Файл: Исследование воли в психологопедагогической литературе 6 Понятие, признаки и проявление воли у человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

3

Глава 1. Исследование воли в психолого-педагогической литературе

6

1.1. Понятие, признаки и проявление воли у человека

6

1.2. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности общения

9

1.3. Теории воли

10

1.4 Проблема волевой регуляции поведения

17

1.5. Развитие воли у человека

24

1.6. Особенности развития воли у младших школьников

27

Глава 2. Изучение некоторое волевой сферы свойств у детей 8 – 9 лет

29

2.1 Цели, задачи, методы исследования

29

2.2 Полученные результаты и их анализ

32

Заключение

40

Список использованной литературы

42

Приложения





Введение

Уже довольно долгое время огромный интерес у людей вызывает человек, его возможности и способности. Так и в настоящее время наблюдается возрождение всеобщего интереса к гуманитарным, специфическим способностям человека. В последние несколько лет можно отметить повышенное внимание к воле как к одной из способностей человека. Еще в XVIII-XIX вв., проблема воли являлась одной из центральных в психологических исследованиях. Однако в начале XX века из-за общего кризисного положения в этой науке исследования воли отошли на второй план.

Читая работы классиков психологии, например, У. Джемс в США и С. Л. Рубинштейн в России, мы понимаем, что воля – это вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко опознаваемыми и описываемыми научным языком признаками. Стоит задуматься каковы же они?

Понятие воли впервые было введено древнегреческим философом Аристотелем (384 - 324 гг. до н. э.) в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, само по себе лишенное побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, который, как и стремление, способен изменять ход поведения: останавливать его, инициировать, менять темп и направление. [24]


Одним из существенных признаков волевого акта является то, что он всегда связан с приложением усилий, принятием и реализацией решений. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому важному признаку волевое действие всегда можно выделить среди других. Волевое решение чаще всего принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в способно одержать окончательную победу без принятия волевого решения.

Воля также предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений человека, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям, умение подавлять непосредственно появляющиеся в данной ситуации импульсы и желания. На самых высоких уровнях своего проявления воля основывается на духовных целях, нравственных ценностях, идеалах и убеждениях. [20]

Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из основных в структуре личности. Формирование воли начинается еще с раннего детства каждого человека, а потому, безусловно, важной является и проблема развития воли в младшем школьном возрасте. Так и отечественная психолого-педагогическая наука считает, что воспитание воли и характера у детей было и остается актуальной задачей нашей школы. [16]

Цель исследования: изучить волевые свойства младших школьников: терпеливость и упорство, выявить индивидуальные различия в проявлении волевых качеств младших школьников и их влияние на успеваемость обучающихся.

Гипотеза: успеваемость младших школьников зависит от уровня развития их волевой сферы.

Объект исследования: волевая сфера.

Предмет исследования: влияние волевых качеств на успеваемость.

Задачи курсовой работы:

  • описать понятие воля и его признаки;

  • изучить проявление воли у человека;

  • изучить значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности общения;

  • описать теории воли;

  • изучить развитие воли у человека;

  • выявить индивидуальные различия младших школьников в проявлении волевой сферы;

  • диагностировать уровень развития упорства у младших школьников;

  • исследовать уровень терпеливости;

  • описать, как уровень развития волевой сферы, влияет на успеваемость младших школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ. Испытуемыми являлись ученики 2 «Б» класса в количестве 27 человек, из них 15 мальчиков и 12 девочек, в возрасте 8 – 9 лет. Всего в классе 29 учеников, но двое находятся на домашнем обучении, поэтому участие в исследовании они не принимали.



В работе с испытуемыми в основном использовался метод наблюдения, а также использовался такой метод исследования как анкетирование.


Глава 1. Исследование воли в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие, признаки и проявление воли у человека

Воля (от англ. volition, will) — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т. е. свои непосредственные желания и стремления. В традиционной психологии воля рассматривалась либо как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. [9]

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». [5]

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах:

  • сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

  • настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

  • выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

  • решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

  • смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

  • самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

  • дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

  • обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

  • организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др. [17]

Чаще всего человек проявляет собственную волю в таких типичных ситуациях:

  • необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

  • несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

  • на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть. [10]


Иными словами, воля, ее наличие или отсутствие, проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

  • выбор мотивов и целей;

  • регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

  • организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

  • мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает ограничение, сдерживание самого себя и некоторых достаточно сильных своих влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям, а также умение подавлять непосредственно появляющиеся в данной ситуации импульсы и желания. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на идеалы и убеждения. [27]

Также одним из признаков волевого характера действия или деятельности, которую регулирует воля, — это наличие продуманного плана их реализации. Действие, без плана или не выполняемое по заранее построенному плану, нельзя назвать волевым. Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек реализует поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии с собственным замыслом. [11]

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие удовольствия, которое получают в процессе и результате его выполнения. То есть волевое действие чаще всего сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Наоборот, с успешным совершением волевого акта обычно связано именно моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. [29]


Довольно часто усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и получить контроль над обстоятельствами, сколько преодоление преград внутри самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим характерологическим или природным данным. [30]

1.2. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности общения

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не может решиться без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добивался выдающихся успехов, не обладая удивительной силой воли. Отличием человека от всех остальных живых существ является то, что у него, кроме интеллекта и сознания, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Человек, способный держать под контролем, координировать и направлять собственное поведение, обладает мощнейшим оружием самоконтроля, данное человечеству - это оружие называется волей. Воля – очень строгое и категоричное свойство человеческой психики. Она предполагает самоограничение, отказ от собственных желаний и влечений в пользу других, более значимых и весомых целей. Личность с волевым характером должна иметь в своем арсенале продуманный план действий. Кроме того волевой человек отличается смелостью, решительностью, принципиальностью, самоконтролем, а часто и категоричностью, высоким чувством ответственности, самоуверенностью. Волевой человек – это, прежде всего, человек сильный и уравновешенный, точно знающий чего он хочет от жизни и как он может этого добиться. Такой человек не только всегда четко расставляет для себя жизненные приоритеты и принципы, но и уверенно следует им на протяжении всей своей жизни. [28]

Любопытная особенность воли состоит в том, что она способна повышать внимание и побуждать человека к такому действию, которое ему абсолютно не интересно, и плюс ко всему не несет никаких приятных чувств для данного субъекта. Результат, как и сам процесс волевого действия не вызывает так же и эмоционального удовлетворения, однако несет удовлетворение моральное, от того, что у человека все-таки вышло перебороть себя или плохо поддающиеся контролю обстоятельства. [26]

1.3. Теории воли