Файл: В качестве примера составления статей бюджета рассмотрим оценку ежегодных затрат на модернизацию парка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве примера составления статей бюджета рассмотрим оценку ежегодных затрат на модернизацию парка PC, соответствующий расчет производится следующим образом:
где:
-общее число компьютеризированных рабочих мест в организации;
- средняя цена одного PC среднего класса, закупаемого организацией для оборудования типового рабочего места (определяется политикой организации);
-общий процент (доля) заменяемых
- процент заменяемых по причине выхода из строя или достижения недопустимого уровня физического износа;
- процент , заменяемых по причине отставания парка от "глобального прогресса", т.е. от ресурсных требований, предъявляемых новым поколением ОС и массовых приложений;
- процент , заменяемых по причине отставания парка от "корпоративного прогресса", т.е. от ресурсных требований, предъявляемых вновь устанавливаемыми корпоративными приложениями или возникающих вследствие роста масштабов обработки данных;
- повышающий (понижающий) коэффициент, отражающий средний возраст парка
ценки входящих в вышеприведенные формулы величин и коэффициентов приведены в таблице 5.8.
Таблица 5.8. |
|
Приведем два примера ежегодных затрат на модернизацию парка PC:
-
В организации 800 компьютеризированных рабочих мест, средний возраст PC - 3,5 года, организация проводит политику умеренного развития ИТ, приобретает рабочие места стоимостью 650 долл., в этом случае оценка расходов на обновление парка по формулам даст:
или $250 на одно рабочее место.
-
В организации 40000 компьютеризированных рабочих мест, средний возраст PC - 2,5 года, организация проводит продвинутую политику развития ИТ, приобретает рабочие места стоимостью 850 долл., в этом случае оценка расходов на обновление парка по формулам даст:
или $170 на одно рабочее место.
Вообще, затраты на поддержание информационной инфраструктуры организации в состоянии, соответствующем современным требованиям рынка и технологий, зависят от следующих факторов:
-
стоимость оборудования; -
стоимость программного обеспечения; -
длительность жизненного цикла оборудования; -
длительность жизненного цикла ПО; -
политика предприятия в отношении развития информационной инфраструктуры.
Введем понятие жизненного цикла ИТ-активов. Термин "жизненный цикл" в данном контексте определяется как срок, в течение которого планируется использовать те или иные ИТ – активы, которые можно разделить на следующие основные категории:
-
Оборудование: персональные компьютеры, сетевые серверы (поддержание работы сети), серверы приложений, сетевое оборудование (routers, bridges, hubs и т.д.), сетевые коммуникации (кабели) -
Программное обеспечение: ПО на персональных компьютерах, операционные системы, общеприкладное ПО, специализированное ПО и ПО на серверах, операционные системы на серверах, серверные приложения.
Конец жизненного цикла означает, что:
-
Оборудование больше не удовлетворяет требованиям функционирования существующего ПО, например, невозможно работать с операционной системой Windows 2000 на компьютере с процессором Intel486. -
Новое программное обеспечение не совместимо с уже имеющимся, например, пользователю необходимо работать с ПО, которому для работы необходима более новая версия операционной системы. -
Затраты на техническое обслуживание и поддержку увеличились настолько, что дешевле приобрести новое оборудование или ПО. -
Возникают новые требования к производительности оборудования и функциям ПО. Это такие требования, как простота в использовании, мобильность, использование улучшенных интерфейсов с пользователем, визуализация, использование сетевых услуг, скорость обработки данных.
Длительность жизненного цикла определяется также политикой организации в отношении развития ИТ- инфраструктуры. Если организация стремится использовать только самые современные решения в области ИТ, жизненные циклы оборудования и ПО будут существенно меньше, чем в случае, когда организация старается минимизировать свои затраты на ИТ.
Расчет ежегодной стоимости поддержки информационной инфраструктуры осуществляется по следующим формулам:
где:
- ежегодная стоимость поддержки инфраструктуры;
- ежегодная стоимость поддержки оборудования -й категории
- ежегодная стоимость поддержки программного обеcпечения
-й категории;
- длительность жизненного цикла оборудования -й категории или ПО -й категории;
- количество единиц оборудования -й категории или ПО -й категории;
- цена приобретения единицы оборудования -й категории или ПО -й категории;
- коэффициент затрат на ремонт оборудования -й категории.
Пример расчета приведен в таблице 5.9.
Таблица 5.9. | | |
| | |
Кол-во оборудования | 1 000 | |
Стоимость единицы оборудования | 800 | |
Стоимость всего оборудования | 800 000 | |
ЖЦ Оборудования | 5 | |
Стоимость поддержки оборудования | 160 000 | |
| ||
Вероятность поломки единицы оборудования в течении года | 30% | |
Средняя стоимость ремонта единицы оборудования (в % от цены) | 10% | |
Стоимость ремонта оборудования | 24 000 | |
| ||
Кол-во лицензий | 1 000 | |
Стоимость одной лицензии | 150 | |
Стоимость всех лицензий | 150 000 | |
ЖЦ ПО | 3 | |
Стоимость поддержки ПО | 50 000 | |
| ||
Суммарная стоимость поддержки | 234 000 |
Общий ИТ-бюджет формируется на основании совокупной стоимости затрат (Total Cost of Ownership - ТСО - отражает полную сумму расходов на приобретение, установку и эксплуатацию определенного ИТ-актива) на ИТ, которая распределяется по трем основным разделам:
-
развитие ИТ, -
обновление ИТ, -
поддержание работоспособности ИТ.
В финансовой структуре организации ИТ-службу относят к одному из центров финансового учета (ЦФУ):
-
центр дохода (выручки) – в том случае, если СИТ предоставляет услуги сторонним организациям, -
центр затрат – наиболее распространенная форма, -
центр прибыли (профит-центр, центр финансовой ответственности), -
центр инвестиций (венчур-центр).
Основные направления затрат в зависимости от корпоративной стратегии организации и рассматриваемого типа центра финансового учета приведены в таблице 5.10
Центр финансового учета | ||||
| Центр доходов | Центр затрат | Центр инвестиций | Центр прибыли |
Стабилизация | Повышение выручки от реализации Затраты ЦФУ постоянны | Уменьшение затрат ЦФУ или cостоянно Качество работы ЦФУ неизменно | ROI - постоянно | Прибыль ЦФУ постоянна или повышается |
Рост | Увеличение доли рынка Увеличени числа клиентов | Улучшение качества работы ЦФУ | Увеличение ROI | Увеличение прибыли ЦФУ |
Сокращение | Увеличение выручки от реализации | Уменьшение затрат ЦФУ | Нулевые инвестиции | Уменьшение затра |
В заключение перечислим основные статьи бюджета СИТ:
-
Развитие ИТ-
услуги консультантов по развитию, -
оборудование, -
программное обеспечение, -
инсталляция, -
услуги консультантов по внедрению, -
обучение проектной группы.
-
-
Обновление ИТ-
оборудование, -
программное обеспечение, -
инсталляция, -
обучение сотрудников.
-
-
Поддержание работоспособности ИТ-
техническая поддержка оборудования, -
сопровождение программного обеспечения, -
число конечных пользователей ИС, -
число ИТ-специалистов, занятых в обслуживании ИС, -
технические характеристики ИС (наличие удаленных офисов, количественные и качественные характеристики активов ИС, организация ИС, место службы ИТ в структуре предприятия).
-