Файл: Учебное пособие по специальностям 280104. 65 Пожарная безопасность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):
органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге,
Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве - Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И. Пирогова;
силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;
в) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):
координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления - территориальными центрами медицины катастроф;
силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской
Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций;
органами повседневного управления - межрегиональными центрами медицины катастроф, функции которых осуществляют территориальные центры медицины катастроф в гг. Екатеринбурге,
Нальчике, Нижний Новгород, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также в Москве - Национальным медико-хирургическим Центром имени Н.И. Пирогова;
силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;
в) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):
координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
постоянно действующими органами управления - органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления - территориальными центрами медицины катастроф;
силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской
Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций;
г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):
координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
постоянно действующими органами управления - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления - дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;
силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
д) на объектовом уровне:
координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
постоянно действующим органом управления - структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
органом повседневного управления - дежурно-диспетчерской службой организации;
силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
координационными органами - комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
постоянно действующими органами управления - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления - дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;
силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
д) на объектовом уровне:
координационным органом - комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации;
постоянно действующим органом управления - структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
органом повседневного управления - дежурно-диспетчерской службой организации;
силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов
Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может
устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной
ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации медико-
санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие основные
мероприятия:
• участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания на-селения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС, снижения воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой медицинской помощи;
• планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;
• организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
• обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организация их работы;
• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
• создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки ее личного состава;
• поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
• создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль за хранением и правильным использованием;
• разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению службы и его совершенствованию, включающему оснащение формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
• создание, поддержание на установленном уровне, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы;
• участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
· оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формировании и учреждений службы медицины катастроф,
· усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости па круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью,
· анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по содержанию и организации мероприятии,
· уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учетом возникшей обстановки и прогноза со изменений, уточнение запланированных мероприятий, участие в подготовке населения к действиям при возникновении возможной ЧС, уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;
· проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков выдачи имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим оснащением,
уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также между органами управления, учреждениями и организациями министерств и ведомств, силы которых входят в состав службы медицины катастроф;
· усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний, анализ информации о санитарно- эпидемиологической обстановке па территории возможной ЧС, разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения массовых инфекционных заболеваний и их ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации служба проводит следующие основные мероприятия:
· оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
· сбор информации об обстановке в районе (зоне) ЧС, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;
· введение в действие (по указанию председателя межведомственной координационной комиссии ВСМК) соответствующих разделов (положений) плана медико-санитарного обеспечения населения (с учетом характера ЧС);
· немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;
· организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне (очаге) ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из зоны (очага)
ЧС;
· организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, а также по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;
· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
· организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
· организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
· непрерывное и оперативное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико- санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, ведение учетных и отчетных документов
Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.
Штатные формирования службы медицины катастроф представлены
следующими структурами:
•
подвижными многопрофильными госпиталями;
•
медицинскими отрядами;
•
бригадами специализированной медицинской помощи.
Нештатные формирования создают на базе медицинских
образовательных, научно-исследовательских, лечебно-
профилактических и санитарно-профилактических учреждений за
счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:
•
медицинские отряды;
•
бригады (группы) специализированной медицинской помощи;
•
врачебно-сестринские бригады и др.
Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП)
Основные задачи :
•
медицинская сортировка поражённых, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;
•
оказание специализированной медицинской помощи поражённым;
•
лечение нетранспортабельных поражённых;
•
подготовка поражённых к эвакуации в специализированные лечебные учреждения;
•
оказание консультативно- методической помощи лечебно- профилактическим учреждениям.
БСМП могут создаваться на основании решения территориальных органов здравоохранения. Создаются на базе медицинских вузов, институтов (академий) последипломного образования, крупных городских, областных (краевых, республиканских) больниц, научно- исследовательских институтов и научных центров. Профиль бригад определяется специальностью врачей, включенных в их состав, и соответствующим табельным оснащением.
По штатному расписанию в состав бригады специализированной медицинской помощи входят: 2 врача, 2 медицинские сестры
(фельдшера) и 1 шофер.
Основным предназначением бригад является усиление учреждений здравоохранения, больниц МСГО загородной зоны, организация и оказание в них специализированной медицинской помощи пораженным.
Вне чрезвычайных ситуаций БСМП подчиняется руководителю учреждения-формирователя и оперативно - руководителю территориального центра медицины катастроф. При возникновении чрезвычайных ситуаций сроки работы бригады, ее передислокация определяются и осуществляются по решению руководителя территориального центра МС ГО. Общее руководство деятельностью бригады, включая ее медицинское снабжение, возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения, на базе которого она работает.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить материал лекции 1.1 2. Подготовить доклады:
1) Принципы организации и задачи службы медицины катастроф. Задачи и организация медицинской службы гражданской обороны.
2) Основные причины, определяющие число человеческих жертв при различных видах катастроф (радиационные, биологические, связанные с выбросом АХОВ и т.д.).
3) Содержание и последовательность проведения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.