Файл: Методические указания в таблице 1 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный грузооборот.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

На территории района (рис. 1) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

Методические указания

В таблице 1 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный грузооборот.

Необходимо найти координаты точки (Хсклад, Yсклад), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также указать эту точку на чертеже.

Таблица 1

Координаты магазинов

№ магазина

Координата Х, км

Координата Y, км

Грузооборот, т/мес.

1

10

10

15

2

23

41

10

3

48

59

20

4

36

27

5

5

60

34

10

6

67

20

20

7

81

29

45

8

106

45

30



Рис. 1. Карта района обслуживания


4
- расстояние между обслуживаемыми магазинами – потребителями

материального потоками, км;

620 - № магазина и его грузооборот (например, магазин №6, грузооборот – 20 т/мес.);

- автомобильные дороги.

Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к заданию. Для этого на миллиметровой бумаге следует нанести координатные оси, а затем точки, в которых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление – 1 км.

Задачу выбора места расположения склада необходимо решить для распределительной системы, включающей один склад. Основным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.


В качестве примера решения рассмотрим распределительную систему, обслуживающую четырех потребителей. Нанесем на карту координатные оси таким образом, чтобы обслуживаемый район разместился в первой четверти системы координат. Найдем координаты точек, в которых размещены магазины – потребители материального потока.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад, Yсклад), т.е. точки, в окрестностях которой может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам:

;

; ,

где Гi – грузооборот i- го потребителя;

Хi, Yi – координаты i – го потребителя;

n – число потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести (в рамках данной работы не проводится). При этом необходимо оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также учесть планы местных органов власти в отношении намеченной территории.

Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования – принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Задание 2


На территории района (рис. 1) имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами. Определить узел транспортной сети прямоугольной конфигурации, в котором размещение распределительного склада обеспечит минимум грузооборота по доставке грузов в обслуживаемую сеть.

Методические указания



Задание выполняется на чертеже, сделанном при выполнении задания 1. Изучив теоретические пояснения к заданию 2, найдите и укажите на чертеже рекомендуемую точку размещения склада (точка М).

Основой выполнения задания 2 является изучение метода определения оптимального места размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог (метод пробной точки).

Сначала на примере отдельного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги AD (рис. 2) имеется четыре потребителя материального потока: A, B, C и D. Месячный грузооборот каждого из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада можно определить «методом пробной точки» (этот метод разработан А.М.Гаджинским, 2001).
А (20 т/мес.) В (10 т/мес.) С (30 т/мес.) D (30 т/мес.)






Рис. 2. Определение оптимального места расположения распределительного склада на участке обслуживания

Суть метода состоит в последовательной проверке каждого отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого грузооборотов пробной точки.

Пробной точкой отрезка назовем любую точку, находящуюся на этом отрезке и не принадлежащую его концам (т.е. пробная точка не совпадает с точками A, B, C и D).

Левый грузооборот пробной точки – грузооборот потребителей, расположенных на всем участке обслуживания слева от пробной точки.

Правый грузооборот пробной точки – грузооборот потребителей, расположенных справа.

Участок обслуживания проверяют с крайнего левого конца. Сначала анализируют первый отрезок участка (в нашем случае – отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма грузооборотов потребителей, находящихся слева и справа от поставленной точки. Если грузооборот потребителей, находящихся справа больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.


Проверка пробных точек продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма грузооборотов потребителей с левой стороны не превысит сумму грузооборотов потребителей с правой стороны. Решение принимается о размещении склада в начале этого отрезка, т.е. слева от пробной точки. В нашем примере – это точка С.

Рассмотрим вариант, когда сумма грузооборотов слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Начало этого отрезка (точка М, рис. 3) является первым, а конец (точка N) – последним из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка МN участка обслуживания.
L(40 т/мес.) M (30 т/мес.) N (20 т/мес.) P (50 т/мес.)






Рис. 3. Определение оптимального расположения распределительного склада при равенстве «левого» и «правого» грузооборотов пробной точки

Для определения методом пробной точки оптимального узла прямоугольной транспортной сети (для размещения распределительного склада) следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую из четырех потребителей (рис. 4). Сеть дорог – прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения грузооборота, найдем методом пробной точки ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле обеспечит минимальный грузооборот по доставке товаров со складов.



10
65
30

40










































10









































































65


















































































3 0











































40
























































40 10 30 65 Х

Абсцисса оптимального места распо-

ложения распределительного склада
Рис. 4. Определение оптимального места расположения распределительного склада в условиях прямоугольной сети автомобильных дорог (точками на схеме обозначены потребители материального потока, числами – грузооборот потребителей, т/мес.)

Задание 3

На территории района (рис. 1) имеется восемь магазинов, торгующих продовольственными товарами.

Методом частичного перебора найти узел транспортной сети, рекомендуемый для размещения склада, снабжающего магазины.

Методические указания

Задание 3 выполняется на основе решений, полученных при выполнении заданий 1 и 2. Чертеж зоны обслуживания содержит две возможные для размещения склада точки, что позволяет ограничить зону поиска узлами, находящимися в окрестностях этих точек.

Расчет производится в следующей последовательности. Выбирается узел транспортной сети, в котором возможно размещение склада. Затем по участкам транспортной сети определяются расстояния, определяются расстояния от этого узла (склада) до каждого из магазинов. В результате умножения величины расстояния на величину грузооборота магазина получим грузооборот транспорта по доставке. Суммарный грузооборот транспорта по доставке товаров во все магазины из данного узла сравнивается с соответствующими показателями для других узлов. Узел транспортной сети, обеспечивающий минимальный грузооборот транспорта, и будет искомым местом размещения склада.

Расчет рекомендуется выполнить по форме таблицы 2.

Таблица 2


Расчет количества транспортной работы для некоторых узлов

транспортной сети




мага-

зина

Грузо-оборот мага-

зина,

т/мес.

Количество транспортной работы

Количество транспортной

работы

для узла №

для узла №

для узла №

для узла №

рас-

стоя-

ние от

склад,

км

грузо-

оборот

транс-

порта,

ткм/мес

рас-

стоя-

ние от

склад,

км

грузо-

оборот

транс-

порта,

ткм/мес

рас-

стоя-

ние от

склад,

км

грузо-

оборот

транс-

порта,

ткм/мес

рас-

стоя-

ние от

склад,

км

грузо-

оборот

транс-

порта,

ткм/мес

1



























2



























3



























4



























5



























6



























7



























8



























Итого


ХХ




ХХ




ХХ




ХХ