Файл: Тема. Техники и приемы функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА. Техники и приемы функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе.

Технология – это знание о том, как сделать работу лучше. Не знаешь технологии – не сделаешь дело.

«Урок технологии может давать некую базовую грамотность XXI века, ведь нас окружают технологии, и все молодые люди должны их освоить. Другой подход заключается в том, что урок технологии должен давать некую степень погружения в ту или иную профессию, в том числе перспективную, чтобы ребенок мог погрузиться в нее, попробовать что-то сделать своими руками. Причем не в одной компетенции, а в нескольких». Алексей Федосеев, руководитель направления юниоров Worldskills.

Развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования в предметной области «Технология»

Предметная область «Технология» является основным средством реализации технологического образования обучающихся и формированием у них одного из направлений общей культуры личности – технологической культуры.

Социальное, личностное и когнитивное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования в предметной области «Технология» реализуется:

– в процессе усвоения научных (теоретических) и технологических знаний в процессе осуществления предметно-практической и проектно-технологической деятельности;

– в процессе познания мира техники и технологий, исследования свойств и характеристик материалов, изучения возможностей управления техническими системами и технологическими процессами;

– в процессе изучения традиций народов России, культурных и национальных особенностей традиционных ремесел и изделий декоративно-прикладного искусства, освоения разных видов художественной обработки материалов и художественного конструирования;

– в процессе самоопределения обучающихся в трудовой, преобразовательной деятельности, начиная от организации рабочего места до определения профессиональных предпочтений и построения планов профессионального и личностного развития. Предметная область «Технология» представляет собой совокупность учебных предметов и модулей (инвариантных и вариативных) технологической подготовки, обеспечивающих в целом достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов образования на основе практической деятельности обучающихся.

Начальное общее образование в условиях реализации ФГОС в предметной области «Технология»


Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей.

При решении мотивирующих обучающегося задач, формируется настойчивость и трудолюбие.

С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности.

Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления

1) практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта;

2) применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъемку, измерение и анализ массивов данных;

3) освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;

4) проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир»;

5) во внеурочной деятельности и дополнительном образовании организуются образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами, технологической оснащенностью общества.

Модули, определяющие сквозное содержание учебного материала в предмете «Технология»

− Научно-техническая информация и технологическая документация.

− Технологические процессы и системы.

− Исследование материалов и структур.

− Моделирование и конструирование.

− Методы решения конструкторских и изобретательских задач.

− Высокие технологии.

− Управление и контроль за технологиями.

− Проектирование и выполнение проектов.

Вариативные модули для начального общего образования

– Инженерно-технологическое направление современного производства: Легоконструирование, Основы робототехники, Бумагопластика (или моделирование из бумажных материалов), Технологии вязания, Технологии работы с пластичными материалами (пластилин, глина), Основы макетирования.



– Сервис-технологическое направление (сфера услуг) направлениями современного производства: Ремонтные работы, Моделирование из бумажных материалов, Конструирование из поделочных материалов, Рукоделие, Художественное оформление подарков.

– Агротехнологическое направление современного производства: Основы цветоводства, Технологии изготовления декоративных цветов, Конструирование из поделочных материалов, Рукоделие.

– Интегративное изучение содержания учебного материала (например, робототехника, современная энергетика, транспортные системы и техника).

Вариативные модули реализуются в объеме не более 30 % от основного содержания рабочей программы по технологии либо за счет части ФГОС, формируемого участниками образовательного процесса, или во внеурочной деятельности.

Поддержка технологического творчества

Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.

Создание условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации, представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований и конкурсов и т.д., оценивание результатов проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования.

Модернизация содержания Всероссийской олимпиады школьников по технологии (в том числе в направлении проектных конкурсов, инженерных соревнований, олимпиад НТИ) через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения; введение командного формата соревнований, в том числе инженерных, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики; создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди школьников; расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».


Новые понятия в Концепции

Международное движение «WorldSkills International». Международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Основана в 1953 году. Основатель Хосе Антонио Элола Оласо. Штаб квартира расположена в Амстердаме. Президент Саймон Бартли. В деятельности организации принимают участие 77 стран.

Девиз: Improving the world with the power of skills – Улучшение мира силой навыков.

Сайт: worldskills.org

Миссия – WorldSkills привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов.

Основная деятельность – организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет. Раз в два года проходит мировой чемпионат рабочих профессий WorldSkills – «Олимпиада для рабочих рук».

В 2019-м он пройдет в России (WorldSkillsKazan 2019). WorldSkills Russia проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства

Центр компетенций Ворлдскиллс. Это центр развития профессий и профессиональных сообществ WorldSkills, ресурсный центр, обладающий современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям WorldSkills, а также наличием экспертов для осуществления обучения и оценки соответствующей квалификации по стандартам WorldSkills.

Ростовская область. Контактное лицо: Высоцкая Елена Анатольевна ГБОУ СПО РО «Таганрогский механический колледж» (Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Таганрогский механический колледж») Директор: Магеррамов Рафаил Вагифович. tmexk@tmexk.ru. 8 (8634) 36-97-65. 347902, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Свободы, 21а.

Паспорт компетенций (Skills passport). Многоуровневая система оценки компетенций по стандартам worldskills. Входит в паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий «Рабочие кадры для передовых технологий». Базируется на Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по ТОП – 50 востребованных и перспективных профессий и специальностей на рынке труда.

Кванториум. Это технопарк для детей в возрасте от пяти до восемнадцати. Огромные структурированные территории, в которых дети бесплатно обучаются. Возникают по проекту Минобрнауки и АСИ (Агентства стратегических инициатив). Реализация проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей в России», поддержанного В.В. Путиным. Цель вовлечь как можно больше учащихся в инженерно-конструкторскую и научно-исследовательскую деятельность в самых разных областях.


В зависимости от направления, подразделяются на: автоквантумы; авиаквантумы; dataквантумы (геоинформатика); экоквантумы; энерджиквантумы; робоквантумы; нейроквантумы (нейротехнологии); наноквантумы; космоквантумы; биоквантумы (биоинженерия); ITквантумы; радиоквантумы; ноухауквантумы (изобретательство); гелеоквантумы.

Идея – дети, играя, изучают передовые технологии и учатся применять теоретические измышления на практике. При этом совсем не обязательно «прописываться» в одном квантуме. При желании, легко перейти в другой и в третий, выбрав то направление, которое больше всего увлекает. Дети изучают новую информацию под руководством опытных преподавателей ведущих вузов и видных экспертов в своей отрасли. Ребенок получает интересную информацию и сразу применяет её на практике. Две составляющие образовательного процесса: работа в команде, нацеленная на достижение реального результата; получение детьми знаний, относящихся к надпредметным или междупредметным, таких как: умение ставить цели и достигать их, умение чётко выражать свои мысли, работать в условиях жёсткой конкуренции и при сжатых сроках. Дети занимаются в кванториумах бесплатно. За это платят государство и компании, заинтересованные в выращивании кадров мирового уровня для своих нужд. В кванториуме для детей есть: учебные классы; мастерские; лекторий; зона для игр; зона для общения.

Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Открытая площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Главная задача таких площадок – бесплатно обучать молодежь новым технологиям: робототехнике, цифровому производству, моделированию и работе на станках. Российские ЦМИТ являются аналогом известного международного проекта FabLab, который инициировал Массачусетский технологический институт (MIT). В России проект по созданию ЦМИТ стартовал в 2012 году по инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия». Его цель – обеспечить детям и молодежи бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, которые будут востребованы в ближайшем будущем.

Фаблаб. Привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта на добровольных началах с применением информационно-коммуникационных технологий. Это проекты для голосования и сбора идей, по обработке научных материалов, конкурсные платформы, микрозадачи, краудсорсинговые агрегаторы, справочные ресурсы, проекты по совместному использованию данных.