Файл: Какие производные кожи птиц Вам известны Какова роль копчиковой железы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2824
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ископаемые останки известны из раннего и среднего палеогена Северной Америки, среднего палеогена — раннего неогена Европы, с раннего палеогена панголины известны в Африке и Южной Азии. Происхождение панголинов неясно. Их сходство с неполнозубыми (муравьедами и броненосцами) внешнее, связанное с одинаковым способом питания. Панголины добываются из-за мяса и чешуи, которой приписывают лечебные свойства (хотя учёными уже доказана нелепость этого утверждения). Численность повсюду невысока.
Классификация
В отряде панголинов (Pholidota) выделяют одно современное семейство Ящеровые (Manidae) с одним современным родом и 8 видами и несколько ископаемых семейств
88. Дайте общую биоценотическую оценку роли лесных животных, использующих генеративные органы растений в условиях леса. Биоценотическая оценка роли лесных животных, использующих вегетативные и генеративные органы растений, в обобщенном виде может быть сведена к следующим положениям.
1. Предпочтительное выедание вегетативных и генеративных органов отдельных древесных пород не может не влиять на состояние, состав и структуру древостоя как в естественных лесах, так и в лесных культурах.
2. Специализированные животные - зоохоры (сойка, кедровка, клесты, дрозды, белка, бурундук и др.) значительную часть урожая лесных семян уносят за пределы кормовых участков для устройства запасов или же с экскрементами и таким образом обеспечивают их расселение, рассеивание и даже посев.
3. Высокая привлекательность семян дуба, бука, кедра, ели, рябины для многих животных - доказательство определяющей роли поедания при естественном восстановлении этих пород.
4. В условиях коренных древостоев, занимающих все пригодные для данной породы площади, карпофагия определенного значения не имеет. Периодичность обильных плодоношений обеспечивает процесс естественного восстановления леса.
5. При обильном плодоношении создается избыточная кормовая база, часть урожая остается неиспользованной и после опадения семян обеспечивает массовое появление всходов (самосева).
6. Избыточное обсеменение, как и избыточное появление всходов, - обязательное условие устойчивости лесных биогеоценозов.
7. Произрастающие под пологом сомкнутого древостоя ягодники обычно угнетены, но во время сукцессии* они быстро разрастаются, образуя (не без помощи зоохоров) соответствующие синузии (сообщества).
8. Восстановление леса посадкой лесных культур ухудшает экологическую обстановку для растений с сочными плодами. С увеличением возраста лесных культур и применением системы рубок ухода появляется возможность естественного расселения ягодников.
9. Массовое потребление животными анемохорных семян имеет для соответствующих древесных пород отрицательное значение.
10.Последовательная смена во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности.
93. Поведение и повадки зверей и птиц.
Глубоко познать общую биологию, физиологию, экологию и морфологию животных невозможно без понимания особенностей и закономерностей их поведения. Прикладная сторона этих знаний не менее значима, так как позволяет приблизиться к решению многих практических проблем лесоводства, лесовосстановления, защиты леса, охотоведения, доместикации животных и охраны природы.
К врожденным (наследственным) элементам поведения, входящим в генетический код животных, относятся: отдергивание конечности при болевом воздействии; моргание глаза при приближении постороннего предмета; раскрывание рта и акт дефекации у птенцов; суточная ритмика поведения; сосательные движения губ млекопитающих и т.д. Цепи этих простых поведенческих реакций (типа безусловных рефлексов) образуют более сложные реакции, которые принято называть инстинктами (например, инстинкт гнездостроения, сохранения потомства и т.д.). Ч. Дарвин первым предложил определение инстинкта, основанное на объективном анализе поведения животного. Он трактовал инстинкты как сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих элементов, которые могут наследоваться и, значит, являются продуктами естественного отбора, эволюционирующими вместе с другими аспектами жизни животного.
Инстинктивное поведение – видовой признак, и сформулировано оно на основе комплексов фиксированных действий, которые запускаются специфическими сигналами-раздражителями. Инстинктивное поведение адаптивно, поскольку естественный отбор действует на него точно так же, как он действует на другие генетически детерминированные признаки. Всякое поведение, имеющее адаптивный характер, должно быть инстинктивным в отличие от поведения, которое приобретается путем обучения и на которое не действует естественный отбор. Таким образом, термин «инстинкт» трактуется как сложная система прирожденных и бессознательных полезных действий животного, которые выражаются в поведении его при определенных условиях. И все же понятие инстинкта, как отмечают в настоящее время многие зарубежные авторы, отличается некоторой неопределенностью, и единого мнения по его объему не существует, так как в поведении животных врожденное и приобретенное переплетаются сложнейшим образом (Мак-Фарленд Д., 1988).
Рефлексы – это все протекающие в организме при непрерывном участии нервной системы процессы, которые возникают в ответ на раздражения рецепторов (органов чувств). По мнению И.М. Сеченова, в широком понимании всякая детерминированная реакция независимо от ее сложности может быть названа рефлекторной. Рефлексы, присущие организму с момента его рождения, называются безусловными (рассмотрены выше). Условные рефлексы возникают в течение жизни организма на базе безусловных рефлексов и вырабатываются благодаря формированию временных связей при обязательном участии коры больших полушарий.
Работы И.П. Павлова и его учеников по изучению условных рефлексов оказали значительное влияние на развитие науки о поведении животных. Экспериментально было установлено, что приобретенные элементы поведения в отличие от врожденных быстро возникают в случае необходимости и часто так же быстро угасают, когда необходимость в них пропадает. Биологическая ценность этого приспособления заключается в возможности организма оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия существования.
К.Лоренц обогатил экологическую науку изучением социальных отношений у животных и, в частности, явления импринтинга (запечатление некоторых свойств среды, в ходе которого животное узнает об определенных особенностях родителей, братьев, сестер или местообитания). Импринтинг может повлиять на будущий выбор местообитания, ухаживание и общественное поведение животного, К. Лоренц утверждал, что импринтинг в отличие от обычного обучения происходит лишь на определенной стадии развития животного и является необратимым. Поведение, демонстрирующее результат импринтирования, является врожденным, тогда как узнавание объекта импринтирования не имеет врожденной основы. Молодое животное становится импринтированным на любой движущийся объект, который оно увидит в определенный период своего развития, и будет соответствующим образом направлять на него свое сыновнее, половое и социальное поведение.
С биологической точки зрения импринтинг является той первичной связью между новорожденными и родителями, которая как бы замыкает цепь превращений, имевших место в эмбриональном периоде, и позволяет животному быстро реализовать уже сформированные в эмбриогенезе механизмы реагирования и адаптации к биотическим и абиотическим факторам внешней среды. Таким образом, импринтинг имеет много общего с обычным условно-рефлекторным обучением и важен для развития способности распознавать близких родственников, что предупреждает близкородственные спаривания.
На наличие у высших животных элементов разума, рассудочной деятельности указывали многие исследователи. Уже более 100 лет назад Ч. Дарвин пришел к выводу, что высшие животные, как и человек, обладают памятью, воображением, ассоциацией представлений и разумом. И.П. Павлов, отрицая антропоморфизм (равенство между психикой человека и животных), утверждал, что рефлекс есть явление не только физиологическое, но и психическое. Эволюцию поведения позвоночных животных в соответствии с морфофизиологическими изменениями их центральной нервной системы А.Н. Северцев видел в направлении прогрессивного развития психики «разумного типа», т.е. наследственно не фиксированных действий. Б.П. Мантейфель показал, что в основе опосредованного обучения животных друг от друга, передачи навыков от более опытных особей популяции к менее опытным лежит всевозрастающая способность к подражанию и запоминанию. Это обучение охватывает широкие области жизни: питание и добывание корма, защиту от врагов, ориентацию, некоторые сигналы, полет и др. Опосредованное обучение создает возможность популяционного накопления информации и передачи ее от поколения к поколению. Именно в человеческом обществе групповое обучение и сигнальная преемственность скачкообразно перешли на новый уровень – культурной и социальной преемственности. «Исследовательская» деятельность птиц и млекопитающих имеет массу примеров, которые подтверждают ее направленность на увеличение количества получаемой животными информации, что ведет к определенному повышению их интеллекта.
Таким образом, у позвоночных животных на базе их общения, коллективных действий, постоянного контакта поколений, усложнения временных связей и опосредованного обучения (с соответствующими изменениями головного мозга) возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям ситуаций, абстрагированию, предугадыванию событий, экстраполяции (Б.П. Мантейфель, 1980).
Поведение животных, связанное с человеком и его хозяйственной деятельностью, С.А. Корытин называет антропогенным поведением. Проявление приобретенных и врожденных элементов поведения этот же автор объединяет в понятие «повадки диких животных»