ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Фразеологизмы
Учись смолоду - не умрёшь под старость с голоду
Ученье - свет, а неученье - тьма
Тяжело в обучении - легко в бою
Звезд с неба не хватает
Уча других, кой-чему сам научишься
Когда много учишься, то не только лицо, но и тело приобретает умное выражение
Не учи ученого
Чему учился, тому и пригодился
Учёный без дела - как туча без дождя
Дурака учить, что мертвого лечить
Учить уму - разуму, пройти школу жизни
2. Педагогика – это наука и искусство
Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает
«детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
- педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);
- педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;
- педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;
- педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
- педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания,
региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие
``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).
В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение.
Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Мне очень понравились слова замечательного педагога
С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:
Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие
``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).
В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение.
Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Мне очень понравились слова замечательного педагога
С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:
без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
3. На конкретных примерах докажите, что в сфере образования
проявляется единство науки и практики
Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», точна так же педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д. Любые научно- педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.
Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности.
Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.
Между тем ответ на него не так уж сложен. Любая работа – в технической ли, в гуманитарной сфере – это практически всегда работа с людьми: с коллегами, под чьим-то началом, руководя другими, в большом коллективе или небольшой группе, на предприятии или в учреждении,
3. На конкретных примерах докажите, что в сфере образования
проявляется единство науки и практики
Есть поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», точна так же педагогическая наука не может развиваться без постоянного поступления информации из практики работы педагогов: разнообразной статистики, сведений о результатах обучения и воспитания, о применении способов и средств организации педагогического процесса, об отношении к тем или иным педагогическим новшествам и т.д. Любые научно- педагогические концепции остаются лишь гипотезами до тех пор, пока не найдут подтверждение на практике. Экспериментальная проверка научных гипотез – это важный аспект рассматриваемой взаимосвязи: практика влияет на теорию, «давая добро» новым научно-педагогическим разработкам или наоборот, обнаруживая их ошибочность или недостаточную разработанность.
Значительная часть научных открытий в педагогике берёт начало в педагогической практике. Бывает, что педагоги-практики, опираясь на опыт и интуицию, обнаруживают некоторую закономерность, придумывают новые способы и средства организации учебного процесса, начинают их использовать в своей работе, добиваясь высоких результатов. Этот инновационный педагогический опыт изучается педагогической наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях.
Прогнозирование развития педагогического процесса.
Наука аккумулирует огромный объём знаний о педагогическом процессе. Это позволяет ей не только описывать и связывать между собой известные факты, но и обнаруживать нечто такое, что невозможно увидеть, решая только частные задачи практической педагогической деятельности.
Возможность научного предвидения развития педагогического процесса – именно тот аспект, который позволяет подсказать оптимальные способы и средства педагогической деятельности, предупредить её возможные ошибки, сориентировать педагогов в тенденциях и перспективах развития образования в стране и мире.
Между тем ответ на него не так уж сложен. Любая работа – в технической ли, в гуманитарной сфере – это практически всегда работа с людьми: с коллегами, под чьим-то началом, руководя другими, в большом коллективе или небольшой группе, на предприятии или в учреждении,
занимаясь производством или бизнесом... Рядом неизменно разные люди, и каждый влияет на других, в свою очередь, подвергаясь их влиянию. А это значит, что чаще всего неосознанно, но все мы чему-то учим других, воспитываем их, будучи при этом обучаемы и воспитываемы ими.
Сказанное относится к любому профессионалу – инженеру, врачу, менеджеру, иному квалифицированному специалисту. Впрочем, каждый из нас является еще и членом своей семьи, чьим-то соседом, кому-то приятелем... К тому же каждый человек – индивидуальность с неповторимым характером, личностными качествами, типом мышления, отношением к людям, носитель определенного стиля общения, обладатель уникального опыта, имеющий свои ценности, ставящий перед собой определенные цели и ориентирующийся на те или иные перспективы, требующий многого от других и чего-то от себя и соответственно поступающий так или иначе, самовыражаясь и этим предъявляясь людям своими поступками, словами, внешностью. Это ли не воспитывающее влияние?!
Особенно сложно бывает молодому специалисту – где бы, как бы и с кем бы он ни работал. От него требуется правильное взаимодействие с людьми, от которого напрямую зависят успех общего дела и личной деятельности, удовлетворенность ею, перспективы профессионального роста.
Отсюда – не менее важна работа над собой, самообразование и самовоспитание – способности быть педагогом.
Впрочем, не только им. Обращаясь к людям, которые не собираются быть учителями, мы, тем не менее, посчитали нецелесообразным вовсе игнорировать некоторые конкретные педагогические проблемы воспитания детей, подростков, юношества. Ведь со многими из этих проблем современный студент уже сталкивался в своем школьном опыте; возникают они, измененные временем, и в нынешней жизни, непременно потребуют решения и в дальнейшем – в семье будущего специалиста: какой бы ни была его профессиональная деятельность, ее успех всегда так или иначе обусловлен домашней ситуацией. Все мы – педагоги и друг другу, и нашим детям.
Сказанное относится к любому профессионалу – инженеру, врачу, менеджеру, иному квалифицированному специалисту. Впрочем, каждый из нас является еще и членом своей семьи, чьим-то соседом, кому-то приятелем... К тому же каждый человек – индивидуальность с неповторимым характером, личностными качествами, типом мышления, отношением к людям, носитель определенного стиля общения, обладатель уникального опыта, имеющий свои ценности, ставящий перед собой определенные цели и ориентирующийся на те или иные перспективы, требующий многого от других и чего-то от себя и соответственно поступающий так или иначе, самовыражаясь и этим предъявляясь людям своими поступками, словами, внешностью. Это ли не воспитывающее влияние?!
Особенно сложно бывает молодому специалисту – где бы, как бы и с кем бы он ни работал. От него требуется правильное взаимодействие с людьми, от которого напрямую зависят успех общего дела и личной деятельности, удовлетворенность ею, перспективы профессионального роста.
Отсюда – не менее важна работа над собой, самообразование и самовоспитание – способности быть педагогом.
Впрочем, не только им. Обращаясь к людям, которые не собираются быть учителями, мы, тем не менее, посчитали нецелесообразным вовсе игнорировать некоторые конкретные педагогические проблемы воспитания детей, подростков, юношества. Ведь со многими из этих проблем современный студент уже сталкивался в своем школьном опыте; возникают они, измененные временем, и в нынешней жизни, непременно потребуют решения и в дальнейшем – в семье будущего специалиста: какой бы ни была его профессиональная деятельность, ее успех всегда так или иначе обусловлен домашней ситуацией. Все мы – педагоги и друг другу, и нашим детям.
4. Используя разнообразные методы (наблюдение, беседы,
тестирование), составьте характеристику возрастных и индивидуальных
особенностей «трудного студента». Сопоставьте для этого «трудного
студента» природные, и педагогические факторы его развития. Какие
педагогические выводы из этого сопоставления следуют?
Наибольшую трудность в работе преподаватели испытывают со студентами агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, т.е. подростками с девиантным поведением.
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы. Основные черты: негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность, эмоциональная чёрствость, цинизм, жестокость, склонность к насилию, грубость в общении, особенно с употреблением ненормативной лексики. Факторы, которые вызывают у подростков такое поведение: возрастные кризисы, психогормональные процессы, перестройка Я-концепции, неопределённость социального положения подростков, перестройка механизмов социального контроля. В результате у детей формируются эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, неоправданная резкость и повышенная конфликтность.
Начиная работу со своими студентами, я провожу сбор и анализ информации о студентах и их семьях, наблюдение за поведением студентов, опрос и анкетирование. Выявляю студентов «группы риска». Пытаюсь разобраться и понять причины ненормального поведения отдельных студентов моей группы и нахожу их.
В первую очередь – это дисфункциональность семьи:
- неблагоприятный психологический климат семьи (внутрисемейные конфликты, психологические травмы, отсутствие нормальной, нравственной среды, безразличие, алкоголизм и т.д. )
- гиперопека,
- неполная или деформированная семья,
- криминогенная семья.
Результат: озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие
Другие причины социальной дезадаптации:
- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);
- дезадаптация в группе (низкий статус, непризнание, эмоциональное неприятие);
- социальное воздействие (СМИ, ценности общества);
- воздействие асоциальной неформальной среды.
При этом проявляется такая особенность социальных отношений
«трудных студентов»: с одной стороны, они чаще всего воспринимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нравственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих поступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.
Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по отношению к «трудному студенту», лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания студентом необходимости переоценки своего поведения.
Одной из главных задач воспитания «трудного студента» является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности студентов в реальные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент. Вторым условием является самореализация студентов в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности студенту более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым студентом своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую студент включается.
Воспитание «трудного студента» совершается только на основе активности самого студента во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Фактически цель воспитания будет состоять в формировании состояния самоперевоспитания.
Говоря об активности студента, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы студента, определять, что является для студента главным на данный момент.
Воспитание
«трудных студентов» подразумевает включение следующих компонентов:
- целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);
- актуализации всех источников нравственного опыта студентов
(учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между студентами группы, отношения детей с родителями, отношения преподаватель — студент, преподаватель — родители студентов, повседневный стиль и «тон» работы колледжа);
- введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;
Работая с «трудными студентами», можно сделать следующие выводы:
- к «трудному студенту» нужен индивидуальный подход;
- необходимо усилить у него познавательный интерес, для этого вовлекать его в разные виды деятельности, но держать ситуацию под постоянным контролем;
- разговаривать, объяснять, но не ставить условий, не требовать сразу идеального поведения;
- замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно;
Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.
В ребенка необходимо верить — это главное.
Громадное значение имеет для «трудного студента» испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Важно не пропустить момент, когда достигнут первый успех. Никогда не ждать особого случая - хвалить студента за каждый удачный шаг. Этим мы эмоционально поддержим его. Подросток чувствует, что его достижения не остались не замеченными. Причем хвалить не вообще - а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец, потому что..." и обязательно дать почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха;
Говорить со студентом тактично, избегать резких выражений. Для того чтобы воздействовать на студента, мы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения со студентом. Тон, которым мы обращаемся к студенту, должен демонстрировать уважение к нему как к личности;
Поддерживать студента. Классный руководитель может поддерживать студента, признавая его усилия и вклад, равно, как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда студент не достигает успеха;
Иметь мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует