Файл: Разработка логистической системы управления запасами в компании.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистовКафедра производственного менеджмента и логистикиВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАНа тему «Разработка логистической системы управления запасами в компании» Допустить к защите: Студент группы № ШВБ ЭМ 07 И.о. зав. кафедрой Кустов Андрей Викторович ___________ В.А. Лапидус ________________ (подпись) (подпись студента) Научный руководитель бизнес-тренер, ген. директор ЗАО Неолит_________________ (подпись) Ванин Владимир Игоревич Нижний Новгород 2013 СОДЕРЖАНИЕ | |
| Стр. |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. | 4 |
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ И ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ…………………… | 7 |
1.1. Характеристика логистической функции управления запасами…….. | 7 |
1.2. Роль запасов в экономической сфере и их классификация………….. | 11 |
1.3. Закупочная деятельности как бизнес-процесс в компании………….. | 17 |
1.4. Планирование закупочной деятельности как основной элемент системы управления запасами……………………………………………… | 19 |
1.5. Анализ системы управления запасами с использованием АВС-XYZ анализа………………………………………………………………………. | 20 |
1.5.1. АВС – классификация……………………………………………….. | 21 |
1.5.2. XYZ – классификация……………………………………………….. | 26 |
1.6. Выбор поставщиков. Ценовые стратегии……………………………... | 29 |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «БЕНИЛЮКС» ……………………………………………………….. | 33 |
2.1. Характеристика ООО «Бенилюкс» как объекта исследования. Анализ внутренней среды………………………………………………….. | 33 |
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности компании ООО «Бенилюкс» ………………………………………………………………..... | 36 |
2.3. SWOT- анализ компании ООО «Бенилюкс»………………………..... | 43 |
2.4. Анализ проблем закупочной системы в ООО «Бенилюск»…………. | 49 |
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ООО «Бенилюкс»……………………….... | 59 |
3.1 Проведение АВС - анализ товарных групп для формирования плана закупок на 2011 год………………………………………………………… | 59 |
3.2 Проведение XYZ-анализа товарных групп для формировании плана закупок на 2011 год………………………………………………………… | 64 |
3.3 Анализ выбора поставщиков компании ООО «Бенилюкс»…………. | 74 |
3.4 Расчет экономической эффективности предлагаемых к реализации решений с применением модели стратегической прибыли (модели Дюпона)……………………………………………………………………… | 77 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | 82 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....................................... | 85 |
Приложение 1. Матрица Kraljie…………………………………………..... | 88 |
Приложение 2. Пример расчета рейтинга поставщиков………………….. | 89 |
Приложение 3.Структура расходов компании за 2009-2012 года……….. | 90 |
Приложение 4. АВС- анализ «Прибыльность товарных групп» (2012)..... | 92 |
Приложение 5. АiВiСi- анализ «Себестоимость запаса» (2012)……….. | 94 |
Приложение 6. АВС (AiBiCi)-анализ по двум критериям………………... | 96 |
Приложение 7. XYZ-анализ товарных групп за 2011 год………………… | 99 |
Приложение 8. Прогноз спроса на 2012г.: Кабины душевые…………….. | 102 |
Приложение 9. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы медные ……………..... | 103 |
Приложение 10. Прогноз спроса на 2012г.: Клапаны…………………….. | 104 |
Приложение 11. Прогноз спроса на 2012г.: Фитинги…………………….. | 105 |
Приложение 12. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы ПВХ…………………. | 106 |
Приложение 13. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы чугунные……………. | 107 |
Приложение 14. Прогноз спроса на 2012г.: Заглушки…………………… | 108 |
Приложение 15. Влияние прогнозирования на уровень запаса (2012г.)… | 109 |
Приложение 16. Оборачиваемость запасов по группам (2011 г.)……...... | 111 |
Приложение 17. План потребности в запасе на 2012 г………………… | 113 |
Приложение 18. Рекомендации по закупкам в 2012 г………….…………. | 116 |
Приложение 19. Динамика цен поставщика ЗАО «Ухтинский экспериментально - механический завод»………………………………… | 120 |
Приложение 20. Динамика цен поставщика ООО «Сантехцентр-Коми».. | 121 |
Приложение 21. Фактические данные за 2012 год……………………….. | 122 |
Приложение 22.Плановые данные на 2012 год…………………………… | 124 |
ВВЕДЕНИЕ
Управление запасами наряду с такими функциями, как производство, складирование, транспортировка, - одно из звеньев в последовательности процессов, при помощи которых ресурсы трансформируются в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы покупателей. Эффективность процесса закупочной деятельности предприятия предполагает обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц.
Общие цели функции закупок таковы, что фирма должна получать необходимое по качеству и количеству сырье, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
В условиях современной торговой системы единственным инструментом удержания потребителей стало поддержания широкого ассортимента товаров на полках в магазине, предоставление высокого уровня обслуживания. Полнота ассортимента и степень удовлетворения спроса, размеры и структура товарных запасов, скорость их реализации, количественные и качественные потери товаров, выполнение плана товарооборота и других показателей торговой деятельности зависят от организации системы закупок. В целях оптимизации и эффективного расходования средств, руководству любой организации необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию бизнес-процессов закупочной деятельности и повышению компетенции персонала.
Для успешной работы торговых предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации, необходимо, совершенствовать экономические структуры в плане использования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Огромные средства, вложенные в запасы, придают проблеме управления ими первостепенную важность. Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами. В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые лежат на складах, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование закупочной системы предприятия ООО «Бенилюкс» - создание системы, способной обеспечить наличие нужного товара, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является закупочная деятельность оптового торгового предприятия ООО «Бенилюкс» в городе Ухта республики Коми.
Объектом исследования является система управления закупочной деятельностью.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-
провести анализ основных показателей организационно-экономической характеристики торгового предприятия ООО «Бенилюкс»; -
проанализировать существующую систему управления закупочной деятельности; -
оценить полученные результаты закупочной деятельности исследуемого предприятия, выявить проблемы; -
раскрыть теоретический аспект сущности закупочной деятельности на предприятии и рассмотреть существующие теоретические методы и приемы совершенствования закупочной системы; -
на основе рассмотренного теоретического материала выявить основные пути совершенствования закупочной деятельности на предприятии и провести реорганизацию системы управления закупочной деятельности; -
рассчитать полученную эффективность после реорганизации закупочной системы.
Методической базой написания данной выпускной квалификационной работы послужили различные методы анализа, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные.
Теоретической базой послужили научные труды различных исследователей, таких как, М.Линдерс («Управление закупками и поставками»), Г. Шатт («Управление товарным потоком»), В.В. Дыбская («Логистика. Полный курс MBA» под редакцией д.э.н., профессора В.И.Сергеева), Дж. Гатторны («Управление цепями поставок» под редакцией д.э.н., профессора В.И.Сергеева), В.И. Сергеев («Корпоративная логистика»), В.С. Лукинский («Модели и методы теории логистики») и т.д.
Информационная база анализа представлена данными бухгалтерской и статистической отчетности предприятия ООО «Бенилюкс» за 2009– 2012 гг.
Структура выпускной аттестационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика логистической функции управления запасами
Для эффективного осуществления функций по управлению запасами предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.
Такая информацию содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и т. п.
Реальный процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана. Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом закупок компании; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги; экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.
«Управление закупками - область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги»1.
«Стратегическая сторона снабжения - это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействие с другими отделами компаниями, потребностями и запросами конечных потребителей, а также планирование и разработка новых закупочных схем и методов»2.
Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:
-
Что мы покупаем? -
Где мы покупаем? -
У кого и на каких условиях? -
Как мы будем покупать в будущем?
Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками – это создание портфеля поставщиков и управление им.
Охарактеризуем основные цели закупочной деятельности:
-
Оптимальные сроки. Опоздание в закупках может повлечь дефицит товара на складах или на полках в магазине, что снижает уровень потребительского сервиса. Закупленные ранее товары создают запас на складе, увеличивая тем самым складские расходы. -
Оптимальный размер партии поставки. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов. -
Поддержание и повышение качества. -
Поиск и закупка товаров по минимальным ценам. -
Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ними. -
Повышение конкурентоспособности.
Деятельность в области снабжения оценивается эффективностью использования рычага снабжения. «Рычаг снабжения - это способность снабженческой деятельности повышать рентабельность бизнеса»3.
Эффект прибыль-левередж (или рычаг снабжения) при закупках определяется повышением прибыли, полученной от закупочной деятельности.
При разработке стратегии снабжения необходимо учитывать пять наиболее важных факторов (Рис.1.1).
Рис.1.1 Основные элементы разработки и реализации стратегии снабжения
Рассмотрим стратегический сорсинг.
Под понятием стратегический сорсинг понимается поиск и установление рациональных источников поставок. Существует несколько вариантов сорсинга. Часто применяют варианты закупок у одного источника (Single Sourcing) или у нескольких источников (Multiple Sourcing) в зависимости от типа продукции. Закупки у одного поставщика строятся по принципу долгосрочных отношений, позволяя достигнуть вертикальной интеграции с поставщиком с помощью специальных информационных технологий (например, Electronic Date Interchange). Закупки у единственного поставщика является рискованными.
Далее ознакомимся со стратегией планирования закупок.
Стратегическое планирование закупки включает в себя ряд наиболее важных задач:
-
дифференцированный анализ и планирование потребности в закупаемых предметах снабжения по укрупненным номенклатурным группам; -
разработку плана снабжения и размещения заказов у конкретных поставщиков; -
оценка факторов, связанных с вероятностью повышения или понижения цены, целесообразность хеджирования и форвардных сделок.
Важным элементом планирования стратегии снабжения является управление рисками.
Управление рисками в сфере снабжения позволят компании избежать негативного влияния на все аспекты бизнеса. К таким рисками можно отнести повышение цен, колебания курсов валют (в случае если компания осуществляет импорт или экспорт),