобы свести риск травли к минимуму, важно с раннего детства вести в семьях и школах политику нулевой толерантности к травле — то есть говорить детям, что буллинг не допустим ни при каких обстоятельствах. Родителям и педагогам стоит вместе с детьми и подростками смотреть фильмы и видеоролики, читать книги о травле и обсуждать их.
Взрослые могут рассказывать детям, что такое травля, почему это плохо, что нужно делать, если кого-то обижают: попробовать остановить это или, если не получается, как можно раньше сказать взрослому, чтобы тот вмешался. В школе также стоит проводить «Уроки дружбы», на которых обсуждать нормальность различий людей, важность поддержки друг друга, доброжелательного общения, уважения к личным границам (своим и других).
Если травля уже началась, не стоит тратить время на споры о том, кто виноват и кто первый начал. Важно как можно раньше обозначить травлю как проблему всего коллектива, с которой предстоит бороться сообща.
Травля любит тишину, поэтому важно сообщать о том, что происходит как можно раньше; после самых первых эпизодов. Ребенку стоит говорить об этом родителю, учителю или любому взрослому, которому ребенок доверяет. Если подросток сообщил родителю, то они в свою очередь обращаются к учителю.
Педагогу необходимо сообщить, что в классе происходит травля. Объяснить, что это травля, а не конфликт, потому что насилие происходит длительно и неоднократно, а ребенок страдает. Привести конкретные факты и доказательства — перечислить, что происходило, когда, кто присутствовал, кто участвовал, какие были последствия для всех участников. Вместе взрослые должны подумать, как можно решить эту проблему. Родителям важно предлагать свою помощь, строить разговор с учителем доброжелательно, уважительно, на основе сотрудничества, а не с целью унизить педагога или указать на его ошибки.
Далее для прекращения травли необходим ответственный взрослый, который будет руководить процессом. Например, учитель. Он действует по такой схеме:
1) признает проблему;
2) называет происходящее травлей;
3) сообщает о ее недопустимости;
4) показывает, что травля — это проблема группы. Например, можно вместе посмотреть и обсудить мультфильмы и фильмы на эту тему — «Невидимый мир», «Чучело», «Гадкий утенок»;
5) помогает детям сформулировать моральный выбор. Допустим, предлагает поиграть в игру: предложить каждому ребенку оценить свой вклад в «болезнь» под названием «травля»: 1 балл — я никогда в этом не участвую, 2 — иногда это делаю, но потом сожалею, 3 — травил и буду продолжать. Обычно мало кто ставит себе три балла; а если ставит два — то это та отправная точка, с которой можно задуматься о том, что травля — это плохо, и начинать жизнь без нее;
6) формулирует позитивные правила. Например, «Мы не выясняем отношения кулаками», «Мы останавливаем оскорбления и насмешки», «Мы имеем право быть разными и уважаем отличия других людей» — правила формулируются вместе с детьми, записываются, вешаются на видном месте в классе;
7) поддерживает позитивные изменения. Например, делает две банки: в одну складываем черные камушки, когда правила нарушаются; в другую зеленые — когда правила соблюдаются;
8) гармонизирует иерархию — помогает быть лидерами разным детям в разных проектах без жесткого закрепления ролей.
Если учитель проделает все это, скорее всего, травля скоро прекратится и больше не начнется.
РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФОРМУЛИРОВКИ О ТРАВЛЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЕ НЕТ
А значит, вопрос привлечения к ответственности за буллинг сложный и неоднозначный, объясняет Анна. По факту, агрессор может быть наказан только в случае причинения жертве физического вреда или нанесения существенного вреда имуществу. Ответственность за такие действия предусматривают статья 115 УК РФ, и статья 1064 ГК РФ. Если виновник причинения вреда несовершеннолетний, ответственность за содеянное несут родители.
Чтобы изменить ситуацию, в 2022 году юрист программы «Травли NET» Анна Копылова, президент фонда «Юристы помогают детям», адвокат Виктория Дергачева, активист и автор книги об истории травли Светлана Моторина, адвокат и советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Макаров подготовили полноценный проект законодательной инициативы, которым вносятся изменения в различные нормативные акты, прежде всего — в закон об образовании. Этот проект предполагает определение понятия травли и создание государственной программы профилактики буллинга. Пока проект не внесен на рассмотрение Государственной думы.
Однако существует важный документ, который уже сейчас может быть принят каждой школой — это внутренний локальный нормативный документ о травле, или антибуллинговая хартия. В ней учителя и ученики школы определяют, что такое буллинг, что делать, если он происходит. Это поможет и в случаях, когда травля возникла, и для ее профилактики, рассказывает Анна. Образец
такого документа на русском языке уже создан.
Доказать факт буллинга и защитить права жертвы травли поможет нотариус
Обеспечение доказательств — одно из тех нотариальных действий, спрос на которое ежегодно возрастает на 15-20% на протяжении последних лет. В среднем в год за ним обращаются несколько десятков тысяч человек. Причина столь высокого интереса к этой услуге лежит на поверхности — зафиксированные нотариусом доказательства могут пригодиться людям в самых разных жизненных ситуациях. Кому-то — чтобы восстановить справедливость и добиться исполнения изначальных договоренностей, другим — защитить свои честь и достоинство или пресечь попытки очернить репутацию компании. А бывают случаи, когда привлечение нотариуса позволяет остановить насилие, психологическое давление, шантаж и прочие формы явления, которое сегодня все чаще называют английским термином буллинг.
Чем здесь может помочь обращение к нотариусу? Основной смысл нотариального действия по обеспечению доказательств заключается в оперативной фиксации значимых для заявителя фактов. Что важно, зафиксированные нотариусом доказательства пострадавшая сторона сможет представить суду, даже если к моменту рассмотрения дела обидчик успеет удалить, скрыть или как-то исказить их. Это особенно актуально, когда речь о доказательствах «виртуальных» — размещенных в соцсетях, мессенджерах, на форумах и разного рода сайтах.
И, если дело уже дошло до суда, обращение к нотариусу может использоваться даже в качестве альтернативы допроса в суде. В марте этого года произошел случай, когда судья предложил родителям подростка, ставшего свидетелем конфликта, зафиксировать его показания посредством нотариального обеспечения доказательств, чтобы не травмировать психику ребенка тяжелой и неприятной процедурой дачи показаний в ходе судебного слушания. В результате, сторона-ответчик представила нотариусу согласованные с судьей вопросы. Нотариус, как беспристрастная третья сторона, задал их несовершеннолетнему, записал ответы в протокол и удостоверил его. Таким же образом, в спокойной обстановке кабинета нотариуса, были зафиксированы и ответы на вопросы, представленные истцом. Такие протоколы могут быть приобщены к делу наравне с очными показаниями свидетелей в зале суда.
Чаще всего родители идут в суд, если травля довела ребенка до серьезных травм, психического расстройства или, что еще хуже, попыток суицида у затравленной жертвы. Оперативно зафиксировать доказательства буллинга, которые потребуются в суде, и которые вполне могут быть удалены стороной-ответчиком, поможет нотариус. Он зайдет на необходимые интернет-страницы со своего рабочего компьютера, сделает их скриншоты и составит протокол осмотра сайта. В этом документе будут отражены все действия нотариуса, содержание интернет-страниц, данные о заявителе, место и дата совершения нотариального действия. В результате, на руки гражданин получит нотариально удостоверенный протокол, скриншоты содержащих доказательства страниц, и, если необходимо, аудиозаписи, видеоматериалы, иллюстрации и т.п. То есть уже будет неважно, сохранятся ли в сети посты и сообщения с угрозами или унижениями на момент рассмотрения дела в суде, — суд в любом случае примет обеспеченные нотариусом доказательства правонарушения. А значит, у жертвы буллинга появятся реальные шансы защитить честь и достоинство и заставить обидчиков понести наказание.
В практике нотариусов бывали и случаи, когда зафиксированная нотариусом переписка одноклассников в популярной социальной сети помогала найти истинного инициатора конфликта и защитить невиновную сторону от необоснованных обвинений и требований возмещения ущерба (как морального, так и материального) со стороны родителей прикинувшегося жертвой абьюзера.
Каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом
Каждый третий ребёнок в России сталкивался с буллингом в школе, при этом каждый десятый никому об этом не говорил. Ещё около 10% ребят участвовали в буллинге как агрессоры или свидетели.
52% ребят в возрасте 10-18 лет были жертвами буллинг;
32% страдали от психологической травли, а 26,6% – от физической;
15,2% – не станут говорить о происходящем ни родственникам, ни учителям, ни друзьям;
лишь 0,5% детей готово идти в полицию.
дети из семей с более низким уровнем достатка чаще становятся объектами травли: у них нет модной одежды, дорогих смартфонов — и это может сделать их изгоями. Такие ребята чаще других подвергаются словесным нападкам, игнорированию и кибербуллингу. В школах, где в основном учатся дети из небогатых семей, жертвой буллинга наоборот может стать более обеспеченный ребёнок. Эта картина характерна не только для России, но и для других стран.