Файл: Вопросы к экзамену Технология обследования детей в процессе логопедических занятий (авторы, виды).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачей заключительного этапа является сообщение домашнего задания, подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.
-
Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР (какие задачи, принципы отбора, структура занятия, зависимость содержания занятия от этапа в целом)
Для детей, имеющих ФФНР, предусмотрены следующие виды занятий: - занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи; - занятия по формированию произношения. Количество занятий - 3 раза в неделю: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально. На занятиях выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Логопед четко организует деятельность, хорошо знает особенности речи каждого ребенка и учитывает специфические проявления речевого дефекта. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предварительная отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуальноличностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 6 месяцев и более. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения, например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе. Работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация ДОУ. В течение учебного года логопед разрабатывает перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, где еженедельно логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во второй половине дня.
-
Индивидуальные занятия с детьми с ОНР -
Логопедическая тетрадь как одна из форм работы (виды занятий) -
Индивидуальный маршрут как технология развития речи -
Фронтальные занятия как форма работы (системное планирование, проведение занятий)
Основные направления логопедической работы на фронтальных занятиях:
- формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в следующих направлениях:
- закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных;
- формирование навыков дифференциации звуков Ш –Ж, С-3, Щ-Ч-Т, Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'.
Содержание фронтальных занятий включает:
- правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произношения мягких звуков;
- повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких;
- умение различать на слух и выделять из слов любой сложности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие;
- повторение шипящих звуков и аффрикат, j в условиях стечения;
- формирование фонетико-фонематических представлений;
- формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР;
- формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием;
- формирование просодической стороны речи у детей дизартрией.
Неотъемлемой частью логопедических занятий является включение здоровьесберегающих технологий в ход урока, так как дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют ослабленное здоровье. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. В занятие включаются: зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно внедряя в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
-
Индивидуальный маршрут для лиц с нарушениями речи -
Фронтальные занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи -
Задачи фронтального занятия (структура) -
Виды, формы занятий для ОНР и ФФНР -
Современные технологии коррекции нарушения речи. Формирование полноценной речевой деятельности -
Составление перспективных и текущих планов развития речи