Файл: Курсовая работа представляет собой исследование, посвященное одной из самых актуальных проблем современного общества правовому регулированию международных железнодорожных перевозок, раскрытие данного вопроса и является.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.

Вторая особенность правового регулирования железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и багажа заключается в том, что помимо международных конвенций, данные правоотношения урегулированы целым рядом региональных многосторонних и двусторонних соглашений. Так, например, международная перевозка грузов транзитом, согласно правилам СМГС, по ж/д путям государств-участниц СМГС из стран или в страны, которые не являются стороной правил СМГС или хотя бы одна из них не является таковой, осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными транзитными тарифами, которые применяются национальными железными дорогами для конкретного международного сообщения, если не имеется другого, отдельного соглашения о прямом международном грузовом сообщении. А подобные соглашения имеются и, притом достаточно много: Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Финляндией, Афганистаном, Турцией, Ираном, Австрией, Абхазией (а также прекратившей свое существование Югославией). Стоит, однако, отметить, что содержание положений указанных документов дублирует СМГС, кроме случая с Финляндией 10 – в рамках Соглашения с этой страной представлены более широкие условия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день международно-правовое регулирование железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и багажа имеет сложную многоаспектную структуру, в которой содержится множество разнонаправленных регламентирующих документов, как международного конвенционального, многостороннего уровня, так и регионального, а также двустороннего уровня. В своем формировании нормативно-правовое регулирование международных железнодорожных перевозок прошло много этапов: от полного отсутствия правового регулирования как такового, до современного – с множеством актом, как на национальном, так и на международном уровне, касающихся как коммерческих вопросов, так и технических.

2 Актуальные вопрос регулирования железнодорожной логистики


Международные соглашения, конвенции и правила являются нормативно-правовой базой, которая регулирует разные аспекты сотрудничества различных государств в части перевозок, в том числе и в области железнодорожных перевозок грузов. Следовательно, международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, конвенций и правил, которые заключают соответствующие органы государств-участников.


Кратко рассмотрим основные международные правовые акты, железнодорожные перевозки, в которых участвует Россия.

Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 09.05.80 г. КОТИФ -это международный договор, заключенный на уровне правительств. Сейчас в Конвенции участвуют 45 стран, в том числе государства Евросоюза и ряд стран Азии и Африки. Россия присоединилась к КОТИФ согласно Федеральному закону от 17.07.09 г. № 152-ФЗ. Ее требования используются при осуществлении железнодорожных перевозок российских внешнеторговых грузов в государства Западной Европы и наоборот. Необходимо подчеркнуть, что Россия стала участницей конвенции с существенными оговорками, при этом нормы соглашения применимы лишь к деятельности, осуществляемой на отдельных промежутках железной дороги - от паромного причала в Балтийске до станции Балтийск (2,84 км), а также от паромного причала Усть-Луга до станции Лужская (1,745 км).

Отдельно следует выделить Приложение В к КОТИФ - Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), которые регулируют вопросы исключительно международных железнодорожных перевозок грузов. ЦИМ является приложением к КОТИФ и действует только в отношении данных перевозок, список которых определяют участники ЦИМ. Его требования используют по отношению к любому договору перевозки грузов за плату на железной дороге, в том случае, если территории приема и выдачи груза находятся в двух разных странах - членах КОТИФ. Соблюдение Правил ЦИМ не ставится в зависимость от территории дислокации или места работы и гражданства сторон, подписавших договор. Эти требования распространяются также на договора, регулирующие железнодорожные перевозки на платной основе, в том случае, если территория приема груза и пункт его выдачи расположены в двух разных странах, одна из которых обязательно должна являться участницей конвенции. А также, если стороны согласны с тем, что договор соответствует требованиям ЦИМ.

Единые правовые предписания также не устанавливают ни обязательной формы накладной, ни языков ее заполнения, закрепляя возможность сторон договора перевозки согласовывать эти вопросы между собой. То есть, ЦИМ предоставляет право международным ассоциациям перевозчиков самим устанавливать образцы накладных с согласия своих клиентов.

В области организации и осуществления международных перевозок грузов железнодорожным транспортом одним из первых было заключено Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), вступившее в законную силу с 01.11.51 г. и соблюдается до настоящего момента. Требования СМГС распространяются на страны бывшего социалистического лагеря Восточной Европы и Азии, а также республики входившие в состав СССР. Участниками данного соглашения являются министерства, чьим ведением является железнодорожная инфраструктура (Албания, Азербайджан, Болгария, Беларусь, Вьетнам, Венгрия, Иран, Грузия, Китай, Казахстан, Киргизия, Северная Корея, Литва, Латвия, Монголия, Молдова, Россия, Польша, Туркмения, Таджикистан, Украина, Узбекистан, Эстония).



Основная задача Соглашения сводится к тому, что оно унифицирует условия перевозки и применение единых перевозочных документов для всех железных дорог, расположенных в государствах, подписавших данный документ.
Наряду с основным текстом СМГС, в дополнение к нему (в качестве приложений) были приняты: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), используемый для определения размера платы за перевозку транзитных грузов по железным дорогам стран - участниц Соглашения; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагонами в международном железнодорожном грузовом сообщении (ППВ); Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников СНГ, Литвы, Латвии, Эстонии; Особенности применения СМГС (ОП СМГС), Правила перевозок опасных грузов (приложение 2 к СМГС), введенные в действие с 01.07.06 г. и регламентирующие перевозку опасных грузов в международном сообщении, за исключением стран СНГ и прибалтийских государств.

Кроме СМГС в Российской Федерации используют и другие важнейшие соглашения, которые регламентируют правила международных железнодорожных перевозок грузов:

- Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Австрией, Финляндией, Афганистаном, Ираном, Турцией, Югославией, Абхазией.

- Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в Российско-Финляндском прямом железнодорожном сообщении.

Помимо этого, для организации международных железнодорожных перевозок грузов очень важны различные акты Совета по железнодорожному транспорту стран, входящих в Содружество Независимых Государств, созданного Соглашением глав правительств государств-участников СНГ 14.02.92 г. для обеспечения устойчивых экономических связей государств - участников Содружества, среди них:

- Соглашение о перевозке грузов на особых условиях (утв. на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ 05.04.96 г.);

- Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту стран-участников СНГ, имеющих статус нормативно-правового акта, который содержит лицензионные условия к юридическим и физическим лицам, занимающимся перевозками опасных грузов на железнодорожном транспорте;

- Порядок перевозок скоропортящихся грузов в вагонах-термосах в международном сообщении (утв. на 46-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ).


Для смешанных железнодорожно-водных международных перевозок грузов на Совете по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ принимаются специальные правила на основе СМГС, которые устанавливают требования и условия осуществления перевозок грузов в непосредственном железнодорожно-паромном сообщении между железными дорогами и конкретными портами различных государств. Подобные правила регламентируют вопросы взаимодействия, которые возникают между железнодорожными службами, с одной стороны, судовладельцами, с другой, а также получателями и отправителями, с третьей стороны, при осуществлении перевозок грузов и согласовании различных условий их перевозок в непосредственном железнодорожно-паромном сообщении стран-участников и по морскому участку между портами.

Из приведенных основных международных соглашений и правил видно, что в настоящее время перевозка грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении осуществляется в основном в рамках двух правовых систем КОТИФ (ЦИМ) и СМГС.

Основные особенности КОТИФ (ЦИМ) и СМГС заключаются в следующем: КОТИФ (ЦИМ) - это международный договор, заключенный на уровне глав правительств, а СМГС также международный договор, но межведомственного характера. Данные документы регулируют вопросы перевозок грузов в международном железнодорожном сообщении между разными странами-участниками.

Если ЦИМ действует только применительно к перевозкам по указанным железнодорожным путям, список которых определяют участники Конвенции. То по СМГС производится перевозка грузов в непосредственном международном грузовом сообщении между железнодорожными станциями, открытыми для грузовых операций. Согласно Соглашению договор перевозки оформляется накладной единого образца, ее бланки печатаются, а их заполнение осуществляется на одном или двух рабочих языках (китайском и русском). ЦИМ не устанавливает ни обязательной формы накладной, ни языков ее заполнения, закрепляя возможность за сторонами договора перевозки согласовать эти вопросы самим. То есть, согласно правилам Конвенции международные ассоциации перевозчиков с согласия клиента устанавливают те образцы накладных, которые их устраивают. По данному договору, основные сроки доставки грузов составляют для грузов значительной скорости 400 тарифных километров в сутки. По СМГС срок на перевозку груза с повагонной отправкой на большой скорости -320 тарифных километров в пределах каждой железной дороги в сутки. В соответствии с требованиями ЦИМ предельный размер ответственности перевозчика в случае несохранноси, или, наоборот, в целости перевезенных грузов, определен в специальных расчетных единицах Международного валютного фонда - СДР. В настоящее время предел ответственности перевозчика за несохранность груза составляет 17 СДР за 1 кг. Ответственность перевозчика по Соглашению определена в пределах действительной стоимости груза, а при его перевозке с объявленной ценностью осуществляется в ее пределах. ЦИМ ограничивает сумму ответственности за просрочку в доставке четырехкратной суммой провозных платежей, СМГС - 30% провозных платежей.


В связи с реформированием организаций железнодорожного транспорта в разных странах, в том числе в России, возникают «пробелы» в указанных выше нормативных правовых актах. Например, Российская Федерация изменила национальное законодательство, многие нормы которого не согласуются теперь с нормами СМГС и других актов.

В целях оптимизации возможных правовых рисков, в том числе для ликвидации препятствий в осуществлении международных железнодорожных перевозок грузов для новых участников перевозочного процесса, назрела необходимость значительного пересмотра многих международных соглашений и правил в области перевозок грузов.


Заключение



Таким образом, можно сделать ввод, что международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Железнодорожные перевозки в отсутствие международного транспортного соглашения не являются между ними, а имеют национально-правовой характер. Такая перевозка разбивается на несколько этапов и оформляется несколькими договорами перевозки: следование до пограничной станции – по закону государства места отправления, после пересечения границы – по национальному праву соответствующего иностранного государства и т. д. Междун. железнодорожные конвенции могут иметь как межправительственный, так и межведомственный характер. Наряду с этими конвенциями заключаются специальные соглашения вспомогательного характера, регулирующие исключительно отношения между железными дорогами и не создающие права и обязанности для сторон в договоре перевозки.

Общепризнанное положение – при наличии железнодорожной конвенции применение национального законодательства допускается только при наличии отсылки к нему в самой конвенции либо по вопросам, в конвенции не урегулированным. Особенности коллизионного регулирования международного железнодорожного сообщения заключаются в совмещении действия в каждом договоре нескольких коллизионных начал. Чрезвычайно распространенной является трансформация общих коллизионных привязок (закон места нахождения вещи, места совершения договора) в специальные (закон дороги отправления, следования, транзита, назначения и т. д.).

Россия участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения. Сфера действия СМГС и СМПС – бывшие социалистические государства Восточной Европы и Азии, бывшие союзные республики СССР.