Файл: Контрольная работа по дисциплине Методика научных исследований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный аграрный университет»
Томский сельскохозяйственный институт – филиал
Кафедра охотоведения и зоотехнии
Контрольная работа
по дисциплине «Методика научных исследований»
Вопросы № 13, 22, 2
Выполнил студент гр. 5331 Позолотин Д.Н. Шифр: 762772 Проверил: ________________ |
Томск 2023
Содержание
Введение 3
1. Вопрос № 13 Характеристика методологического анализа 4
2. Вопрос № 22 Анализ показателей исследования и требования, предъявляемые к выводам 9
3. Вопрос № 2 Понятие о научном знании 13
Заключение 22
Список использованных источников 23
Введение
Дисциплина Основы научных исследований предназначена для углубленного ознакомления с основными положениями, связанными с организацией, проведением и оформлением научно-исследовательской работы, даны основные понятия науки.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО дисциплина направлена на обладание общепрофессиональными и профессиональными компетенциями:
– способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
– готовностью использовать правовые нормы исследовательских работ и авторского права, а также законодательства Российской Федерации в области охраны природы и природопользования;
– способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
– способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
1. Вопрос № 13 Характеристика методологического анализа
Роль и значение методологической проблематики увеличивается по мере развития научного познания. Непрерывно усложняется понятийный аппарат науки, усиливается процесс теоретизации научного мышления, совершенствуются его средства и методы. Ещё сравнительно недавно средства и методы познания диктовались исключительно самим изучаемым объектом. При возрастании многообразия этих средств выяснилось, что выбор стратегии исследования, определение совокупности методов, необходимых для эффективного решения проблемы, важная сторона исследовательской деятельности. Специалистам конкретной области исследования потребовался методолог, непосредственно участвующий о процессе получения, оформления и обоснования новых знаний. Массовый характер научной деятельности привел к необходимости серьезной методологической подготовки научных работников, от уровня которой зависит качество научного труда [2, с. 54].
Поскольку современное научное исследование бывает часто связано с использованием значительных людских и материальных ресурсов, возникает необходимость в обосновании актуальности, научной значимости проблемы, выбора средств и методов её решения. Результат исследования заранее не может быть определен, а пути, средства его достижения должны быть просчитаны. Четкой постановке проблемы способствует её методологическое осмысление. Методологический анализ включает в себя не только постановку проблемы, но и определение эффективных путей практического применения научных знаний.
Возрастание теоретической и практической актуальности методологических исследований привело к превращению методологии в относительно самостоятельную область научного знания, со своим научным аппаратом и специфическим кругом проблем.
Современная методологическая проблематика выходит за рамки философии. Напротив, философская методология выступает как один из уровней в сложной системе методологического знания.
Природа и функции методологического анализа науки. Превращение науки в непосредственную производительную силу привело к возникновению сложного организма «большой науки», который стал объектом различного рода науковедческих исследований. В них наука рассматривается как социальный институт, обладающий своей внутренней структурой и выступающий в качестве элемента общества в целом. Вместе с тем, деятельность по формированию научного знания, научной картины мира остается важнейшей функцией науки, которая детерминирует осознание науки как социально-культурного явления. Функционирование научного знания и осуществление научной деятельности не может осуществляться без постоянного участия и контроля её самосознания, без рефлексивных механизмов [2, с. 61].
На современном этапе развития науки возникает настоятельная потребность в распространении рефлексивной установки на исследование в принципе любых сторон и элементов научно-познавательной деятельности и структур научного знания. Задача методологического исследования состоит в обеспечении возможности анализа структур знания и познавательных процессов науки в любой их точке. Оно не может быть ограничено, например, только средствами современной логической формализации или быть сведено к контролю за формально-логической строгостью рассуждений.
Тип рефлексии над наукой, который отвечает указанным условиям и требованиям, соответствует термину «методологический анализ науки». Термин «методологический анализ» получил широкое применение, поскольку свободен от ориентации на логические средства исследования как термин «логика науки». Методологический анализ предполагает исследование средств познания, активности познающего субъекта, действий, приводящих к решению задачи.
Метод – с греческого «путь к чему-либо» – означает сознательный способ достижения результата, решения некоторых задач. Мы обладаем определенным методом, если знаем, в какой последовательности действий следует решать задачу, и умеем применять эти знания на практике. Методологический подход означает отыскание метода, установление определенного рода последовательности действий, обеспечивающих целенаправленное движение к результату. Методологический подход связан с сознательно упорядоченной и сознательно осуществляемой деятельностью. Исследование структуры деятельности и составляет предмет методологического анализа. Таким образом, методологическая рефлексия над научным познанием предполагает определение последнего как деятельности. Соответственно знание должно быть представлено как итог определенной познавательной деятельности. Должны быть выявлены и вскрыты «порождающие механизмы» знания, т.е. совокупность всех тех исследовательских средств, предпосылок, приемов, установок, действий, которые обусловили формирование и развитие научного знания. Собственно, методологическая рефлексия осуществляется там и тогда, когда исследователь начинает анализировать любые свои предпосылки и установки как результат некоторой субъективной позиции. Степень и форма осознанности этих средств и предпосылок могут варьироваться в очень широком диапазоне – от стремления просто к четкому пониманию смыла и значения употребляемых терминов и выражений до анализа исходных предпосылок стиля мышления, генезиса аппарата научных понятий, выявления операций на построение и прочее. Необходимость методологического анализа диктуется остротой возникающей проблемной ситуации.
Методологическое исследование включается в себя следующие операции [2, с. 66]:
– определение исходной установки методологического анализа;
– реализацию этой установки в конкретном методологическом анализе;
– разработку специальных методологических понятий, обобщающих опыт методологического анализа и развитие методологии науки как особой научной дисциплины.
Будучи выявлены и отрефлексированы, эти средства, приемы и установки из неявных условий деятельности превращаются в сознательно используемые средства и методы. Тем самым, создается возможность развития и совершенствования этих средств и методов, а также разработка новых средств и методов. В результате, методологический анализ науки включает в себя два основных этапа: выявление уже существующего арсенала средств, приёмов и методов и конструирование новых средств и приемов. В последнем случае происходит не только решение данной, конкретной методологической задачи, но и разработка методологии науки. Тем самым, методологический анализ имеет своим объектом любые условия, предпосылки, средства познавательной деятельности.
Выделим две функции методологического анализа. Первая функция связана с рационализацией деятельности в той или иной её сфере. Как и любая сфера деятельности, методология требует непрерывного совершенствования и повышения эффективности. Здесь решается задача соотнесения средств и целей деятельности: выявление возможностей и ограничений, которые присущи тому или иному средству; поиск наиболее эффективных средств и способов их сочетания для достижения заданной цели [2, с. 73].
Вторая функция состоит в выявлении смысла деятельности, её взаимосвязей с другими сферами деятельности. Методология в этой функции выступает как рефлексия, имеющая в виду не только рационализацию деятельности, но и выявление её человеческих мотивов, её нравственных и ценностных регулятивов.
Основные направления и формы методологического анализа науки. Заметим, что помимо выделения двух функций методологии, следует обратить внимание на то, что сама методология выступает в виде многоуровневого образования. Такое многообразие обусловлено как сложным строением научного знания, так и тем, что развитие науки происходит в самых различных направлениях. Поэтому вряд ли можно ждать от одного методологического исследования всех сторон и всех взаимосвязей познавательного процесса. Отсюда следует, что методологическое знание должно быть дифференцировано. Но можно заранее сказать, что дать однозначную и исчерпывающую классификацию всех направлений и форм методологического анализа вряд ли удастся.
Таким образом, по мере развития своих собственных познавательных средств, своей собственной проблематики методологический анализ проникает во все более глубокие пласты научного мышления и научной деятельности, выявляя её. сложное противоречивое строение, её связи с другими сферами деятельности человека, её социально-культурные основания и характеристики.
2. Вопрос № 22 Анализ показателей исследования и требования, предъявляемые к выводам
Результаты исследования представляют собой доказанные и обоснованные теоретические утверждения, выносимые соискателем ученой степени на защиту. Положения, выносимые на защиту, кратко и содержательно раскрывают сущность результатов – каждое положение, вынесенное на защиту, представляет собой конкретный научный результат.
Достоверность научных результатов диссертационного исследования выявляется на основании анализа совокупности теоретико-методологических оснований, избранной методологии исследования, его логики, и практического (эмпирического) подтверждения. В качестве характеристик объективности и достоверности результатов исследования могут быть использованы следующие [7, с. 35]:
– проверяемость данных, критериев и показателей, фактов;
– методологическая и фактологическая обоснованность;
– взаимосвязанность с результатами анализа практики, опыта деятельности (передового педагогического, инновационного опыта);
– использование сравнения данных, полученных автором, с результатами исследований по сходной проблематике;
– применение методики исследования, обеспечивающей взаимопроверяемость, сопоставимость данных, полученных разными методами исследования;
– применение самоанализа и самопроверки процесса получения научных результатов, внешней экспертной оценки результатов исследования.
Характеристика научной новизны результатов исследования оценивается исходя из анализа разработанности исследуемой проблемы в соответствующей области науки. Новизна результатов диссертационного исследования характеризует новые теоретические положения и практические (нормативные) рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике.
В формулировке научной новизны отражены (и в содержательно-смысловом плане конкретизированы) положения, выносимые на защиту. Новизна результатов научно-педагогического и научно-психологического исследования может быть представлена на трех уровнях, подчеркивающих место полученных знаний в ряду известных [7, с. 42]: