Файл: Вопросы к экзамену Технология обследования детей в процессе логопедических занятий (авторы, виды).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену:

  1. Технология обследования детей в процессе логопедических занятий (авторы, виды)

Этапы логопедического обследования

     Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. авторы (О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова…) выделяют три (и более) этапа логопедического обследования    детей дошкольного возраста:

      1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

      2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением

слуха, зрения, интеллекта;

      3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

     Рассмотрим эти этапы логопедического обследования более подробно.

Ориентировочный этап

        Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Выясняются течение беременности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребёнка в первые дни после них, перенесённые заболевания, особенности раннего развития.       Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других.

       Беседа проводится с ребёнком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дифференцировочный этап

       Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

  1. Протекания когнитивных процессов.

  2. Сохранности речедвигательной сферы.

  3. Сохранности слухового гнозиса.

       Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.

Обследование речедвигательной сферы включает:

  1. Обследование мимической мускулатуры:


- исследования объема и качества движения мышц лба;

- исследования объема и качества движения мышц глаз;

- исследования объема и качества движения мышц щек.

  1. Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата (все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения):

- исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу);

- исследование двигательной организации челюсти;

- исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям;

- исследование двигательной организации мягкого неба;

- исследование продолжительности и силы выдоха

  1. Обследование произвольной моторики пальцев рук:

- исследование статистической координации движений (удерживание пальцев в разных положениях под счет);

- исследование динамической координации движений;

  1. Обследование развития общей моторики

- исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;

- исследование произвольного торможения движений;

- исследование статической координации движения;

- исследование динамической координации движений;

- исследование пространственной организации по подражанию

- исследование произвольного темпа движений.

        Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора. Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

       Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребёнок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечёткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.

       В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические

ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:


     1) неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м-б, н-д, х-с, к-т);

     2) раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсыплёнок»);

     3) неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;

     4) оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;

     5) нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;

    6) неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;

    7) затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

       Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды,  хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

      Следовательно, в связи недостаточным объёмом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.

       Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведённая логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребёнку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.


  1. Индивидуальное занятие как одна из форм логопедической работы (какие формы, что формирует)

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются  логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Коррекционные логопедические задачи решаются в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком по отдельности.

Это является заметным преимуществом по сравнению с подгрупповыми занятиями. Индивидуальные логопедические занятия рекомендованы детям с нарушением артикуляционного аппарата и нарушениями в речи. Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения ребенка.

Структура индивидуального логопедического занятия для всех видов нарушения речи едина.

1.Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2.Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

• Упражнения по развитию речевого дыхания.

• Упражнения по развитию мимической выразительности.

• Упражнения по формированию речевого голоса.
3.Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
4.Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
5.Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.
6.Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
7.Формирование лексико-грамматических представлений.
8.Обучение элементам грамоты.
9.Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.
10.Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М.Е.Хватцев – 4этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.
Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения и, соответственно, модели индивидуальных занятий.

Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
1. Формирование точных движений органов артикуляции:

с помощью логопедического массажа;

с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие мелкой моторики:

с помощью пальчиковой гимнастики;

с помощью массажа рук;

с помощью самомассажа пальцев рук;

с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка,

лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4. Развитие фонематических процессов.

Используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи.

5. Отработка опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание.
1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
2) Создание артикуляционной базы данного звука.
3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

2. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.).

3. Дифференциация звука.

Цель:научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А. Ковшикову).