Файл: 1 Безработица сущность, виды, причины и последствия 5 1Безработица и ее естественный уровень 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Qпз – Qф) / Qф = a * (Uф – Uпз),

где Qпз - уровень выпуска продукции при полной занятости;

Qф – фактический выпуск продукции;

Uф – фактический уровень безработицы;

Uпз – норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);

a - коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а = 2,5.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5%. Так, например, если в данном году фактический ВНП составил 4500 млрд. долл., фактический уровень безработицы – 9%, а ее естественный уровень – 6%, то экономика недополучила продукции на 337,5 млрд. долл., что составляет 2,5%* 3,0%=7,5% от фактически произведенного ВНП. Потенциальный ВНП при полной занятости составил бы 4837,5 млрд. долл.

Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.

1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице.

Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2) Устойчивость (жестокость) заработной платы порождает «безработицу ожидания». Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (приложение А).

«Жестокость» заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при данном уровне заработной платы (w/ P) предложение труда L
2 превосходит спрос на труд L1, и люди просто «ожидают» возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.

Застывание рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

1)законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;

2) фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;

3) не заинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

Уровень безработицы различен в разных демографических группах. Так уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.

2 Безработица в России


2.1 Анализ ситуации с безработицей в России4
По данным статистики численность экономически активного населения в декабре 2010 года составила 75 млн. человек , что составляет около 53% от общей численности населения страны. В целом за год численность экономически активного населения составила - 75,4 млн. человек, что на 0,3 млн. человек меньше, чем в 2009 году.

Рост экономики привел к увеличению спроса на рабочую силу. По данным обследования, в 2010 г. в экономике страны было занято 69,8 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в 2009 году.

В соответствии с данными мониторинга ситуации на рынке труда в субъектов Российской Федерации, численность работников, находящихся в вынужденных отпусках по вине администрации и простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, по состоянию на 29 декабря 2010 года составляла 0,5 млн. человек.

Рисунок 1.-

В среднем за 2010 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, на основании обследования по проблемам занятости составила 5,6 млн. человек или 7,5% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2009 году. В конце 2010 года численность граждан, не имеющих работы, составила 5,4 млн. человек или 7,2% экономически активного населения, что на 0,8 млн. человек меньше, чем в конце 2009 года. Снижение численности безработных объясняется улучшением экономической ситуации в стране и восстановлением спроса на трудовые ресурсы.



Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем аналогичный показатель 2009 года.

Число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения за декабрь 2010 г. снизилось на 99 тысяч и по состоянию на конец 2010 года составило 1,0 млн. вакантных рабочих мест.

Однако, коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в конце 2010  года значительно ниже, чем в конце 2009 года – 177,3 человека  против 324,3 человек.

В 2010 году осуществлялась реализация начавшихся в 2009 году мероприятий по поддержке рынка труда. Из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на снижение напряженности на рынке труда в рамках соответствующих региональных программ.
2.2 Прогноз развития занятости и безработицы в России 5
Сокращения численности населения в трудоспособном возрасте в ближайшей перспективе приведет к сокращению и численность экономически активного населения. Не смотря на положительного сальдо миграции и при условии сохранения высокого уровня экономической активности численность этой категории населения за четыре года сократится на 0,4 млн. человек – с 73,3 млн. человек в 2009 году до 72,9 млн. человек в 2013 году.

В связи с положительными тенденциями в экономике и ростом выпуска товаров и услуг продолжит постепенно снижаться напряженность на рынке труда. По варианту 2b общая численность безработных снизится с 6,3 млн. человек или 8,6% экономически активного населения в 2009 году до 4,9 млн. человек или 6,7% экономически активного населения в 2013 году, но не достигнет докризисного уровня (в 2007 году – 6,3% экономически активного населения). Численность занятых в соответствии с вариантом вырастет с 67 млн. человек в 2009 году до 68 млн. человек в 2013 году.

Более низкие объемы производства по варианту 1b будут определять более низкий спрос на труд со стороны бизнеса и государства, что будет сдерживать создание новых рабочих мест. По варианту 1b в экономике в 2011-2013 гг. будет занято не более 67,7 млн. человек. Численность безработных будет сокращаться медленнее – с 5,5 млн. человек в 2011 году до 5,2 млн. человек в 2013 году.
Рисунок 2. -



В соответствии с оценкой Минздравсоцразвития России, численность зарегистрированных безработных в 2011-2013 гг. будет снижаться достаточно низкими темпами с 2,2 млн. человек в 2010 году до 1,95 млн. человек в 2013 году. По консервативному варианту прогнозная численность зарегистрированных безработных граждан будет выше и составит в 2013 году 2,1 млн. человек.


Отмектим, что в случае успешной реализации Правительством Российской Федерации мер поддержки рынка труда, ускоренного роста экономики регистрируемая безработица может быть меньше.

Меры поддержки рынка труда со стороны Правительства Российской Федерации как всегда будут направлены на сохранение кадрового состава организаций за счет сдерживания увольнений, а также на стимулирование перехода граждан из статуса безработных в статус индивидуальных предпринимателей путем содействия их самозанятости. На эти цели, а также на повышение квалификации работников, их переобучение, улучшение ситуации на рынке труда субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2011 году будет направлено 27,8 млрд. рублей.

Предусмотренные в 2011 году средства на поддержку занятости будут выше, чем в докризисный период в 3 раза, при увеличении численности зарегистрированных безработных в 1,5 раза. В 2012 и 2013 году данное соотношение составит соответственно 2,2 и 1,4.

Привлечение иностранных работников будет осуществляться исходя из принципа приоритетности использования национальных трудовых ресурсов.

С 1 июля 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 19 мая 2010г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации. Вышеуказанным федеральным законом вводится также патентная система привлечения российскими физическими лицами для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке. В связи с этим ожидается увеличение численности привлекаемых в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, а также трудовых мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность у российских физических лиц на легальной основе.

2.3 Приоритетные направления государственной политики по снижению безработицы
Решение проблем безработицы сдерживается сложившейся ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии экономического развития, жесткостью выработанной годами и десятилетиями предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы.


Приоритетные направления государственной политики в отношении потенциальных безработных заключаются в:

1) опережающем переобучении, переподготовке и повышении квалификации работников;

2) использовании общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики;

3) развитии профессиональной ориентации и психологической поддержки потенциальных безработных.

В решении проблемы безработицы в настоящее время огромная роль принадлежит службам занятости населения.

В обязанности этой службы входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Заключение


Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

Проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Эффективная система создания и сохранения рабочих мест, сохранение и развитие кадрового потенциала в сочетании с соответствующими мерами по предотвращению роста безработицы – важнейшие условия сохранения стабильности на рынке труда.

В настоящее время в стране действуют и подлежат разработке целевые программы и подпрограммы, предусматривающие создание рабочих мест или другие формы занятости в различных сферах экономики. Проблема создания новых рабочих мест актуализируется необходимостью компенсирования масштабов сокращения численности работников на предприятиях в следствии финансового кризиса.

С учетом острой нехватки рабочих мест и высокой степени износа производственного потенциала одним из основных экомических приоритетов развития на перспективу признано повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест.