Файл: 1. План как структурносодержательный компонент научного текста Составьте назывной план текста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. План как структурно-содержательный компонент научного текста
2. Составьте назывной план текста
Казахстан расположен на стыке двух континентов - Европы и Азии.
Географический центр всего европейско-азиатского субконтинента находится именно в Казахстане - в эпицентре бывшего Семипалатинского атомного полигона. Казахстан занимает площадь, равную 2,7 млн. кв. км.
Протяженность его территории с запада на восток превышает 3000 км, а с юга на север - 1700 км. Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире. Он входит в первую десятку крупнейших по территории государств мира (России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины).
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть
-
План. Виды плана
2. Составьте простой план текста:
Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Между людьми и кошками зародилась дружба. Из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени, и она стала божеством. Египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой — богине войны Сехмет. Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови. Это было показателем уважительного отношения к этому животному.
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание:
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, бл_снет
1. Аннотирование научного текста..
2. Рассмотрите пример аннотации и назовите ее части: выходные данные, содержательную характеристику пособия, адресата учебного пособия.
Никитина Л.Д. Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии. – Москва: Наука, 2012. – 567 с.
В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы.
Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством.
3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;
2) С или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;
1.Виды аннотации. Оформление выходных данных
2 Напишите краткую аннотацию к статье «Государственный бюджет»
Государственный бюджет - это план государственных расходов и доходов на год. Каждое министерство составляет собственный план расходов, а Министерство финансов представляет свой план налоговых поступлений. Правительство представляет проект бюджета в парламент. Когда парламент одобряет его, бюджет становится законом. Но обычно депутаты вносят в бюджет много поправок, чаще поправки бывают направлены в одну сторону: выделить побольше средств на государственные программы и в то же время сократить налоги). Но такое положение приводит к тому, что уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета.Если бюджет семьи превышает доходы, расходы приходится сократить. Государство отличается от семьи тем, что долго может поддерживать дефицит бюджета. Это происходит потому, что государство может практически все время быть в долгу. Государство - самый надежный заемщик, потому что оно - самый богатый собственник в стране.
3 Определите значения слов. Составьте предложения с данными словами.
Агрессия, аккомпанемент, аляповатый, аннотация
1. Реферирование научных текстов.Реферат
2. Составьте краткий реферат «Второстепенные члены предложения»
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией.
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктиром.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой.
3. Допишите пословицы:
Поспешишь – людей … С кем поведёшься, … Тише едешь - … Что посеешь, …
1. Реферат. Структура реферата
2. Составьте краткий реферат «Нефть Brent»
Во всем мире нефть является одним из наиболее важных источников топлива. Нефть является основным источником импорта и экспорта многих стран.
Brent – маркерный сорт нефти Великобритании, он торгуется на бирже в Лондоне.
Нефть Brent является смесью нескольких сортов нефти.
Он добывается на месторождениях в Северном море. Эти месторождения находятся между побережьями Норвегии и Великобритании.
Плотность нефти Brent составляет 38,3 градуса. Такая плотность делает его «легкой» сырой нефтью. Смесь Brent широко используется для производства бензина. Наиболее часто сырая нефть марки Brent перерабатывается в Северо-Западной Европе
3. Подберите проверочные слова:
ТруД – труДы, пруД - ...., билеТ-......, расскаЗ -......., подвиг- ................., коллектив-....., клаД -...
ГиБкий- гиБок, узкий-............, реДкий-..........., мяГкий - ...., скольЗкий - ....
ВерёВка-вереВочка, скаЗка-........................, занавеСка-.........., лоЖка
1. Виды реферата. Продуктивные и репродуктивные рефераты.
2. Составьте краткий реферат «Разделы языкознания»
Языкознание, или лингвистика – это наука о языке. Языкознание включает в себя такие разделы, как: фонетика,морфология,синтаксис, лексикология.
Фонетика (от греч.рhone – звук) – раздел языкознания, который изучает звуки языка, их свойства, законы их образования.
Морфология (от греч. morphe – форма, logos – слово, учение) – один из разделов грамматики, который изучает морфемный состав языка, типы морфем.
Синтаксис (от греч. syntaxis – составление, построение) – это раздел грамматики, который изучаетпредложения и словосочетания. Синтаксис включает в себя учение о словосочетании и учение о предложении.
Лексикология (от греч. lexikos – словесный) – это раздел языкознания, который изучает слова и словарный состав языка.
3. Вставьте пропущенные буквы
Ги...кая ветка, ро...кий человек, снежный сугро..., длинная ю...ка, хру...кая вещь, обрезать но...ти, убери ло...ти, новый галсту....,вкусный пиро...., электрический утю..., ни...кий потолок, вы...шая школа, вы...шее образование, сколь...кий лёд
1. Рецензирование научного текста. Рецензия
2. Прочитайте словосочетания, которые активно используются в текстах рецензий, укажите, какими частями речи они выражены.
Образец ответа: новый подход – какой?+что? -имя прилагательное+имя существительное
актуальная тема, точка зрения, решение вопроса, убедительные аргументы, полезные рекомендации
3. Составьте со словами и словосочетаниями предложения, которые можно использовать в рецензии: показывать, знакомить с …, произвести большое впечатление, увлекательный, занятный, замечательный, исключительный, редкостный
1. Рецензия. План рецензии
2. Прочитайте словосочетания, которые активно используются в текстах рецензий, укажите, какими частями речи они выражены.
Образец ответа: новый подход – какой?+что? -имя прилагательное+имя существительное
новизна работы, глубоко анализируются, дается характеристика, мнение автора, важный вопрос
3. Составьте со словами и словосочетаниями предложения, которые можно использовать в рецензии: незаурядный, выделить, отметить, актульная тема, цель статьи, краткое описание, точка зрения.
1. Язык специальности. Основная цель использования языка специальности
2. Орфоэпические нормы
3. Поставьте ударение в выделенных словах
У меня в деревне растет хлопок. При посадке самолет выпустил шасси.
На неизвестном острове стоял затерянный замок. Возле моего дома растет красивый ирис.
Я пришел в собор и впервые услышал звук органа.У меня мука в сердце.
1. Языковая компетентность личности. Уровни владения языком
2 Определите речевой недочет, запишите предложение в исправленном виде.
Он вошел, громко разговаривая и жестикулируя руками. Собака искусала ему ладони рук.
На протяжении всего строительства в проект вносились коррективы ипоправки.
Дипломатом международного конкурса вокалистов стал никому неизвестный молодой певец.
Мой друг особенно уважает стихи
3. Поставьте правильное ударение в словах: феномен, квартал, процент, эксперт, иероглиф, цыган, договор, сервис, новорожденный, жалюзи, миллиметр, добыча, красивее
1. Культура речи
2.Определите значение фразеологизмов, составьте с ними предложения .
Образец: нагнать страху- напугать. Он нагнал страху, рассказав про предстоящие экзамены.
наговорить вздору - без году неделя - без роду и племени - задать перцу -
беситься с жиру - с глазу на глаз - что есть духу -
3 Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму (чередующиеся гласные корня):Заг…релые тела пл…вцов напоминали о юге. Оборудован пл…вучий дом отдыха. Небо по временам оз…рялось зарницами. Мы прекл…няемся перед памятью павших бойцов. Больно было прик…саться к ушибленному месту. Теоретические пол…жения должны подтверждаться практикой. Утки прятались в зар…слях тростника. Лектор к..снулся ряда вопросов. Игроки прил…гали все усилия, чтобы отыграться.
1. Учебно-научная коммуникация
2. По теме «Словари» составьте предложения с данными словосочетаниями.
Интерес к словарям, тип словаря, культура народа, носитель языка, переводной словарь, коммуникация, актуальная тема.
3. К данным существительным подберите определения, характерные для научного стиля, укажите части речи.Образец:вопрос – актуальный вопрос, прилаг.+сущ.
Вопрос, проблема, цель, задача, изучение, исследование, наблюдения, эксперимент, анализ, материал, данные, синтез, решение, вывод, точка зрения, решение, заключение
1. Учебно-научный текст
2. Паронимы. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок.
Драматический — драматичный (актёр, кружок, страсть, вид, тенор, сюжет);
безответный — безответственный (человек, выступление, чувство, жест, поведение);
вдох — вздох (первый, тяжёлый, шумный, глубокий);
гармонический — гармоничный (ряд, человек, голос, мелодия, звуки);
3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Волки медле..о п..днялись и поджав хвосты пошли в поле. М..лодая волчица села в снег подняв голову и в первый раз в жизни з..выла жалобно и (не)спускала глаз с месяца. Вой ее слушали волки и в сер..цах их х..лодя на спинах шерсть пр..сыпалось чу..тво злой тоски.
1. Риторика. Деловая риторика
2. Функции учебно-научных письменных текстов
3. Паронимы. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок.
деспотический — деспотичный (режим, поступок, условия, требования, нормы, человек);
непонятливый — непонятный (ученик, стремление, ответ, собака, зритель, чувство);