ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Правовые недостатки ст. 290-291УК РФ
Так, ч. 1 ст. 290 УК РФ представлена в следующей редакции:
"1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -наказывается...".
Безусловно, изменение признаков, характеризующих субъекта рассматриваемого преступления, будет способствовать реализации предупреждения преступлений, как задачи уголовного закона. Включение в число субъектов преступления иностранных должностных лиц, а также должностных лиц публичных международных организаций - есть необходимая мера в процессе противодействия коррупции в условиях стремительно развивающихся международных отношений. Вместе с тем, вступившие в силу нововведения характеризуются некоторой бессистемностью, затрудняющей процесс толкования рассматриваемой правовой нормы и квалификации взяточничества.
Так, в соответствии с новой редакцией ст. 290 УК России, субъектом получения взятки является должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Толкование термина "должностное лицо", на наш взгляд, никаких вопросов не вызывает. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК России "Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации" .
Вместе с тем, использование в новой редакции ст. 290 УК России терминов "иностранное должностное" и "должностное лицо публичной международной организации" вызывает ряд вопросов. Так, например, в соответствии с буквальным толкованием примечания 1 к ст. 285 УК России, должностным лицом признается лицо, осуществляющее определенные законом функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации либо осуществляющие функции представителя власти (исходя из определения родового объекта рассматриваемого преступления и задач уголовного закона, - представителя власти России). Таким образом, представляется, что термин "должностное лицо", имеющий законодательное определение, основанное на государственной принадлежности, не может использоваться в УК в иных случаях, в частности в виде "иностранное должностное лицо".
Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 УК России понимается "любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени".
Следует отметить, что допустимое на бытовом уровне, выражение "иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации" сродни часто употребляемым, но в уголовно-правовом смысле абсурдным выражениям "убийство по неосторожности", "вооруженный грабеж", "малолетний преступник", с той лишь разницей, что последние выражения сегодня остаются "бытовыми", а первое - получило законодательное закрепление.
Представляется, что внесение изменений в УК в части определения признаков иностранного должностного лица или должностного лица публичной международной организации должно было бы сопровождаться некоторыми изменениями примечания 1 к ст. 285УК РФ. То есть, в обозначенном примечании слова "должностным лицом признается" необходимо было изложить в следующей редакции: "должностным лицом Российской Федерации признается". Другой вариант разрешения рассматриваемой проблемы - дополнение действующего примечания 1 к ст. 285УК РФ
ссылкой на признаки, характеризующие иностранное должностное лицо или должностное лица публичной международной организации.
Таким образом, примечание к статье 285 УК РФ могло бы быть изложено в следующей редакции: "1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также любые назначаемые или избираемые лица, занимающие какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любые лица, выполняющие какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, а так же международные гражданские служащие публичных международных организаций или любые лица, которые уполномочены такими организациями действовать от их имени".
Приведенная редакция примечания 1 к ст. 285УК России исключает необходимость действующей редакции примечания 2 к ст. 290УК РФ, определяющей признаки иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, способствует повышению степени систематизации уголовного закона, исключает его внутренние противоречия.
Следующий недостаток новой редакции ст. 290УК РФ, аналогичен предыдущему. Так, обязательным условием уголовной ответственности за получение взятки является то обстоятельство, что взятка должна быть получена не за любые действия (бездействие), а только за такие действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица (выделено С.А.) либо если оно (т.е. должностное лицо, -прим. С.А.) в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Таким образом, законодатель вначале первой части ст. 290 УК формально разделяет понятия должностного лица, иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации, а в конце - устанавливает условия уголовной ответственности только для должностного лица: "если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица". Исходя из буквального толкования данной нормы, иностранное должностное лицо подлежит ответственности за получение взятки за действия (бездействие) в интересах взяткодателя, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица, суть которых изложена в примечании 1 к ст. 285 УК и основана на государственной принадлежности должностного лица.
Обозначенные выше проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за взяточничество, представляют собой некую производную от главного, основного, недостатка новой редакции ст. 290 УК России, суть которого заключается в следующем.
Видовым объектом любого преступления, входящего главу 30 УК России "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" (ст. 285-293 УК) являются общественные отношения и интересы, обеспечивающие законную и эффективную деятельность органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Задачами уголовного кодекса России (ст. 2 УК) являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что охране в главе 30 УК России подлежат интересы государственной власти России, государственной службы Российской Федерации и службы в органах местного самоуправления, с той же государственной принадлежностью. Таким образом, возникает закономерный вопрос об определении основного непосредственного объекта получения взятки иностранным должностным лицом и взаимосвязи данного объекта с видовым объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также вообще с интересами, охраняемыми российским уголовным законодательством и его задачами.
Вывод о бессистемности, неполноте и ущербности уголовно-правового регулирования ответственности за получение взятки в новой редакции ст. 290 УК, очевиден.
Подобного рода недостатки характеризуют, в т.ч. и новую редакцию ст. 291 УК России "Дача взятки", и ст. 291 .1 УК России "Посредничество во взяточничестве". Представляется, что вопрос уголовно-правового регулирования ответственности за коррупционное поведение любого должностного лица, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному государству - есть вынужденная мера противодействия коррупции, которая на сегодняшний день приобрела черты транснациональной преступности; необходимость и обязанность, обусловленная участием России в международных Конвенциях и договорах о противодействии коррупции.
Вместе с тем, действительная значимость рассматриваемой проблемы не может в процессе криминализации деяния обосновать допустимости нарушения структуры уголовного закона и принципов его систематизации.
Исходя из вышеизложенного, представляется, что процесс реформирования отечественного уголовного законодательства об ответственности за взяточничество нельзя признать завершенным, что обосновывает актуальность и значимость дальнейших научных исследований в сфере уголовно-правового противодействия коррупции и взяточничеству, как одному из наиболее опасных ее проявлений.