Файл: Контрольная работа по дисциплине Методика научных исследований.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– уровень конкретизации – полученный результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения;
– уровень дополнения – полученный результат расширяет известные положения, открывает новые грани проблемы;
– уровень преобразования – полученный результат является принципиально новым подходом в решении проблемы, которому нет аналогов.
Характеристика теоретической значимости результатов педагогического и психологического исследования, которая отражает краткое содержательное описание конкретного вклада результатов исследования в развитие определенной научной школы, соответствующей области педагогической и психологической науки. Характеристика теоретической значимости результатов исследования уточняет, предлагает концепции, подходы, идеи, теоретические представления в существующих областях педагогической и психологической науки.
В зависимости от степени и широты влияния полученных результатов на существующие теоретические представления можно выделить: общепедагогический или общепсихологический, дисциплинарный, обще-проблемный, частно-предметный уровни значимости. Границы между ними подвижны, однако в большинстве случаев их можно диагностировать. Этот критерий тесно связан с концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем. Для фундаментальных исследований концептуальность является сущностной характеристикой. В прикладных исследованиях полученные результаты развивают и дополняют существующие концепции.
Исходя из теоретической значимости, можно объяснить, предсказать те факты и явления, которые с прежних позиций нельзя было увидеть и объяснить, открываются новые пути разработки методов, подходов исследований.
Теоретическая значимость определяется на основе следующих характеристик исследования [7, с. 49]:
– доказаны положения, уточняющие имеющиеся, вводящие новые представления об изучаемом явлении;
– предложены новые методы исследования, позволяющие сформулировать современные представления об изучаемом педагогическом или психологическом объекте или явлении;
– обоснованы аргументы, доказательства, уточняющие элементы существующих концепций и теорий – факты, модели, этапы, тенденции, факторы, условия и т.д.;
– установлены и обоснованы тенденции или закономерности, раскрывающие сущность изучаемого явления (объекта);
– выявлены и обоснованы связи изучаемого явления (объекта) с другими;
– раскрыт генезис педагогического или психологического процесса (или его видов), его внутренние и внешние противоречия, факторы, причинно-следственные связи и т.д.
Характеристика практической значимости результатов исследования отражает конкретные факты, подтверждающие эффекты применения результатов в реальной практике. Критерий практической значимости результатов диссертаций свидетельствует о качественном улучшении практики, которые произошли в результате внедрения результатов исследования. Практическая значимость результатов исследования раскрывается через следующие аспекты [7, с. 53]:
– дана содержательная характеристика положительного влияния результатов исследования на существующую практику с обязательным указанием границ применения теоретических результатов исследования в массовой практике;
– указаны обоснованные проявления достижения нового качества практики на основе использования полученных теоретических результатов;
– создана нормативная модель условий результативного применения полученных результатов исследования в реальной действительности;
– обоснованы методические рекомендации по результатам исследования, использование которых позволяет повысить качество организации педагогической деятельности или качество практической работы психолога;
– определены адресаты, заинтересованные в практическом использовании полученных результатов;
– охарактеризованы формы взаимодействия (соотношения) науки и практики по теме исследования;
– обоснован масштаб диссеминации результатов и условия, характеризующие готовность практики к использованию полученных результатов.
Таким образом, научные результаты оцениваются путем сравнения с аналогами, уже признанными в науке. При этом выявляется соответствие результата имеющимся представлениям о подобном виде результатов, анализируются границы применимости результата и язык описания результата. Каждый конкретный результат научного исследования должен быть известен научно-педагогическому и научно-психологическому сообществу и включен в систему научных коммуникаций, т.е. опубликован. Полученные результаты оцениваются по критериям научной новизны, теоретической и практической значимости.
3. Вопрос № 2 Понятие о научном знании
Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, правильное её отражение в сознании человека. Главной функцией знания является обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мышления [10, с. 24].
Познанием называют движение человеческой мысли от незнания к знанию. В основе познания лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его практической (производственной, общественной и научной) деятельности.
Основная цель познания – это достижение истинных знаний, которые могут реализоваться в виде законов и учений, теоретических положений и выводов, подтвержденных практикой и существующих объективно.
Знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание является отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
Абсолютное знание – это полное воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.
Чувственное познание – это следствие непосредственной связи человека с окружающей средой. Оно выражается через элементы чувственного познания, т.е. восприятие, ощущения, представление и воображение.
Восприятие – это отражение мозгом человека свойств предмета или явления в целом, воспринимаемых его органами чувств в определенный отрезок времени. Восприятие дает первичный чувственный образ предмета или явления.
Ощущение – это отражение мозгом человека различных свойств предмета либо явления объективного мира, которые воспринимаются его органами чувств.
Воображение – это преобразование различных представлений в мозгу человека и соединение их в цельную картину образов [10, с. 28].
Рисунок 1 – Структурная схема процесса познания
Процесс познания идет от научной идеи к гипотезе, впоследствии превращаясь в закон или теорию (Рисунок 1).
Научная идея – это интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания всей совокупности связей, на основе которой делается вывод.
Идея помогает вскрыть ранее не замеченные закономерности какого-либо явления. Она основывается на уже имеющихся о нем знаниях.
Гипотеза (от греч. Hypоthеsis – основание, предположение) – форма научного знания, предположение о причине, которая вызывает данное следствие.
В основе гипотезы всегда лежит предположение, достоверность которого на определенном уровне науки и техники не может быть подтверждена.
Гипотеза всегда выходит за пределы известных фактов и является направляющей силой для проведения теоретических или экспериментальных исследований.
Любая гипотеза подвергается тщательной проверке, в результате которой убеждаются, что она не противоречит никаким другим уже доказанным гипотезам и что следствия, вытекающие из нее, совпадают с наблюдаемыми явлениями. В своем развитии гипотеза проходит три основных стадии [10, с. 35]:
– накопление фактического материала и высказывание на его основе некоторых предположений;
– развертывание предположений в гипотезу;
– проверка и уточнение гипотезы.
Существуют основные правила выдвижения и проверки гипотезы:
– гипотеза должна находиться в согласии или быть совместимой со всеми факторами, которых она касается;
– из многочисленных противостоящих одна другой гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая объясняет наибольшее их число;
– для объяснения связи серии фактов нужно выдвигать как можно меньше разных гипотез;
– при выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;
– гипотезы, которые противоречат друг другу, не могут быть истинными. Исключением может быть случай, когда они объясняют различные стороны одного и того же объекта.
В случае, когда гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, ее называют законом или теорией (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура научного метода познания
Закон – это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закон отражает общие связи и отношения, присущие всем явлениям данного рода, класса.
Закон носит объективный характер и существует независимо от сознания людей.
Существует три основных группы законов [8, с. 67]:
– специфические, или частные;
– общие для больших групп явлений (например, закон сохранения энергии);
– всеобщие или универсальные (например, законы диалектики).
Для доказательства закона используются суждения, которые ранее уже признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение.
Иногда в процессе познания можно доказать и противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса.
Парадокс (от греч. pаrаdоxоs–неожиданный, странный; неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод) – это противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, но приводящее к взаимно противоречащим заключениям [8, с. 73].
Характерной чертой современной науки является её парадоксальность. Разрешение парадоксов является одним из методов совершенствования научных теорий.
Основными путями разрешения парадоксов являются совершенствование исходных суждений в системе знаний и устранение ошибок в логике доказательств.
При проведении исследования логика доказательств подчиняется законам формальной логики, основными из которых являются закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего и закон достаточного основания.
Закон тождества: объем, и содержание мысли о предмете исследования в пределах одного рассуждения должны быть строго определены и оставаться неизменными в процессе рассуждения о нем.
Закон требует, чтобы все понятия и суждения носили однозначный характер, исключали неопределенность и двусмысленность.
Одной из наиболее распространенных логических ошибок при выполнении научного исследования является подмена понятий.
Суть этой ошибки состоит в том, что вместо определенного понятия под его видом употребляют другое понятие.
Такая подмена может быть как преднамеренной, так и неосознанной.
Закон противоречия: в процессе рассуждений об определенном предмете нельзя одновременно утверждать и отрицать что-либо, в противном случае оба суждения не могут быть истинными.
Этот закон требует, чтобы в ходе научных рассуждений не допускалось противоречивых утверждений.
Закон противоречия используется в доказательствах.
Если в процессе доказательства установлено, что одно из противоположных сужений истинно, то, следовательно, другое суждение ложно.
Закон исключения третьего: процесс рассуждений должен быть доведен до определенного утверждения либо отрицания; в этом случае истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суждений.
Закон имеет силу только при условии соблюдения законов тождества и противоречия. Он требует от исследователя определенных и ясных ответов, соблюдения последовательности в изложении установленных фактов.