Файл: Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством дидактических игр 37 лет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Перспективный план работы в младшей группе
Месяц | Неделя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сентябрь | Д/и «Где спрятался зайчик!» Цель: развивать умение описать, назвать растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях. | Д/и «Где растет?» Цель: формировать умение группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. | Д/ и «Цветочный магазин» Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. | Д/ и «Почтальон принес посылку» Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., развивать умение описывать и узнавать предметы по описанию. |
Октябрь | Д/ и «Съедобное – не съедобное» Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. | Д/и «Что сначала, что потом?» Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений. | Д/ и Магазин «Семена» Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. | Д/ и «Все по домам!» Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке. |
Ноябрь | Д/ и «Собери грибы в лукошко» Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. | Д/ и «С какой ветки детки» Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. | Д/ и «Когда это бывает?» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе | Д/ и «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. |
месяц | Неделя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Декабрь | Д/ и «Соберем урожай» Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). | Д/ и «Овощехранилище» Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления. | Д/и «Отгадай и назови» Цель: развивать умение классифицировать овощи и фрукты по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д. | Д/и «Угадай по вкусу» Цель: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам; активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и т д; развивать память, сосредоточенность. |
Январь | Новый год | Новый год | Д/И «Найди такой же цветок» Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей. | Д/и "Сварите вкусный борщ" Цель: Развивать умение называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин); выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность |
Февраль | Д/и "Где живут витамины" Цель: Закреплять умение отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление. | Д/и «"Узнайте по описанию" Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; закреплять умение находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность. | Д/и «Детки на ветке» Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, закреплять умение подбирать их по принадлежности к одному растению. | Д/и «Найди, что покажу» Цель: Найти предмет по сходству. |
Месяц | Неделя | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Март | Д/и «Волшебный поезд» Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках. | Д/и «Когда это бывает?» Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях. | Д/и ««Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. | Д/и «Ухаживаем за растениями» Цель: Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. |
Апрель | Д/и "Угадай, что в руке" Цель: Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов. | Д/и «Чудесный мешочек» Цель: Формировать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. | Д/и "Угадай, что съел" Цель: Формировать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. | Д/и "Что изменилось?" Цель: Формировать умение находить предметы по сходству. |
Май | Д/и "Найди такой же" Цель: Закреплять умение находить предметы по сходству. | Д/и "Угадай растение по описанию" Цель : Тренироваться находить предметы по перечисленным признакам. | Д/и «"Где спряталась матрешка?" Первый вариант. Цель: закрепить умение находить предмет по перечисленным признакам. | Д/и "Найди листок, какой покажу" Цель: Закреплять умение находить предметы по сходству. |
Июнь | Д/и «Опиши, я отгадаю» Цель. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. | Д/и «Опиши, мы отгадаем» Цель: формировать умение описывать предметы и находить их по описанию. | Д/и «Найди, о чем расскажу» Цель: Закреплять умение описывать и называть признаки растения в ответ на вопросы взрослого. | Д/и «Продайте то, что назову» Цель: Тренировать умение находить предмет по названию. |
Июль | Д/и «Такой листок, лети ко мне!» Цель: тренировать умение находить предметы по сходству. | Д/и «Найди свой дом» Цель: упражнять в умении находить целый предмет по части. | Д/и «Кому что нужно» Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. | Д/и «Разложи картинки по порядку» Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. | |
Август | Д/и «Оденем куклу на прогулку» Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. | Д/и Магазин «Семена» Цель:Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. | Д/и «Соберем урожай» Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). | Д/и «Четвертый лишний» Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. |
Планирование в средней группе.
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ | ||
1.Во саду ли, в огороде 2. В хороводе деревьев 3. "Зелёная аптека" | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | -Наблюдения, -Сбор урожая -Дидактические игры: "Чего не стало", "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию" -Беседа "Что нам осень принесла" -Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" -Ю. Тувим "Овощи" -Игра "Дорисуй овощ"-Лепка "Овощи для магазина" -Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев -Отгадывание загадок -Игра "Дорисуй листочек","С какого дерева листочек" -Рисование "Разноцветные листочки" -Беседа о лекарственных травах -Загадки, -Рассматривание иллюстраций с растениями. -Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя". |
ОКТЯБРЬ | ||
1.Путешествие в страну Осень 2.Тайны грибного царства 3.Чудо- ягодка 4. Воздух | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы. Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | -Наблюдения за состоянием погоды на участке, за трудом взрослых. -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет" "Детки на ветке","Какая сегодня погода" -И.Бунин "Листопад"(отрывок) -Лепка "Как ёж готовится к зиме". -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций, -Аппликация "Грибы" -Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Надувание мыльных пузырей -Поиск воздуха -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей |
НОЯБРЬ | ||
1. Мир растений 2.Подводное царство 3.Волшебница вода | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений -Чтение рассказа "Зелёные страницы" -Беседа "Мой любимый цветок" -Дидактические игры: "Собери букет" "Узнай растение", -Рисование "Поляна цветов". -Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. -Игра "Мы весёлые рыбки" -Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыбка" -Аппликация "Аквариум" (коллективная) -Рассказ Л. Берг "Рыбка" -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" -Игра "Как сосулька превратилась вводу" -Изготовление цветных льдинок -Взаимодействие воды и снега -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыты с водой - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" |
ДЕКАБРЬ | ||
| Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных, иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт" -Чтение сказки "Как собака друга искала" -Рассказ Лесовичка о лесе -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу", -"Как звери меняют шубку" -Дидактические игры: "Найди детёныша","Кто, что ест", "Кто, где живёт" -Чтение "Снегурушка и лиса" -Рисование "животные в лесу" -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" -Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" -Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" -Постройка горки с помощью взрослых |
ЯНВАРЬ | ||
1. В гостях у птиц 2. Зимушка-зима 3. Песок, глина, камень, почва | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | -Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке -Дидактические игры: "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) -Рисование "Зимушка- зима" -Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) -Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима", А.Барто "Ёлка" -Игры-забавы с санками Опыт с песком, глиной -Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) -Рассмотреть песок, глину (сравнить) |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Путешествие в царство комнатных растений 2. Обитатели уголка природы 3.Стекло и металл | Познакомить с новым растением: геранью. Закрепить названия знакомых комнатных растений (фиалка, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости. Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" -Беседа о строении растений, об уходе за комнатными растениями -Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" -Чтение рассказов об обитателях уголка природы -Впечатления, высказывания детей -Игра "Расскажи и покажи" -Опыт со стеклом, металлом -Сравнение предметов -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов |
МАРТ | ||
1. В гостях у Веснянки 2. Береги живое! 3.Резина и пластмасса | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Рассказать детям о Красной книге, о редких, находящихся под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А. К. Саврасов "Грачи прилетели" -Стих-е С. Вангели "Подснежники" -Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша" -Рисование "Волшебница весна" -В. Берестов "Песенка весенних минут" -М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята" -Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" -Игра "Где живут животные" -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" -Рассматривание предметов из этих материалов -Сравнение резины и пластмассы -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" -Поделки из резины, пластмассы |
АПРЕЛЬ | ||
1.Насекомые - наши помощники 2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения 3.Земля- мой дом | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | -Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") -Рисование "Божья коровка" -Наблюдения за цветением деревьев -Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны" -Дидактические игры "Раскрась предметы живой и неживой природы" "Найди такой же" "Подбери листок к дереву" -Чтение художественной литературы -Рисование "Яблоня в цвету" -Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл -Беседа "Где я живу" -Сравнение речки, болота, моря -Рассматривание картины "Семья дома" -Рассматривание семейных фотографий -Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" -Беседа о звёздах -Рисование "Звёздное небо" |
МАЙ | ||
1.Экологическая тропинка 2.Человек - живой организм 3. Бумага, древесина, ткань | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" -Целевая прогулка по экологической тропинке Игра "Что ты сделал доброе для природы?" "Что будет, если:" -Дидактическая игра "Кто больше" -Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги" -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека "Понюхай и отгадай" -Беседа о потребностях человека -Язычок- помощник -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз -Изготовление поделок, построек -Оригами из бумаги -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов -Беседа -Опыт с бумагой, древесиной -Аппликация из ткани "Полянка цветов" |