Файл: Практическое задание 1 по учебному курсу Активные методы социальнопсихологического обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Активные методы социально-психологического обучения
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №_1__
по учебному курсу «Активные методы социально-психологического обучения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022
-
Перечислите и раскройте основные признаки традиционного обучения.
Традиционные технологии обучения - это технологии, которые построены на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленном, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников учебных умений и навыков.
-
Приведите примеры традиционных форм и методов обучения.
1. Просвещение обучающихся (ученикам транслируют готовый учебный материал, монолог учителя, диалог между учащимися исключен.)
2. Доминирование обучения над учением характеризуется 3-мя функциями учителя: информирующая, контролирующая и оценивающая.
3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности
4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздействия учителя).
5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
6. Превознесение внешних показателей учитывается процент успеваемости, при этом не берут во внимание внутренние показатели, которые связаны с развитием, интеллектуальным развитием и изменения, происходящие в сознании ученика.
3. Чем отличаются традиционные методы обучения от активных?
К традиционным методам обучения относятся: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, упражнения, взаимо обучение, лабораторная работа, практика и самостоятельная работа.
Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.
Традиционное обучение направленно на передачу определенных знаний, формирование навыков. К ним относят : лекции, семинары, практические занятия, а результатом выступают знания и применение их в типичных ситуациях.
Активные методы обучения направленны на развитие самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Целью является обучить мыслить и размышлять.
4 Дайте определение понятию «активное обучение», раскройте его
отличительные признаки.
Активное обучение - это «метод обучения, при котором учащиеся активно или экспериментально участвуют в учебном процессе и где существуют разные уровни активного обучения, в зависимости от вовлеченности учащихся»
5 Назовите и объясните принципы активного социально-психологического
обучения.
Индивидуализация- система многоуровневой подготовки, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся. Индивидуализация осуществляется по: содержанию (обучающийся может корректировать направленность), объему, времени усвоения.
Гибкость-деление на специальности и специализации и еще более конкретное с учетом пожелания обучающихся. Варианты подготовки появляются и изменяются в процессе обучения.
Элективность - предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов.
Контекстный подход- подчинение общеобразовательных дисциплин интересам будущей профессиональной деятельности, обучение приобретает осознанный характер.
Развитие сотрудничества- принцип взаимопомощи, доверия .Развитие уважения и доверия к обучающимся.
Использование методов активного обучения в педагогической практике - развитие мышления, познавательной активности, познавательного интереса.
6 Перечислите базовые (основные) методы активного социально-
психологического обучения.
Выделяются три основных типа методов АСПО:
— социально-психологический тренинг;
— групповая дискуссия;
— игровые методы.
7 Каковы качественные особенности и преимущества методов активного
социально-психологического обучения по сравнению с другими способами
передачи знаний?
Групповое активное социально-психологическое обучение использует в качестве базовых средств социально-психологический тренинг, групповую дискуссию и имитационные игры как отдельные самостоятельные методы, имеющие собственные качественные особенности и правила применения .социально-психологический тренинг акцентируется в качестве базового метода, а групповая дискуссия и имитационные игры рассматриваются как его методические приемы, не имеющие самостоятельной значимости.
Под социально-психологическим тренингом понимается «практика психологического воздействия, основанная на методах активного социально-психологического обучения.
Групповая дискуссия как способ организации совместной деятельности для решения определенной групповой задачи является методом, позволяющим воздействовать на мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения и обмена информацией.
Имитационные игры представляют собой форму моделирования какой-либо системы отношений личности в групповом взаимодействии. Они включают в себя деловые, ролевые и другие игры.
8 Приведите примеры целесообразности применения традиционных и
активных методов обучения для решения профессиональных задач.
-
Активизация познавательной деятельности
Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восприятия является его осмысленность. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это активизировать их мышление.
В мыслительной деятельности обучающихся можно выделить три уровня:
1. Понимание. Это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации.
2. Логическое мышление. Это процесс самостоятельного решения задач. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы.
3. Творческое мышление.
Процесс творчества совершается в три этапа.
Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.
Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.
Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.
Для творческого мышления характерны не только развитость логических способностей, обширность знаний, но и гибкость, критический взгляд на проблему, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, разрешению различных ситуаций.
Важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется несколько этапов.
1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, Это неустойчивый, ситуативный интерес.
2. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.
Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность стремиться сформировать учащихся устойчивый интерес к предмету.
3. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес. Положительная мотивация благотворно влияет на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности. Формирование умений благотворно влияет на формирование мотивов учения учащихся. Способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими. Одним из направлений учебно-познавательной деятельности являются активные методы обучения, позволяющие усваивать и закреплять знания на практике, перерабатывать информацию, приобретать навыки и умения. Активные методы обучения (АМО) - это способы и приемы педагогического воздействия, побуждающие к мыслительной активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы. Преимущества активных методов обучения заключаются в облегчении восприятия нового материала, в результате вовлеченности обучающихся в образовательный процесс.