Файл: Охарактеризовать категории обучающихся с овз в образовательном инклюзивном пространстве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1207
Скачиваний: 82
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
трудность в общении; -
отсутствие и непереносимость взгляда в глаза; -
неиспользование местоимения «я»; -
феномен тождества – сохранение неизменным окружающего.
1. Особенности общения проявляются в болезненной боязни контакта с людьми, вынужденном одиночестве, отгороженности от внешнего мира.
Отношения с матерью:
-
симбиотическая форма (при уходе матери у ребенка возникает тревога); -
аутистическая форма (ребенок не реагирует на присутствие и уход матери, предпочитает оставаться в одиночестве; -
негативистическая форма (ребенок пытается прогнать мать, отталкивает ее рукой).
Отношения со сверстниками:
-
попытки избежать общения; -
полная индифферентность; -
появление страха в присутствии детей; -
избирательность общения с детьми; -
агрессивные действия в адрес детей.
2.Особенности развития познавательной сферы
Ощущение и восприятие:
-
невосприимчивость внешних раздражителей, пока они не становятся сверхсильными или болезненными; -
гиперсенситивность к тактильным раздражителям; -
непереносимость взгляда в глаза; -
фрагментарность зрительного внимания с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения; -
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; -
предпочтение тихих звуков; -
интерес к прослушиванию музыки; -
образность восприятия; -
раннее различение тонких цветовых оттенков; -
необычные вкусовые предпочтения; -
гиперсенситивность к запахам и вкусам, избирательность в еде.
Когнитивное развитие:
-
неравномерность умственного и речевого развития; -
западение одних сторон интеллекта и ускорение формирования других; -
общий объем знаний ниже нормы; -
при беспомощности в быту – большой запас знаний в некоторых областях; -
не владеют пространственными понятиями и навыками; -
хорошая механическая и зрительная память; -
написанное и нарисованное понятнее, чем увиденное и услышанное; -
магнитофонное воспроизведение услышанного; -
мышление носит конкретный, «регистрирующий», «фотографический» характер; -
неравномерность показателей вербально-интеллектуальной функции; -
наглядно-образное мышление отстает в развитии; -
контраст между высокоразвитым абстрактно-логическим мышлением и недостаточностью наглядно-действенного; -
достаточный уровень развития отдельных способностей; -
сверхценное патологическое фантазирование; -
из-за особенностей развития до 20% детей производят ошибочное впечатление умственно отсталых; -
умственная отсталость наблюдается у 2/3 – 3/4 детей.
Речь:
-
речь не используется для контактов; -
трудности освоения простых слов; -
предпочтение звучных слов, значение которых непонятно ребенку; -
отсутствие звукоподражательных слов; -
нарушено использование личных местоимений; -
нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций; -
эхолалии – механическое повторение услышанного; -
неологизмы; -
рифмование; -
скандирование; -
магнитофонная речь – отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного; -
отсутствие обращений, просьб, ответов; -
достаточно развитая автономная речь, разговоры с самим собой; -
мутизм.
Моторика:
-
задержка развития моторных навыков; -
импульсивность, особый ритм хождения и бега; -
нарушение координации; -
угловатость произвольных движений; -
неловкость, неуклюжесть; -
необычность походки; -
запаздывание развития навыков самообслуживания; -
двигательные стереотипии (кружение, прыгание, бег); -
трудности в рисовании, письме.
3. Эмоциональное развитие
-
задержка сроков появления первой улыбки; -
«комплекс оживления» возникает позднее, рудиментарен; -
задержка формирования эмоций; -
особенности мимики: бедность, напряженность, неадекватные гримасы; -
часто наблюдается неподвижный, застывший, «испуганный» взгляд («лицо принца»); -
не дифференцируют эмоциональные реакции близких; -
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия (аффективная блокада); -
бедность аффективных проявлений (примитивные аффекты удовольствия, монотонный плач); -
низкий страховой порог; -
боязнь нового (неофобия); -
страх бытовых шумов; -
феномен «тождества», проявляющийся в потребности сохранения сложившегося порядка, страха перед переменами; -
агрессивные действия; -
аутоагрессивные действия.
4. Особенности игровой деятельности
-
обычные детские игры отсутствуют; -
игнорирование игрушек; -
монотонные механические манипуляции с неигровыми предметами; -
предпочтение неспециализированных игрушек; -
мало предметных действий; -
ориентировка на перцептивно яркие, а не функциональные свойства предметов; -
стереотипные действия с предметами обихода; -
характерны игры с неоформленным материалом (водой, песком); -
отсутствуют игровые сюжеты или весь сюжет разыгрывается лишь в вербальном плане; -
игры по заданному сюжету неустойчивы, прерываются действиями, не относящимися к игре; -
игнорирование заложенной в игрушке коммуникативной функции; -
интерес к простым физическим эффектам, получаемым при действии с предметами (скрип, шум, шуршание).
Дети с умственной отсталостью
К умственной отсталости относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическими повреждениями коры головного мозга. Если психическое недоразвитие определяется с рождения или возникает на протяжении первых 3 лет жизни, то такое состояние относят к олигофрении. Если нарушения коры головного мозга и интеллектуальный дефект возникают в последующие годы жизни, то в таких случаях говорят о деменции.
Патогенные факторы могут быть как экзогенными (гипоксия плода и новорожденного; травматические поражения плода; нейроинфекции в раннем возрасте; тяжелые соматические заболевания в раннем возрасте; тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина перенесла во время беременности (грипп, краснуха и др.); различные интоксикации при беременности; врожденный сифилис и др.,) так и эндогенными (наследственность; хромосомные аномалии; несовместимость крови матери и плода; нарушение белкового обмена в организме и др.).
В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют 3 степени психического недоразвития, что тесно связано с практическими возможностями обучения и социальной адаптации таких лиц: дебильность 75%; имбецильность 20%; идиотию 5%.
Особенности развития познавательной сферы
Ощущения и восприятие:
-
узость зрительного восприятия; -
недостаточная дифференцированность зрительного восприятия (неточное распознавание цветов); -
снижение остроты зрения; -
отождествление сходных предметов; -
недостаточное приспособление зрительного восприятия к изменяющимся условиям; -
нарушения пространственной ориентировки; -
пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности; -
распознавание объекта на основе неспецифических признаков.
Внимание:
-
свойственно пассивное непроизвольное внимание; -
ориентировочная реакция слабее, по сравнению с нормально развивающимися детьми; -
недостаточность произвольного внимания; -
неустойчивость и небольшой объем внимания; -
чрезмерная отвлекаемость; -
трудности переключения; -
неспособность распределения внимания между объектами.
Память:
-
развита очень слабо; -
преобладает непроизвольное запоминание, объем запоминания равен трем единицам; -
наглядный материал запоминают успешнее, чем вербальный; -
низкая точность и прочность запоминания; -
склонность к привнесениям при воспроизведении запомненного материала; -
наличие ритма и рифмы облегчает протекание мнемического процесса.
Мышление:
-
недостаточность всех уровней мыслительной деятельности; -
неумение обобщать и выделять главное; -
затруднения в наглядно-действенном решении задач; -
решение задач методом проб и ошибок; -
трудности при выполнении заданий на наглядно-образное и словеснологическое мышление; -
анализ зрительно воспринимаемых объектов беден, непоследователен, фрагментарен; -
затруднения работы с образцом; -
сложности в установлении причинно-следственных связей; -
мышление стереотипно, тугоподвижно.
Речь:
-
замедленное овладение речью; -
речевым общением пользуются с трудом; -
более позднее и дефектное развитие фонематического слуха; -
часто встречаются дефекты строения органов речи; -
косные стереотипы речевого поведения; -
бедность словарного запаса; -
существенное преобладание пассивного словаря над активным; -
дети используют простые предложения, построение их примитивное и часто неправильное; -
значительные сложности в овладении диалогической речью; -
чрезмерные сложности в овладении монологичной речью (трудности планирования высказывания, неумение следовать заранее определенной схеме); -
недостаточно сформирована регуляторная функция речи.
Чтение и письмо:
-
затруднения в овладении навыками чтения (общее недоразвитие речи и несформированность фонематического восприятия); -
медленное овладение техникой чтения; -
затруднения при письме на слух; -
несформированность основных предпосылок письменной речи.
Моторика:
-
моторное развитие замедленное; -
двигательная неловкость; -
плохая координация движений; -
трудности в произвольных движениях, направленных на достижение цели; -
отсутствие навыков самообслуживания;
-
трудности овладения письмом. -