Файл: Методическое пособие по проведению учебной полевой практики по почвоведению для бакалавров и магистров факультета Природообустройство.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра почвоведения и агрохимии
А.Е. Кудрявцев
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по проведению учебной полевой практики по почвоведению
для бакалавров и магистров
факультета «Природообустройство»
направление подготовки 120700 – Землеустройство и кадастры
2
Барнаул 2014
УДК: 631. 4 (072)
ББК
Рецензент: д.б.н., профессор, Член-корр. АН РБ Суюндуков Я.Т. к.с.-х.н., ст. преподаватель Шторм О.Н.
Методические указания по проведению учебной полевой практики по почвоведению для бакалавров и магистров факультета «Природообу- стройство» направления подготовки: 120700 - Землеустройство и ка- дастры /А.Е. Кудрявцев. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2014.- 75 с.
В методическом указании рассматриваются цель и задачи учебной практики по почвоведению, методы полевого исследования почв, их морфологическое описание, составление полевой почвенной карты и пояснительной записки к ней, требования к отчету. Настоящее учебное пособие разработано согласно рабочей программы, предназначено для проведения учебной полевой практики со студентами факультета
«Природообустройство» по направлению подготовки 120700 - Земле- устройство и кадастры.
Печатается по решению методической комиссии агрономического фа- культета АГАУ (Протокол № 8 от 18 июня 2014 г.)
© Кудрявцев А.Е., 2013
©ФГБОУ ВПО АГАУ, 2013
©Издательство АГАУ, 2013
3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 4
План проведения практики ................................................................ 5 1. Подготовительный период............................................................. 6 1.1. Проведение организационного собрания и инструктажа по технике безопасности ......................................................................... 6 1.2. Полевое оборудование и снаряжение для проведения практики .............................................................................................. 7 1.3. Знакомство с материалами предыдущих почвенных обследований,...................................................................................... 7 составление и изучение систематического списка почв ................. 7 1. 4. Изучение природных условий (факторов почвообразования)
............................................................................................................ 10 почвенно-климатической зоны ........................................................ 10 1.5. Подготовка картографической основы .................................... 12 1.6. Подготовка полевого дневника ................................................ 14 2. Полевой период ............................................................................ 15 2.1. Правила закладки почвенных разрезов ................................... 15 2.1.1 Полевой дневник и правила его оформления в поле ............ 19 2.2. Рекогносцировка почвенного покрова аллювиальных, подзолистых и серых лесных почв ................................................. 37 2.3
Рекогносцировочные исследования пахотных почв.
Закладка почвенно-геоморфологического профиля ...................... 41 2.4. Установление границ почвенных разностей в натуре ............ 42 2.5 Классификация основных типов почв зоны чернозѐмов засушливой и умеренно засушливой степи Алтайского края ...... 43 2.6. Генезис и классификация подзолистых почв (П) ................... 46 2.7. Генезис и классификация серых лесных почв (С) .................. 52 2.8. Генезис и классификация чернозѐмных почв (Ч) ................... 55 2.9. Генезис и классификация лугово-черноземных почв (ЧЛ) ... 58 2.10. Генезис и классификация луговых почв (Л) ......................... 59 2.11. Генезис и классификация болотных почв (Б) ....................... 61 2.12. Генезис и классификация солонцов (СН) .............................. 63 2.13. Генезис и классификация солончаков (СК) .......................... 66 2.14. Генезис и классификация солодей (Сд) ................................. 68 2.15. Генезис и классификация аллювиальных почв (АЛ) ........... 70 3. Камеральная обработка полевого материала ............................. 72 3.1 Составление отчета по практике ............................................... 72
Список литературы: .......................................................................... 75
4
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Почвоведение» читается студентам факультета «Приро- дообустройство», направления подготовки: «Землеустройство и ка- дастры» во втором семестре. В летний период предусмотрена учебная полевая практика в объѐме 60 часов.
Целью практики является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса «Почвоведение», приобретение практических навыков в определении почв и простран- ственного их распределения под влиянием природных факторов. Зна- комство с методикой отображение на картографическом материале состояния почвенного покрова, и составление полевой почвенной кар- ты с пояснительной запиской.
Задачами учебной практики является:
- знакомство студентов с факторами почвообразования поч- венно-климатической зоны, в которой проходит практика (рельефа, почвообразующих пород, растительности, характера увлажнения тер- ритории);
- овладение методикой распознавания и описания рельефа, растительности и почвенных разностей в природе, правильному зало- жению почвенных разрезов, описанию морфологических признаков почв по генетическим горизонтам и отбору почвенных образцов;
- знакомство с приемами и методами полевых и камеральных исследований почв и приобретение исследовательских навыков;
- изучение закономерностей пространственного распределения почв в природе;
- ознакомление с существующим картографическим материа- лом, методами картографирования почв и на основании полученных знаний составление крупномасштабной полевой почвенной карты.
5
План проведения практики
Учебная практика по почвоведению проводится в соответствии с учебным планам по направлению подготовки: 120700 - Землеустрой- ство и кадастры, который представлен в таблице 1.
Таблица 1 - План проведения учебной полевой практики
№ п/п
Разделы (этапы) практики Виды учебной работы
Трудоѐмкость, час
Формы контроля
1
Подготовительный
6
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7
Проведение организационного собрания и ин- структажа по технике безопасности;
Получение оборудования и снаряжения для прове- дения практики;
Знакомство с материалами предыдущих почвен- ных обследований, составление и изучение систе- матического списка почв;
Изучение природных условий (факторов почвооб- разования) почвенно-климатической зоны;
Подготовка картографической основы;
Подготовка полевого дневника;
Подготовка формы «Отчѐт по полевой практике».
0,5 0,5 1
1 1
1 1 подпись в журнале по технике безопасности подпись в журнале вы- дачи оборудования и снаряжения фронтальный опрос, запись в отчѐте проверка выкопировки проверка подготовлен- ной формы отчѐта и дневника
2.
Полевые исследования:
42
2.1
Рекогносцировочные исследования поемных почв.
Правила заложения Описание почвенных разре- зов, характеризующих пойму. Геоморфологиче- ское описание поймы. Описание растительности.
6 фронтальный опрос, по правилам закладки поч- венных разрезов, про- верка полевого дневника
2.2
Рекогносцировочные исследования подзолистых и серых лесных почв. Описание почвенных разрезов, характеризующие подзолистые и серые лесные почвы. Геоморфологическое описание. Описание древесной растительности.
6
-«-
2.3
Рекогносцировочные исследования пахотных почв.
Описание почвенных разрезов, характеризующих сельскохозяйственные угодья. Геоморфологиче- ское описание видов угодий. Описание раститель- ности.
6
-«-
2.4
Закладка почвенно-геоморфологического профиля в составе звена
6 проверка дневников и почвенно- геоморфологического профиля
2.5
Описание основных типов почв
6 фронтальный опрос, проверка полевого днев- ника
2.6
Установление границ почвенных разностей в нату- ре
6
-«-
2.7
Сдача и приемка полевых работ
6
-«-
3.
Камеральная обработка полевого материала:
12
3.1
Составление отчета
6 беседа преподавателя
3.2
Составление полевой почвенной карты, защита отчета
6 допуск к зачѐту
ИТОГО
60
зачет
6
Почвенное картирование и корректировка - это исследование почвенного покрова какой-либо территории с целью составления поч- венной карты, отображающей распределение различных почв на мест- ности. Все работы почвенной корректировки, позволяющие распо- знать почву как трехмерное природное тело, условно делят на три пе- риода: подготовительный, полевой и камеральный.
1. Подготовительный период
В этот период устанавливают объекты почвенных обследова- ний, определяют масштаб съемки, объем полевых и камеральных ра- бот, составляют календарный план работ и предварительную про- грамму, собирают картографические, литературные и справочные ма- териалы. Масштаб почвенных исследований, как правило, устанавли- вается в зависимости от преследуемой цели почвенной корректировки и сложности почвенного покрова. При прохождении полевой почвен- ной практики будут использованы карты масштаба 1:10000, что озна- чает, что в 1 см на карте на местности составляет 100 м.
1.1. Проведение организационного собрания и инструктажа
по технике безопасности
Перед началом практики ведущий преподаватель проводит ор- ганизационное собрание, на котором даѐт инструктаж по технике без- опасности полевых работ, разъясняются цель, задачи, порядок про- хождения практики. Студенческие группы разбиваются на звенья из пяти-шести человек. В звене назначается звеньевой, который несѐт ответственность за полевое оборудование, решает организационные вопросы звена, связанные с методической частью проведения полевой практики и соблюдением правил техники безопасности при выполне- нии полевых работ. Студенты в процессе прохождения практики руко- водствуются основными положениями и требованиями, изложенными в настоящем руководстве по практике. Выполненную работу студенты ежедневно отражают в дневнике.
Студент обязан:
- изучить и полностью выполнить требования программы;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
7
- выполнять указания руководителя практики;
- написать отчет о результатах учебной практики в установ- ленный срок;
При сдаче отчета необходимо представить:
- отчет о прохождении учебной практики;
- почвенно-геоморфологический профиль;
- полевую почвенную карту.
1.2. Полевое оборудование и снаряжение для проведения
практики
Для успешного прохождения полевой практики каждому звену необходимо иметь: лопаты, полевую сумку, почвенные ножи, каран- даши, резинки, ручки с красной, синей, черной пастой, полиэтилено- вые мешочки или оберточную бумагу, клеенчатый метр, лупу или уве- личительное стекло, компас, капельницы с 10% раствором НСl (часть оборудования предоставляется лабораторией).
- Методические указания по проведению учебной полевой практики
- Топографическая основа (выдается преподавателем)
- Полевой дневник – готовится студентами самостоятельно
- Транспортное средство (автобус) для поездки к месту проведения работ.
При выезде в поле студент должен при себе иметь головной убор, питьевую воду с расчетом на день, зонт.
1.3. Знакомство с материалами предыдущих почвенных об-
следований,
составление и изучение систематического списка почв
Использование материалов предыдущего почвенного обследо- вания позволяет лучше ориентироваться, качественно проводить поч- венную корректировку, такими материалами служат:
топографические карты - на которых подробно изображен рельеф, гидрография, растительность, грунты, хозяйственные и куль- турные объекты, дороги, коммуникации и др.;
аэрокосмические снимки – фотографии территории, сделан- ные с космических летательных аппаратов;
8
фотоплан местности - фотографии территории с высоты от сотен метров до десятков километров при помощи аэрофотоаппарата, установленного на атмосферном летательном аппарате.
почвенная карта - это специальная карта, которая отобража- ет почвенный покров определѐнной территории. Изначально в поле- вых условиях составляют полевую почвенную карту, которая выпол- няется на топографической основе с использованием аэрофотосним- ков и космоснимков. С одной стороны, топографическая основа с ука- занием всех видов угодий мешает восприятию основного назначения карты и в то же время позволяет эффективней ориентироваться в по- левых условиях на местности. После составления полевой почвенной карты в камеральный период составляют почвенную карту, где отсут- ствует топографическая составляющая.
В зависимости от содержания почвенные карты подразделяют на: общие, на которых изображают географическое распростране- ние почвенного покрова; почвенно-мелиоративные — дополнительно показывают мели- оративные особенности почв (запасы солей, фильтрационную способ- ность, содержание камней и т.п.); почвенно-эрозионные — степень эродированности (или де- флированности) почв, их податливость эрозии, эрозионно-опасные ареалы и др.
Кроме названных синтетических почвенных карт, составляют аналитические карты, их также называют картограммами, которые отображают какой-то отдельный признак или свойства почв, допустим картограмма обеспеченности почв подвижным азотом и т.д.
По масштабам почвенные карты делят на детальные (1: 5000 и крупнее), крупномасштабные (1: 10 000 — 1: 50 000), среднемасштаб- ные (1: 100000 —
1: 300000), мелкомасштабные (1: 500000 — 1: 2 000000), обзорные (1:
2 500000 и мельче).
Детальность почвенных карт определяется масштабом съѐм- ки. Почвенно-картографические исследования хозяйства, в котором будет проходить учебная полевая практика имеются крупномасштаб- ные материалы (М= 1:10000). При таком масштабе размер минималь- ного почвенного контура составляет 0,5 см
2
, что на местности 0,5 га.
Крупномасштабные почвенные карты и сопровождающие их материалы содержат сведения о качестве распространѐнных в хозяй-
9 стве почв, их расположение на территории, а также рекомендации по рациональному использованию почв.
На территории Алтайского края и, в частности, учхоза «Приго- родное», где проходит полевая почвенная практика, проведены 2 тура почвенных обследований. Почвенные материалы, позволяют на их ос- нове выполнять задачи полевой практики. Для знакомства преподава- тель предлагает почвенный очерк и полевую почвенную карту, а так- же топографическую основу и космоснимок (рис. 1), с которым сту- денты могут ознакомиться по ссылке в интернете https://www.google.ru/maps
Рис. 1. Космоснимок исследуемой территории
При составлении предварительного систематического списка почв, который необходимо составить в подготовительный период, ис- пользуют почвенную карту, топографическую карту, аэрофотоснимки и космоснимки, сличая почвенный индивидуум с его местонахожде- нием относительно видов угодий и геоморфологического местонахож- дения. В систематическом списке должны быть буквенные цифро- вые индексы почв, которые нанесены на почвенной карте. Пример си- стематического списка представлен в таблице 2.
Систематика почв — это учение о разнообразии всех суще- ствующих на Земле почв, о взаимоотношениях и связях между их раз- личными группами (таксонами), основывающееся на их диагностиче-
10 ском описании, определении путем сравнения специфических особен- ностей каждого вида почвы и каждого таксона более высокого ранга и выявлении общих особенностей у тех или иных таксонов.
Основная цель систематики почв — создать полную систему
(классификацию) почв Земли или исследуемой территории. Система- тика почв опирается на сравнительно-исторический и сравнительно- географический методы, на принцип эволюционного развития почв. В систематике используются данные всех разделов почвоведения.
Определяя место тех или иных почв в общей системе почвен- ного покрова какой-то территории, систематика почв имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяя ориентироваться в огромном разнообразии почв.
Таблица2– Систематический список почв исследуемой терри- тории
Индекс
почвы
Название почвы
Вид
уго-
дий
Элемент
рельефа
Площадь,
га
Ч
В3 3С
Чернозѐм выщелочен- ный среднемощный среднегумусный среднесуглинистый пашня Южный склон, крутизной
3
о
10
Основная задача систематики почв — установить качествен- ные различия между существующими почвами на исследуемой терри- тории и дать описание почв на основе определенных диагностических критериев, признаков, свойств. Следовательно, систематика почв — это как бы расширенный определитель почв, дающий детальное опи- сание каждой известной науке почвы. Кроме того, систематический список даѐт полный список изучаемых почв в возможной логической последовательности.
1.4. Изучение природных условий (факторов почвообразова-
ния) почвенно-климатической зоны
Природные условия — это совокупность свойств окружающей нас природы, которые, так или иначе, существенно влияют на жизнь человека и, в частности, почвообразовательные процессы. Формиро-
11 вание и развитие почвенного покрова, тесно связано с конкретным со- четанием природных факторов почвообразованияи влиянием хозяй- ственной деятельности человека. В.В. Докучаев выделял пять факто- ров почвообразования: материнская (почвообразующая) порода; кли- мат; растения; животные организмы; рельеф и время. В настоящее время предусмотрены ещѐ два – антропогенный и гидрологический факторы.
Почвообразование – это специфический биосферный процесс, в результате которого почва приобретает ряд специфических характе- ристик, отсутствующих в материнской почвообразующей породе и отличающих почву от всех других компонентов биосферы. В условиях
Алтайского края и исследуемой территории почвообразовательный процесс протекает, в основном, по сценарию дернового процесса поч- вообразования. Однако, изменение тех или иных факторов в ту или иную сторону влечѐт за собой специфику почвообразования, что фор- мирует пестроту почвенного покрова.
Территория, на которой проходит полевая практика именуется
Зоной чернозѐмов засушливой и умеренно засушливой степи Алтая.
На рисунке 2 а представлено размещение почвенно-климатической зоны на карте Алтайского края, на рисунке 2 б - естественное состоя- ние растительного покрова и геоморфология почвенно-климатической зоны.
а
б
Рис. 2. Зона чернозѐмов засушливой и умеренно засушливой степи Алтая