Файл: Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредством дидактических игр 37 лет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Перспективный план работы в старшей группе





«Мир животных»

«Растительный мир»

«Неживая природа»

«Человек и природа»

ОСЕНЬ

Сентябрь

Дидактическая игра «Угощение для жителей леса»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в лесу, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра «Опиши, а я отгадаю»

Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.


Дидактическая игра

«Догони свою тень»

Цель: познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.


Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес»

Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.


Октябрь

Дидактическая игра

«Наши друзья».

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Дидактическая игра

«Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинирован-

ность.


Дидактическая игра

«Что это такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес».

Цель:Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.


Ноябрь

Дидактическая игра «Рассели животных по домам».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.


Дидактическая игра «Расположи планеты правильно».

Цель: закрепить знания об основных планетах.


Дидактическая игра

«Природа и человек»

Цель: систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам.


ЗИМА

Декабрь

Дидактическая игра

«Кто во что одет»

Цель:Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).

Дидактическая игра «Знакомство с Дедом-Витаминоедом»

Цель: сформировать знания у детей о растениях витаминах и их пользе для здоровья человека.


Дидактическая игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.


Дидактическая игра

«Береги природу»

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе;


Январь

Настольно-печатная игра

«Зоологическое лото».

Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания  этих животных.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде растений. Развивать память, речь.


Дидактическая игра

«Ходят капельки по кругу».
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.


Февраль

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».

Цель:Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).

Дидактическая игра «Поезд времени»

Цель: Учить выстраивать линию развитие объекта рукотворного мира от начала токи возникновения


Дидактическая игра

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

ВЕСНА

Март

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о диких животных разных стран.

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.


Дидактическая игра

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.


Дидактическая игра "Можно-нельзя"

Цель: сформировать у детей положительное отношение к объектам природы; учить правилам поведения в природе.


Апрель

дидактическая игра «Путешествие в интересный мир флоры и фауны»

Цель: Учить ребенка наблюдать, анализировать, обобщать, понимать закон единства живого и неживого, беречь и охранять природу, находить в ней интересное и прекрасное.

Дидактическая игра

«От зернышка до булочки»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к труду хлебороба; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.

Дидактическая игра Игра-забавы с ветром.

Цель:Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.

Дидактическая игра

"На лугу гуляли мы…."

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения на лугу.

Май

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель:закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

«Вершки корешки»

Цель:Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.


Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по
временам года - Круглый год».


Цель: Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «круглый год».


Дидактическая игра «Почему меньше?»

Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.


ЛЕТО

Июнь

Июнь

Дидактическая игра «Кого не стало?»

(домашние животные)

Цель: развивать наблюдательность,

закреплять названия домашних животных


Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: закрепить знания детей о частях растения, дерева.


Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: учить по словесному описанию, находить нужные картинки.



Дидактическая игра «Как человек вредит природе»

Цель: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы


Июль

Дидактическая игра «Найди, о ком расскажу».

Цель: воспитывать умение находить животное по его характерным признакам.


Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

(овощи и фрукты) Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)


Дидактическая игра "Изобрази".

Цель: закрепить знания о неживой природе.



Дидактическая игра «Чем человек может помочь природе»

Цель: расширить знания детей о природоохранных организаций.

Август

Дидактическая игра «Родственники»

Цель: закрепить знания о животном мире.


Дидактическая игра «Опиши, мы отгадаем»

Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.


Дидактическая игра «Весной, летом, осенью».
Цель: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.


Дидактическая игра «Радость и огорчение»

Цель: Формировать осознанное отношение к природе.





Планирование в подготовительной группе

Месяц

Название игры, программные задачи

Месяц

Название игры, программные задачи

Сентябрь

«Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду.
«Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых.
«Созрело -  не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
«Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях.
«Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды -  вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки.
«Угадай на вкус»  - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
« Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.

Октябрь

«Что за птица» - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство.
«Кто где живет»  - 
«Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки.
«Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.
«За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.
«Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира.
«Как сделали томатный сок»(последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока.
« Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

Ноябрь

«Лес – многоэтажный дом» (расселение животных)- закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.
«Как  лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку.
«Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы.
«Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения.
«Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.
«Что может делать вода» - закреплять свойства воды
«Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно  - схематического мышления.

Декабрь

«Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей.
«Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.
«Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.
«Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов.
«Природа и человек» - 
« Угадай от какого дерева  - семена» - учить по виду семени, определять дерево.
«Птицы, рыбы, звери»
«Времена года» -  проверить умение детей последовательно называть времена года.

Январь

«Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное.
«Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару.
«Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть -  вершки, у других подземная – корешки.
«Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и не природы.
«Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.
«Отгадай, что за растение» (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение.
«Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания  о процессе формирования лягушки.
«Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Февраль

«Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе.
«От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.
«Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)
«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания.
«Растения и животные Красной книги» -  закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения.
«Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.
«Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.
« Назови меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

Март

«Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.
«Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.
«Четвертый лишний»- учить различать месяцы в году.
« Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет.
«Где что растет» (лото) - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.
 «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых.
«Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.

Апрель

«Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений.
«Угадай по описанию» (перелетные птицы) –
«Почтальон принес посылку» - 
«Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания.
«Цветочный магазин»- учить детей описывать нужное им растение.
«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания  о процессе формирования бабочки.
«Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.
«Загадай, а мы отгадаем» -

Май

«Кормушка для птиц»- воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними 
«Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.
«Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы.
«Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево.
«Четвертый лишний» (домашние животные)– учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.
«Летающие семена» - учить классифицировать семена: на косточковые и летающие.
«Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы.









Список литературы


  1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», 6-е издание, учебное пособие, Москва 2012

  2. Л. Н. Прохорова, Н. В. Кузнецова, Л. С. Скрипченко, Т. А. Балакшина, Е. В. Тукмакова, Л. М. Степанова «Экологическое воспитание дошкольников», Практическое пособие, Москва 2010

  3. Т. А. Серебрякова «Экологическое образование в дошкольном возрасте», учебное пособие, Москва 2011 г.

  4. О. А. Соломеменникова «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа, Москва 2015

  5. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» средняя группа, Москва 2015

  6. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» старшая группа, Москва 2015

  7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет, Москва 2014

  8. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» 4-7 лет, Москва 2014

  9. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», № 8 (73) октябрь 2011