Файл: Охарактеризовать категории обучающихся с овз в образовательном инклюзивном пространстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 1205

Скачиваний: 82

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Охарактеризовать категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве.

Габибова С.А.

Инклюзивное образование – (от франц.inclusif – включающий в себя), термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. 

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Согласно статьи 1 Закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика.

Специальные образовательные условия - это необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Доступная
 среда – это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Доступная среда  в сфере образования - это безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Одной из базовых потребностей человека - потребность в образовании. Она возникает и развивается в определенном социальном контексте, проявляясь в различных видах деятельности. Это потребность в знаниях, умениях, навыках, общении, самообразовании, самореализации, самоактуализации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности, «спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации». (В.З. Денискина)

Образовательные потребности детей с ОВЗ:

• Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.

• Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.

• Потребность в социальной адаптации.

• Потребность во введении в содержание обучения ребенка с ОВЗ специальных разделов, ориентированных на целенаправленное решение задач его развития.

• Потребность в построении особого маршрута обучения, использовании специфических средств.

• Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.

• Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.



• Потребность в специфическом использования традиционных методов обучения.

• Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами).

• Потребность в организации доступной образовательной среды.

• Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.

• Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

• Потребность специфической работы по профессиональной ориентации.

• Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:

• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;

• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

• специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для следующих учеников:

  1. глухие

2. слабослышащие

3. слепые


4. слабовидящие

5. с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

6. с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

7. с задержкой психического развития (ЗПР)

8. с расстройствами аутического спектра (РАС)

с умственной отсталостью


    1. глухие, слабослышащие

Поражение слуховой функции, как правило, связано с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха.

Причины нарушений :

Наследственные –генетики доказали, что глухота способна передаваться как по доминантному, так и по рецессивному признакам.

Врожденные сложившиеся во время внутриутробного формирования плода. Родовые аномалии слуховой функции в этом случае развиваются в результате родовых травм.

Приобретенные инфекционные наиболее часто глухота и тугоухость становятся следствием таких болезней, как менингит, скарлатина, корь, «свинка», тяжелый, особенно гнойный отит, грипп.

Механические травмы –глухота из-за черепно-мозговой травмы, из-за приема ототоксичных антибиотиков.

Выделяют три и основные группы детей с нарушениями слуха: глухих(ранооглхшие)нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или при­обретенным в раннем детстве - до овладения речью;

слабослышащих (тугоухих) дети с частичной недостаточно­стью слуха, приводящей к нарушению речевого развития;

позднооглохшихэто дети, потерявшие слух вследствие ка­кой-либо болезни или трамвы после того, как они овладели речью.

Тугоухость может проявляться как небольшим нарушением восприятия шепотной речи, так и резким ограничением восприятия речи разговорной громкости. Понижение слуха в раннем детском возрасте может привести к глухонемоте.

Психологические особенности глухих и слабослышащих детей

Ощущения и восприятие:

  • нарушение слухового и фонематического восприятия;

  • пространственные нарушения;

  • бедное или сниженное восприятие окружающего;

  • бедное или низкое зрительное восприятие;

  • снижена кинестетическая чувствительность, особенно речевых органов.

Внимание:

  • более низкий уровень произвольного внимания;

  • трудности переключения и сосредоточения в условиях словесной инструкции;

  • трудности в распределении внимания между практическим действием и речью.


Память:

    • снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

    • низкое отсроченное воспроизведение;

    • лучше запоминают отдельные слова, чем связные тексты;

    • лучше запоминают жесты, чем слова;

    • объем зрительной и двигательной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы;

    • относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление:

    • наглядно-образное мышление развивается более успешно, чем словесно-логическое;

    • трудности обобщения;

    • несформированность словесно-логического, понятийного мышления;

    • недостаточная сформированность внутренней речи;

    • недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

    • трудности с установлением причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Речь:

    • затрудненность словесного общения;

    • бедный словарный запас;

    • недостатки произношения и грамматического строя речи;

    • неточное понимание и неправильное употребление слов;

    • ограниченное понимание прочитанного текста;

    • ошибочное написание слов.

Воображение:

    • сниженный уровень продуктивного воображения;

    • словесное творчество снижено.

Моторика:

    • нарушения равновесия;

    • жестовое обозначение предметов и действий;

    • нарушения координации движений.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности

  • Неточные и фрагментарные представления о себе и окружающих;

  • Сложности коммуникации и взаимодействия;

  • Снижение самооценки, уровня притязаний, самокритичность,

  • Эгоцентричность и инфантилизм;

  • Трудности в формировании морально- этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки.


3-4. слепые и слабовидящие
Ограничение зрительного восприятия или его отсутствие являются психофизическими нарушениями и проявляются слабовидением значительное снижение остроты зрения, при котором она находится в пределах 0,05 – 0,2 на лучше видящем глазу или 0,3 при очковой коррекции (зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе) и