Файл: Какие производные кожи птиц Вам известны Какова роль копчиковой железы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2824

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ископаемые останки известны из раннего и среднего палеогена Северной Америки, среднего палео­гена — раннего неогена Европы, с раннего палеогена панголины известны в Африке и Южной Азии. Происхождение панголинов неясно. Их сходство с неполнозубыми (муравьедами и броненосцами) внешнее, связанное с одинаковым способом питания. Панголины добываются из-за мяса и чешуи, которой приписывают лечебные свойства (хотя учёными уже доказана нелепость этого утверждения). Численность повсюду невысока.

Классификация

В отряде панголинов (Pholidota) выделяют одно современное семейство Ящеровые (Manidae) с одним современным родом и 8 видами и несколько ископаемых семейств
88. Дайте общую биоценотическую оценку роли лесных животных, использующих генеративные органы растений в условиях леса.  Биоценотическая оценка роли лесных животных, использующих вегетативные и генеративные органы растений, в обобщенном виде может быть сведена к следующим положениям.

1. Предпочтительное выедание вегетативных и генеративных органов отдельных древесных пород не может не влиять на состояние, состав и структуру древостоя как в естественных лесах, так и в лесных культурах.

2. Специализированные животные - зоохоры (сойка, кедровка, клесты, дрозды, белка, бурундук и др.) значительную часть урожая лесных семян уносят за пределы кормовых участков для устройства запасов или же с экскрементами и таким образом обеспечивают их расселение, рассеивание и даже посев.

3. Высокая привлекательность семян дуба, бука, кедра, ели, рябины для многих животных - доказательство определяющей роли поедания при естественном восстановлении этих пород.

4. В условиях коренных древостоев, занимающих все пригодные для данной породы площади, карпофагия определенного значения не имеет. Периодичность обильных плодоношений обеспечивает процесс естественного восстановления леса.

5. При обильном плодоношении создается избыточная кормовая база, часть урожая остается неиспользованной и после опадения семян обеспечивает массовое появление всходов (самосева).

6. Избыточное обсеменение, как и избыточное появление всходов, - обязательное условие устойчивости лесных биогеоценозов.

7. Произрастающие под пологом сомкнутого древостоя ягодники обычно угнетены, но во время сукцессии* они быстро разрастаются, образуя (не без помощи зоохоров) соответствующие синузии (сообщества).

8. Восстановление леса посадкой лесных культур ухудшает экологическую обстановку для растений с сочными плодами. С увеличением возраста лесных культур и применением системы рубок ухода появляется возможность естественного расселения ягодников.


9. Массовое потребление животными анемохорных семян имеет для соответствующих древесных пород отрицательное значение.

10.Последовательная смена во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности.

93. Поведение и повадки зверей и птиц.

Глубоко познать общую биологию, физиологию, экологию и морфологию животных невозможно без понимания особенностей и закономерностей их поведения. Прикладная сторона этих зна­ний не менее значима, так как позволяет приблизиться к реше­нию многих практических проблем лесоводства, лесовосстановления, защиты леса, охотоведения, доместикации животных и охраны природы.

К врожденным (наследственным) элементам поведения, вхо­дящим в генетический код животных, относятся: отдергивание конечности при болевом воздействии; моргание глаза при при­ближении постороннего предмета; раскрывание рта и акт дефека­ции у птенцов; суточная ритмика поведения; сосательные движе­ния губ млекопитающих и т.д. Цепи этих простых поведенческих реакций (типа безусловных рефлексов) образуют более сложные реакции, которые принято называть инстинктами (например, инстинкт гнездостроения, сохранения потомства и т.д.). Ч. Дар­вин первым предложил определение инстинкта, основанное на объективном анализе поведения животного. Он трактовал инстин­кты как сложные рефлексы, сформированные из отдельных пове­денческих элементов, которые могут наследоваться и, значит, яв­ляются продуктами естественного отбора, эволюционирующими вместе с другими аспектами жизни животного.

Инстинктивное поведение – видовой признак, и сформули­ровано оно на основе комплексов фиксированных действий, ко­торые запускаются специфическими сигналами-раздражителями. Инстинктивное поведение адаптивно, поскольку естественный отбор действует на него точно так же, как он действует на другие генетически детерминированные признаки. Всякое поведение, имеющее адаптивный характер, должно быть инстинктивным в отличие от поведения, которое приобретается путем обучения и на которое не действует естественный отбор. Таким образом, термин «инстинкт» трактуется как сложная система прирожденных и бессознательных полезных действий животного, которые выра­жаются в поведении его при определенных условиях. И все же понятие инстинкта, как отмечают в настоящее время многие за­рубежные авторы, отличается некоторой неопределенностью, и единого мнения по его объему не существует, так как в поведе­нии животных врожденное и приобретенное переплетаются слож­нейшим образом (Мак-Фарленд Д., 1988).



Рефлексы – это все протекающие в организме при непрерыв­ном участии нервной системы процессы, которые возникают в ответ на раздражения рецепторов (органов чувств). По мнению И.М. Сеченова, в широком понимании всякая детерминирован­ная реакция независимо от ее сложности может быть названа реф­лекторной. Рефлексы, присущие организму с момента его рожде­ния, называются безусловными (рассмотрены выше). Условные ре­флексы возникают в течение жизни организма на базе безуслов­ных рефлексов и вырабатываются благодаря формированию вре­менных связей при обязательном участии коры больших полу­шарий.

Работы И.П. Павлова и его учеников по изучению условных рефлексов оказали значительное влияние на развитие науки о по­ведении животных. Экспериментально было установлено, что при­обретенные элементы поведения в отличие от врожденных быст­ро возникают в случае необходимости и часто так же быстро уга­сают, когда необходимость в них пропадает. Биологическая цен­ность этого приспособления заключается в возможности организ­ма оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия су­ществования.

К.Лоренц обогатил экологическую науку изучением социаль­ных отношений у животных и, в частности, явления импринтинга (запечатление некоторых свойств среды, в ходе которого жи­вотное узнает об определенных особенностях родителей, братьев, сестер или местообитания). Импринтинг может повлиять на буду­щий выбор местообитания, ухаживание и общественное поведе­ние животного, К. Лоренц утверждал, что импринтинг в отличие от обычного обучения происходит лишь на определенной стадии развития животного и является необратимым. Поведение, демон­стрирующее результат импринтирования, является врожденным, тогда как узнавание объекта импринтирования не имеет врожден­ной основы. Молодое животное становится импринтированным на любой движущийся объект, который оно увидит в определен­ный период своего развития, и будет соответствующим образом направлять на него свое сыновнее, половое и социальное пове­дение.

С биологической точки зрения импринтинг является той пер­вичной связью между новорожденными и родителями, которая как бы замыкает цепь превращений, имевших место в эмбрио­нальном периоде, и позволяет животному быстро реализовать уже сформированные в эмбриогенезе механизмы реагирования и адап­тации к биотическим и абиотическим факторам внешней среды. Таким образом, импринтинг имеет много общего с обычным ус­ловно-рефлекторным обучением и важен для развития способно­сти распознавать близких родственников, что предупреждает близкородственные спаривания.


На наличие у высших животных элементов разума, рассудоч­ной деятельности указывали многие исследователи. Уже более 100 лет назад Ч. Дарвин пришел к выводу, что высшие животные, как и человек, обладают памятью, воображением, ассоциацией представлений и разумом. И.П. Павлов, отрицая антропоморфизм (равенство между психикой человека и животных), утверждал, что рефлекс есть явление не только физиологическое, но и пси­хическое. Эволюцию поведения позвоночных животных в соответ­ствии с морфофизиологическими изменениями их центральной нервной системы А.Н. Северцев видел в направлении прогрес­сивного развития психики «разумного типа», т.е. наследственно не фиксированных действий. Б.П. Мантейфель показал, что в ос­нове опосредованного обучения животных друг от друга, переда­чи навыков от более опытных особей популяции к менее опыт­ным лежит всевозрастающая способность к подражанию и запоминанию. Это обучение охватывает широкие области жизни: питание и добывание корма, защиту от врагов, ориентацию, не­которые сигналы, полет и др. Опосредованное обучение создает возможность популяционного накопления информации и переда­чи ее от поколения к поколению. Именно в человеческом обще­стве групповое обучение и сигнальная преемственность скачкооб­разно перешли на новый уровень – культурной и социальной пре­емственности. «Исследовательская» деятельность птиц и млекопи­тающих имеет массу примеров, которые подтверждают ее направ­ленность на увеличение количества получаемой животными ин­формации, что ведет к определенному повышению их интеллекта.

Таким образом, у позвоночных животных на базе их общения, коллективных действий, постоянного контакта поколений, услож­нения временных связей и опосредованного обучения (с соответ­ствующими изменениями головного мозга) возникают элементы рассудочной деятельности, способность к обобщениям ситуаций, абстрагированию, предугадыванию событий, экстраполяции (Б.П. Мантейфель, 1980).

Поведение животных, связанное с человеком и его хозяйствен­ной деятельностью, С.А. Корытин называет антропогенным по­ведением. Проявление приобретенных и врожденных элементов поведения этот же автор объединяет в понятие «повадки диких животных»