Файл: Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 1517 лет выполнена на 58 страниц, содержит 6 рисунков, 2 таблицы, 47 источников, 5 приложений.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры, спорта и туризма.
Кафедра теории и методики спортивных дисциплин.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
А.Ю. Близневский
« » 2018 г.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
49.03.01 -Физическая культура
Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15-17 лет
Научный руководитель
канд.пед.наук, доцент Николаева О. О.
Выпускница
Борисова Е. Н.
Нормоконтролер
Рульковская М.А.
Красноярск 2018
РЕФЕРАТ
Бакалаврская работа на тему «Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15-17 лет» выполнена на 58 страниц, содержит 6 рисунков, 2 таблицы, 47 источников, 5 приложений.
ТРЕНИРОВКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ, ВЫНОСЛИВОСТЬ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ.
Разработанная в данной работе методика показала улучшение динамики физической подготовленности и функций внешнего дыхания, занимающихся в экспериментальной группе. В экспериментальном исследовании мы добились определенного положительного развития физической подготовленности: все 6 тестов показали преимущество экспериментальной методики с применением дробного дыхания над стандартной методикой.
Цель исследования - заключается в теоретическом обоснование и экспериментальной проверке методики развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15-17 лет.
Объект исследования - тренировочный процесс легкоатлеток 15-17 лет в беге на средние дистанции.
Предмет исследования - Методика развития специальной выносливости у легкоатлеток 15-17 лет.
В работе была обоснована актуальность темы развития специальной выносливости в тренировочном процессе. Нами было выявлено, что использование элементов задержки дыхания в тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА 1
РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Задачи исследования: 5
Методы исследования: 5
1.1 Специальная выносливость в легкой атлетике 5
1.2. Средства и методы развития специальной выносливости 14
1.3 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет 23
2.1Методы исследования 29
1.Тесты для функционального исследования дыхательной системы 31
2.Тесты для исследования двигательной работоспособности 32
Педагогический эксперимент 32
2.2Организация исследования 33
3.1 Теоретическое обоснование методики 35
Понедельник 36
Пятница 37
Понедельник 37
Понедельник 38
Пятница 38
Понедельник 38
Вторник 38
Среда 39
Пятница 39
3.2Анализ результатов исследования 39
Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) 40
Проба Штанге 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников 48
эксперимента 54
ВВЕДЕНИЕ
Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость непосредственно определяет результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, конькобежный спорт - длинные дистанции, лыжные гонки и др.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.) и, наконец, в третьих, где упражнение кратковременно и на первый взгляд необходимости в выносливости не существует, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками (метания, прыжки, спринтерский бег, тяжелая атлетика и пр.).
Актуальность работы. Среди актуальных проблем спортивной тренировки значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие специальной выносливости в условиях ограниченных возможностей для занятий легкой атлетикой (недостаток мест для тренировочных занятий, ограниченность во времени, неблагоприятные природные условия и др.). Действительно не все школы обладают достаточными условиями для круглогодичных занятий легкой атлетикой, и тренерам приходится находить выход для увеличения эффективности тренировочного процесса.
В современном спорте все шире используются новые методы тренировки и стимуляции организма, основанные на глубоких физиологических исследованиях. Все чаще элементы задержки дыхания используются в тренировочном процессе. Суть заключается в том, что спортсмен выполняет двигательные действия, попеременно варьируя дыхание ртом и носом, при дыхании только носом достигается эффект искусственной гипоксии, что оказывает хороший тренировочный эффект при выполнении работы преимущественно большой и умеренной зонах мощности.
Преимуществом является то, что элементы задержки дыхания в тренировочном процессе не нарушают планового тренировочного процесса спортсменов и может применяться в сочетании с основными средствами подготовки или отдельно от них, как дополнительное средство в период отдыха для стимуляции и завершения восстановительных процессов в организме.
Объект исследования: Тренировочный процесс легкоатлеток 15-17 лет в беге на средние дистанции.
Предмет исследования: Методика развития специальной выносливости у легкоатлеток 15-17 лет.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 1517 лет.
Гипотеза исследования: предполагает, что применение элементов задержки дыхания в учебно-тренировочном процессе будет способствовать более эффективному развитию специальной выносливости и физической подготовленности легкоатлеток 15-17 лет.
Задачи исследования:
-
Анализ научно-методических источников, обобщение имеющейся информации по изучаемой проблеме, ее истории, степени разработанности. -
Обосновать и разработать экспериментальную методику развития специальной выносливости легкоатлеток 15-17 лет с использованием дробного дыхания. -
Экспериментально проверить в педагогическом эксперименте эффективности предложенной методики.
Методы исследования:
-
Анализ научно-методической литературы. -
Контрольные испытания -
Педагогический эксперимент. -
Методы математической статистики.
-
Современное состояние изучаемой проблемы
1.1 Специальная выносливость в легкой атлетике
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.[1;10]
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью.
Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.) Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация [9].
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д. ) [15].
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри мышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических качеств, генотипа
(наследственности), среды и др. [27].
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимы объемом метаболических изменений в организме. [10; 22]
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные (креатинфосфатные) источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20 с.
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с до 5-6 мин. [10].
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.