Файл: Вопросы к экзамену Технология обследования детей в процессе логопедических занятий (авторы, виды).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задачей заключительного этапа является сообщение домашнего задания, подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномика и т. п.

  1. Индивидуальные занятия с детьми с ФФНР (какие задачи, принципы отбора, структура занятия, зависимость содержания занятия от этапа в целом)

Для детей, имеющих ФФНР, предусмотрены следующие виды занятий: - занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи; - занятия по формированию произношения. Количество занятий - 3 раза в неделю: 1 занятие по формированию лексико-грамматических средств языка, 1 занятие по развитию связной речи, 1 занятие по формированию произношения. Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально. На занятиях выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Логопед четко организует деятельность, хорошо знает особенности речи каждого ребенка и учитывает специфические проявления речевого дефекта. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия. Существенной особенностью индивидуальных занятий является предварительная отработка артикуляции звуков и первоначальное их различение до изучения на фронтальных логопедических занятиях. Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуальноличностных особенностей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Они могут варьироваться от 6 месяцев и более. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из дошкольного образовательного учреждения логопед дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения, например, продолжение коррекционно-речевых занятий с логопедом в начальной школе. Работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация ДОУ. В течение учебного года логопед разрабатывает перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. На каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь для занятий, где еженедельно логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во второй половине дня.


  1. Индивидуальные занятия с детьми с ОНР

  2. Логопедическая тетрадь как одна из форм работы (виды занятий)

  3. Индивидуальный маршрут как технология развития речи

  4. Фронтальные занятия как форма работы (системное планирование, проведение занятий)

Основные направления логопедической работы на фронтальных занятиях:
- формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в следующих направлениях:
-   закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных;
-   формирование навыков дифференциации звуков Ш –Ж, С-3, Щ-Ч-Т, Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'.
Содержание фронтальных занятий включает:
-  правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произношения мягких звуков;
-  повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких;
-  умение различать на слух и выделять из слов любой сложности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие;
-  повторение шипящих звуков и аффрикат, j в условиях стечения;
- формирование фонетико-фонематических представлений;
-  формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР;
-  формирование темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием;
-  формирование просодической стороны речи у детей дизартрией.
Неотъемлемой частью логопедических занятий является включение здоровьесберегающих технологий в ход урока, так как дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют ослабленное здоровье. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. В занятие включаются: зрительная гимнастика, смена статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно внедряя в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, логопед создает необходимую атмосферу, снижающую напряжение и позволяющую использовать все время занятия более эффективно. Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка.



  1. Индивидуальный маршрут для лиц с нарушениями речи

  2. Фронтальные занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи

  3. Задачи фронтального занятия (структура)

  4. Виды, формы занятий для ОНР и ФФНР

  5. Современные технологии коррекции нарушения речи. Формирование полноценной речевой деятельности

  6. Составление перспективных и текущих планов развития речи