Файл: Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3- МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
10- Понятие территориальных основ местного самоуправления
11- Установление и изменение границ муниципальных образований
Территория и земли муниципального образования
14- Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
18- ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПОЛНОМОЧИЯ
23- ПОНЯТИЕ И сущность территориального общественного самоуправления
41- ГАРАНТИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
42-. ГАРАНТИИ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
44- Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
44- Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.
Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г., выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:
перед населением муниципального образования;
перед государством;
перед физическими и юридическими лицами.
Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Ответственность органов местного самоуп- равления и должностных лиц местного само- управления классифицируется на следующие 1) перед населением муниципального образования; 2) перед государством; 3) перед физическими и юридическими лицами в со- ответствии с законом. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением насту- пает в результате утраты доверия населения. Ответственность органов местного самоуправле- ния и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответствен- ность также и за осуществление отдельных государ- ственных полномочий в той мере, в какой эти полно- мочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансо- выми средствами. Представительный орган местно- го самоуправления, глава муниципального образова- ния, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Консти- туции РФ,
федеральному конституционному закону, У федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отме- нить данный нормативный правовой акт или отдель- ные его положения, а также опубликовать информа- цию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в силу. В случае, если представительным органом местно- го самоуправления, главой муниципального образо- вания не отменены нормативный правовой акт или от- дельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, кон- ституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муници- пального образования и при этом повлекли признан- ное судом нарушение прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то пред- ставительный орган местного самоуправления может быть распущен. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юри- дическими лицами наступает в порядке, установлен- ном федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Согласно ГК РФ вред, который был причинен гражданину или юриди- ческому лицу в результате незаконных действий орга- нов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствую- щего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
45- АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прокуратура РФ осу- ществляет надзор за исполнением федеральных за- конов, законов субъектов РФ и уставов муниципаль- ных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. По итогам прокурорского надзора органы местного самоуправления и должностные лица местного само- управления привлекаются к административной или к уголовной ответственности. КоАП РФ предусматривает следующие составы пра- вонарушений и устанавливает следующие меры от- ветственности для органов местного самоуправле- ния и их должностных лиц: 1) неперечисление, а равно перечисление с наруше- нием установленных законом сроков органом мест- ного самоуправления, наделенным соответствую- щими полномочиями по перечислению средств,
кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референду- ма, кандидатам, избирательным объединениям, из- бирательным блокам, инициативным группам по про- ведению референдума, иным группам участников референдума влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 ми- нимальных размеров оплаты труда; 2) нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения роди- телей, либо должностным лицом органа местного самоуправления порядка или сроков предоставле- V ния сведений о несовершеннолетнем, нуждающем ся в передаче на воспитание в семью (на усынов- ление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попе- чения родителей, а равно предоставление заведо- мо недостоверных сведений о таком несовершен- нолетнем влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 минимальных разме- ров оплаты труда; 3) участие органов местного самоуправления в сбо- ре подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социаль- ных выплат влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 30 минималь- ных размеров оплаты труда; 4)действия должностных лиц органов местного са- моуправления, направленные на незаконное огра- ничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие ре- гионы РФ, влекут наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных разме- ров оплаты труда; 5) невыполнение должностным лицом органа местно- го самоуправления законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности влечет наложение административ- ного штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
46- Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования
Конституционная ответственность
Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности:
при утрате доверия;
издании незаконных правовых актов;
неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.
Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия . В Федеральном Законе о местном самоуправлении 2003 г. данный термин не используется, однако анализ закона показывает, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также основывается на утрате доверия к ним жителей муниципального образования.
Сам термин «утрата доверия» в Федеральном Законе о местном самоуправлении 1995 г. не был определен, поэтому конкретное наполнение его содержанием осуществлялось в законах субъектов Федерации и нормативных актах муниципальных образований.
Законы субъектов РФ используют существенно разные подходы к определению понятия «утрата доверия» — от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.
Исходя из формулировки ч. 1 ст. 71 большинство из этих оснований могут сохраниться и после вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 данного Закона основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Кроме того в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.