Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 586

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации программа характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности
(мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного обучения.
Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности.
Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нор- мативов.
В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива МАОУ СШ № 143, потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны и т. п.).
Положительные результаты даёт привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры:
− библиотека им. С.Я. Маршака;
− библиотека им. М.А. Светлова;
− творческая студия «Ранетки».
Эффективным механизмом реализации программ является использование инди- видуальных программ и учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп.
1.2.
Общая характеристика программы начального общего образования


9
Программа начального общего образования является стратегическим документом
МАОУ СШ №143, выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности, т. е. гарантию реализации статьи 12 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации».
ООП НОО обеспечивает гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной и внеурочной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
• обучающихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
• города Красноярска – в сохранении и развитии традиций города;
• общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Участники образовательного процесса:
− обучающиеся, достигшие школьного возраста (не младше 6 лет 6 месяцев);
− родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
− педагогические работники.
МАОУ СШ №143 несёт ответственность за выполнение ООП НОО перед родителями
(законными представителями), учащимися и учредителем.
Самообследование МАОУ СШ №143, в которое входит отчёт о выполнении ООП
НОО, публикуется на сайте ежегодно.
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СШ
№143 адресована учителям, обучающимся, родителям (законным представителям).
ООП НОО обеспечивает гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное); оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности); эффективное использование современных технологий обучения; обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья учащихся; использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса; информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Обязательная часть ООП НОО составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе.
В 2023-2024 учебном году ООП НОО обеспечивает требования государственного федерального стандарта через реализацию планируемых результатов на основеУМК

10
«Школа России», «Перспектива», «Планета знаний» «Начальная школа 21 века», «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» на уровне начального общего образования во 2-4 классах, а также реализацию планируемых результатов на основе федеральных рабочих программ для 1 классов.
В соответствии с законодательными актами МАОУ СШ №143 самостоятельно определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
В программе учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, традиции внеклассной и воспитательной работы, возможности среды муниципалитета и социальных партнеров, запросы родителей в сфере образования, профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы МАОУ СШ № 143.
Ведущие технологии, используемые в образовательном процессе в начальной
школе:
1. Информационно-коммуникационные технологии
В учебном процессе используются как проникающие технологии для реализации отдельных дидактических задач, способствуют формированию умений работать с информацией, развитие коммуникативных способности обучающихся, формируют исследовательские умения. Предполагают использование в учебном процессе аудио-, видео
- материалов, компьютера для представления образовательных электронных ресурсов.
2. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения. Они способствуют формированию и укреплению здоровья обучающихся, воспитания у них культуры здоровья и безопасного образа жизни.
3. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся, способствует развитию умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; обеспечивает мотивацию на успех. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и способствует личностному развитию обучающихся.
4. Технология личностно-ориентированного обучения
Позволяет:
сохранить и поддержать индивидуальность ребенка;
предоставить возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе;
создать условия для обязательной успешной деятельности;
простроить обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечить своевременную помощь каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;
создать условия для реализации творческих возможностей школьника.
5. Игровые технологии
Создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, способствуют формированию универсальных учебных действий.
6. Технологии уровневой дифференциации


11
Позволяют создать условия для обучения детей с разным уровнем сформированности познавательной сферы, в том числе как для одарённых обучающихся, так и обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Используемые технологии ориентированы на:
• активизацию учебно-воспитательного процесса;
• развитие творческого потенциала личности каждого ученика;
• развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни;
• развитие навыков коллективного взаимодействия;
• привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;
• адаптацию ребенка в условиях социума;
• на решение проблемы социализации ученика в учебном коллективе и в условиях школы как системы.
Использование любой технологии проходит преимущественно с использованием активных форм обучения: обучение в сотрудничестве с использованием групповой и парной формы работы.
Ведущими методами обучения являются частично-поисковый и исследовательский, метод проектов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-
деятельностный подход, который предполагает:
− воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
− переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу;
− ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
− признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
− учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
− обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
− разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных


12 мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход позволяет:
• варьировать методами и средствами познания;
• осуществлять не только репродуктивную, воспроизводящую познавательную деятельность, но и продуктивную, созидательную;
• развивать способность самостоятельно добывать знания;
• применять приемы познавательной деятельности и способы контроля своих действий;
• формировать универсальные учебные действия.
Программа строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Наиболее адаптивным сроком обучения в начальной школе, установленным в РФ, является 4 года. Общее число учебных часов не может составлять
менее 2954 ч и более 3190ч.
Соблюдение этих требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье.
При создании программы начального образования особо учитывается статус ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются, быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать адаптироваться к новой учебной деятельности, которая становится ведущей в этом возрасте.
Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в программе начального общего образования, причём внимание учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального развития, особенностей познавательных психических процессов, педагог оказывает поддержку каждому обучающемуся.
В исключительных случаях МАОУ СШ №143 может с учётом особых успехов обучающихся, высокого темпа обучаемости или особых условий развития ребёнка сократить срок обучения в начальной школе. В этом случае обучение осуществляется по индивидуально разработанным учебным планам.
1.3.
Общая характеристика планируемых результатов освоения основной
обазовательной программы
Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны:
1. обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;
2. являться содержательной и критериальной основой для разработки:
− рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в МАОУ СШ № 143 по