Файл: Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством дидактических игр 37 лет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Перспективный план работы в младшей группе

Месяц

Неделя

1

2

3

4

Сентябрь

Д/и «Где спрятался зайчик!»

Цель: развивать умение описать, назвать растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.


Д/и «Где растет?»

Цель: формировать умение группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.


Д/ и «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.


Д/ и «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., развивать умение описывать и узнавать предметы по описанию.


Октябрь

Д/ и «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений.

Д/ и Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.


Д/ и «Все по домам!»

Цель: Формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по  форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.


Ноябрь

Д/ и «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.


Д/ и «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.


Д/ и «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе


Д/ и «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.





месяц

Неделя

1

2

3

4

Декабрь

Д/ и «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).


Д/ и «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.


Д/и «Отгадай и назови»

 Цель: развивать умение классифицировать овощи и фрукты по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т. д.


Д/и «Угадай по вкусу»

Цель: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам; активизировать словарь: сладкий, солёный, горький и т д; развивать память, сосредоточенность.


Январь

Новый год

Новый год

Д/И «Найди такой же цветок»

Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.


Д/и "Сварите вкусный борщ"

Цель: Развивать умение  называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин); выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность

Февраль

Д/и "Где живут витамины"

Цель: Закреплять умение отбирать только те картинки, на которых нарисованы полезная для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление.


Д/и «"Узнайте по описанию"

Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; закреплять умение находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность.


Д/и «Детки на ветке»

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, закреплять умение подбирать их по принадлежности к одному растению.


Д/и «Найди, что покажу»

Цель: Найти предмет по сходству.






Месяц

Неделя

1

2

3

4

Март

Д/и «Волшебный поезд»

Цель: Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.


Д/и «Когда это бывает?»

Цель: Уточнить представления детей о сезонных явлениях.


Д/и ««Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Д/и «Ухаживаем за растениями»

Цель: Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.


Апрель

Д/и "Угадай, что в руке"

Цель: Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.


Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов.


Д/и "Угадай, что съел"

Цель: Формировать умение узнавать предмет при помощи одного из анализаторов.


Д/и "Что изменилось?"

Цель: Формировать умение находить предметы по сходству.


Май

Д/и "Найди такой же"

Цель: Закреплять умение находить предметы по сходству.


Д/и "Угадай растение по описанию"

Цель : Тренироваться находить предметы по перечисленным признакам.


Д/и «"Где спряталась матрешка?"

Первый вариант.

Цель: закрепить умение находить предмет по перечисленным признакам.



Д/и "Найди листок, какой покажу"

Цель: Закреплять умение находить предметы по сходству.





Июнь

Д/и «Опиши, я отгадаю»

Цель. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.


Д/и «Опиши, мы отгадаем»

Цель: формировать умение описывать предметы и находить их по описанию.


Д/и «Найди, о чем расскажу»

Цель: Закреплять умение описывать и называть признаки растения в ответ на вопросы взрослого.


Д/и «Продайте то, что назову»

Цель: Тренировать умение находить предмет по названию.






Июль

Д/и «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: тренировать умение находить предметы по сходству.


Д/и «Найди свой дом»

Цель: упражнять в умении находить целый предмет по части.


Д/и «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.


Д/и «Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.


Август

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.


Д/и Магазин «Семена»
Цель:Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.


Д/и «Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).


Д/и «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.




Планирование в средней группе.



Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.Во саду ли, в огороде

2. В хороводе деревьев

3. "Зелёная аптека"

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Наблюдения, -Сбор урожая

-Дидактические игры:

"Чего не стало", "Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" -Ю. Тувим "Овощи"

-Игра "Дорисуй овощ"-Лепка "Овощи для магазина"

-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра "Дорисуй листочек","С какого дерева листочек"

-Рисование "Разноцветные листочки"

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки, -Рассматривание иллюстраций с растениями.

-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя".

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в страну Осень

2.Тайны грибного царства

3.Чудо- ягодка

4. Воздух

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы. Дать знания о полезных свойствах грибов.

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке, за трудом взрослых.

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет" "Детки на ветке","Какая сегодня погода" -И.Бунин "Листопад"(отрывок)

-Лепка "Как ёж готовится к зиме".

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций, -Аппликация "Грибы"

-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Поиск воздуха -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

НОЯБРЬ

1. Мир растений

2.Подводное царство

3.Волшебница вода

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

 Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

-Чтение рассказа "Зелёные страницы"

-Беседа "Мой любимый цветок"

-Дидактические игры: "Собери букет"

"Узнай растение", -Рисование "Поляна цветов". -Опыт "Что любят растения",

"Как развивается растение"

 -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Игра "Как сосулька превратилась вводу"

-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега

-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) -Дидактическая игра "Вода" -Опыты с водой

- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

ДЕКАБРЬ

  1. На бабушкином дворе

  1. Лесные жители

  1. Белый снег, пушистый

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных, иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт"

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

-Рассказ Лесовичка о лесе

-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу", -"Как звери меняют шубку"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша","Кто, что ест", "Кто, где живёт" -Чтение "Снегурушка и лиса" -Рисование "животные в лесу"

 -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

-Постройка горки с помощью взрослых

ЯНВАРЬ

1. В гостях у птиц

2. Зимушка-зима

3. Песок, глина, камень, почва

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

-Дидактические игры:

"Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)

-Рисование "Зимушка- зима"

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

-Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима", А.Барто "Ёлка" -Игры-забавы с санками

Опыт с песком, глиной

-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

ФЕВРАЛЬ

1. Путешествие в царство комнатных растений

2. Обитатели уголка природы

3.Стекло и металл

Познакомить с новым растением: геранью. Закрепить названия знакомых комнатных растений (фиалка, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости.

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы"

-Беседа о строении растений, об уходе за комнатными растениями

-Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю"

-Чтение рассказов об обитателях уголка природы

-Впечатления, высказывания детей

-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

МАРТ

1. В гостях у Веснянки

2. Береги живое!

3.Резина и пластмасса

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Рассказать детям о Красной книге, о редких, находящихся под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"

-Стих-е С. Вангели "Подснежники"

-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"

-Рисование "Волшебница весна"

-В. Берестов "Песенка весенних минут"

-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"

-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

-Игра "Где живут животные"

-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

-Рассматривание предметов из этих материалов

-Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

1.Насекомые - наши помощники

2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения

3.Земля- мой дом

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

-Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

-Наблюдения за цветением деревьев

-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"

-Дидактические игры

"Раскрась предметы живой и неживой природы" "Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

-Чтение художественной литературы

-Рисование "Яблоня в цвету"

-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл

-Беседа "Где я живу"

-Сравнение речки, болота, моря

-Рассматривание картины "Семья дома"

-Рассматривание семейных фотографий

-Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

-Беседа о звёздах

-Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1.Экологическая тропинка

2.Человек - живой организм

3. Бумага, древесина, ткань

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"

-Целевая прогулка по экологической тропинке

Игра "Что ты сделал доброе для природы?" "Что будет, если:"

-Дидактическая игра "Кто больше"

-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

"Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Язычок- помощник

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек

-Оригами из бумаги

-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

-Беседа

-Опыт с бумагой, древесиной

-Аппликация из ткани "Полянка цветов"