ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 827
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая психология
Группа Пг21П171в
Студент
К.А.Батуева
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 9 по теме «Эмоции и чувства»
II. Подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).
Стресс — это вполне нормальный ответ организма на переутомление или угрозу. При этом организм всяческими способами пытается сопротивляться, в результате чего страдаем мы. Когда эта защита работает в нормальном режиме — она помогает человеку быть бодрым, энергичным, сконцентрированным и на пьедестале. Но зачастую стресс пагубно влияет на наше психическое и физическое здоровье.
Стресс – длительное, непрерывное, угнетающее эмоциональное напряжение. Когда растущая многозадачность не дает расслабиться ни на минуту. Когда постоянно нужно искать пути решения, здесь и сейчас. Когда все кажется глобальным, не терпящим отлагательств.
2. Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Нравственные чувства– это чувства долга, ответственности, справедливости, чести, достоинства, совести и т.д. Нравственные чувства свойственны только человеку, у животных они отсутствуют. А человек испытывает эти чувства, более того, есть цивилизации, в которых чувство долга является определяющим, например, японская цивилизация. Также к высшим чувствам относятся интеллектуальные чувства.
III. Кратко раскройте суть теории эмоций
Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 году. Она объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают в «когнитивной структуре одного человека». Теория ставит своей целью объяснить и исследовать состояние когнитивного диссонанса, возникающее у человека как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого общества.
IV. Практические задания (выполняются письменно)
1. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в случае получения субъектом информации о возможном причинения вреда его жизненному благополучию, реальную или воображаемую угрозу. Страх рано или поздно переживают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут просачиваться в сознание в снах. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. При слабой и средней интенсивности он часто взаимодействует с положительными и отрицательными эмоциями. Интенсивный страх приводит даже к смерти. Но страх является не только злом. Он может быть предупредительным сигналом и изменять направление мыслей и поведение человека. Данное чувство очень часто присутствует в фильмах ужасов у главных героев.
2. Проявилось чувство угнетения у Любовь Андреевны, и восторг и радость у Лопахина. Связаны данные чувства с обстоятельствами, сложившимися в жизни героев.
3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций
В. К. Вилюнас справедливо отмечает, что «многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к ...идеально исчерпывающей теории» (1984, с. 6). Каждая из них выпячивает какой-то один аспект проблемы, тем самым рассматривая лишь частный случай возникновения эмоции или какого-то ее компонента. Беда еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. Да и может ли быть в принципе единая теория для хотя и связанных друг с другом, но все же таких различных эмоциональных явлений, как эмоциональный тон ощущений, эмоции и чувства.
С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.-Ф. Гербартом (1824-1825), утверждали, что органические проявления эмоций -это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения.
Представители другой позиции - сенсуалисты, - наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления. Ф. Дюфур (Dufour, 1883) писал по этому поводу: «Разве я недостаточно доказал, что источник нашей естественной склонности к страстям лежит не в душе, а связан со способностью вегетативной нервной системы сообщать мозгу о получаемом ею возбуждении, что если мы не можем произвольно регулировать функции кровообращения, пищеварения, секреции, то нельзя, следовательно, в таком случае объяснять нашей волей нарушения этих функций, возникшие под влиянием страстей» (с. 388).
Эти две позиции позднее получили развитие в когнитивных теориях эмоций и в периферической теории эмоций У. Джемса - Г. Ланге.
Семинарско-практическое занятие № 10 по теме «Воля»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем (письменно, можно с презентацией):
1. Волевая регуляция и волевое усилие.
Как уже говорилось, волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения) выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно изо всех сил стараться преодолевать трудность, но не преодолеть ее. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения (волевой регуляции), как это допускает М.С. Неймарк. Она, например, пишет: "Конечно, не всегда человеку удается овладеть своими мотивационными тенденциями и урегулировать их в должном направлении, тогда волевое поведение не осуществляется" (1973, с. 254). Но ведь человек старался преодолеть затруднение, прилагал дополнительные волевые усилия, почему же его поведение было не волевым?
В обыденном употреблении понятие "волевая регуляция" (воля) отождествляется с представлением о "силе воли". В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных. Такой обобщенный подход к оценке "силы воли" человека вряд ли оправдан, так как он слишком упрощает реальную картину. К сожалению, приходится встречаться с методиками определения "силы воли" как целостного, интегрального психического феномена - так, например, Р.С. Немовым (1995, с. 450) приводится "тест на силу воли", который к тому же по содержанию задаваемых вопросов не имеет отношения к "силе воли".
Конкретное содержание волевой регуляции ("силы воли") понимается психологами по-разному.
"Сила воли" как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), так как последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Так, Ю.Ю. Палайма (1973) считает, что "сила воли" - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек сильной мотивации поведения. Однако эта формула не подходит для случаев, когда человек очень хочет, но не делает, или когда очень не хочет, но все же делает. Также и при запрете, когда проявляется тормозная функция воли: чем больше желание, тем большую "силу воли" нужно проявить, чтобы сдержать свое побуждение, направленное на удовлетворение потребности. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции, "сила воли", определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
III. Практические задания
1.Пример проявления воли можно посмотреть на корящем человеке. Многие курящие люди не раз задумывались бросить эту привычку, и у мало кого получилось. Почему? Потому, что людям сложно проявить силу воли, отказаться от того, к чему они привыкли. Волевые качества личности встречаются как правило у спортсменов, это те люди кто несмотря ни на что всегда берут и делают.
2. Инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
3. Волевые качества, связанные с целеустремленностью.
Если такие качества характера в человеке отсутствуют или же присутствуют их противоположности, то это говорит о слабо развитой волевой стороне личности и об отрицательном характере. Волевые качества чаще всего приобретаются и развиваются в процессе получения жизненного опыта. Безусловно, основа для развития личности закладывается в психику человека генетически, но тот или иной облик характера взращивается в ходе воспитания человека в детстве и юности. С годами к определенному возрасту уже можно судить и давать оценку сложившемуся личностному образу.
Если процесс становления личности имел благоприятные условия для развития волевых качеств, то в течение жизни они будут стабильными и устойчивыми, и их проявление не будет зависеть от какой-то конкретно сложившейся ситуации. То есть люди, обладающие сильной и стойкой волей, обладают ей всегда при любых обстоятельствах, а не от случая к случаю. В человеке могут присутствовать как отдельные волевые качества, так и их совокупность. В последнем случае речь идет об особой крепости характера и присутствии полной власти над своей личностью.
Такие люди высоко сознательны и всесторонне регулируют свое поведение, способны преодолеть разные трудности на своем жизненном пути и достичь любых целей.
Волевые качества личности принято разделять на базовые или первичные (они же эмоционально-волевые) и системные (морально-волевые или нравственно-волевые). Первичные качества, как правило, закладываются в психику человека генетически и являются почвой для развития системных качеств.
Быть волевым, значит, проявлять такие черты:
целеустремленность;
решительность;
выдержку;
терпеливость;
смелость;
энергичность;
инициативность;
настойчивость;
принципиальность;
организованность;
дисциплинированность;
самоконтроль.
Семинарско-практическое занятие № 11 по теме «Общее представление о психических состояниях»
II. Выбрать и выполнить письменно:
Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» , тезисы из 1 главы.
1. Для полного и всестороннего понимания психической деятельности как отражения предметов и явлений объективного мира в мозгу человека следует рассматривать эту деятельность не только как непрерывно изменяющиеся психические процессы и устойчивые особенности личности, но и как временные и вместе с тем целостные психические состояния.
2. Психическое состояние педагога – один из факторов, от которого зависит успех педагогического воздействия.
3. Критикуя взгляд на структуру души как на гармонию, Аристотель различает понятия:
«психическое состояние» и «психическая деятельность».
4. Джемс, вслед за Лэддом, определяет психологию как науку о состоянии сознания, выделяя при этом четыре существенные стороны: личностный характер, изменчивость, непрерывность и избирательность. Психические процессы, по Джемсу, всегда личные. Поэтому, подчеркивая их личностный или целостный характер, Джемс заменяет термин «процесс» термином «состояние».
5. Джемс рассматривал психические состояния исключительно в интроспективном плане, основываясь на внутреннем опыте, на субъективных данных сознания.
6. Рибо подчеркивает роль аффективных состояний в непроизвольном и произвольном внимании и само внимание называет «исключительным, ненормальным состоянием», которое противоречит постоянной изменчивости психики.
7. Специальная глава посвящена Ушинским переходу чувствований в чувственные состояния душ и (термин «чувственный» у Ушинского равнозначен термину «эмоциональный»).
8. Н.Н. Ланге в своих «Психологических исследованиях» довольно широко пользовался термином «состояние». Он называет состояниями эмоции, влечения, аффекты и волевые акты, «те психические явления, которых элементы обусловлены физиологическим возбуждением не высших органов чувств, а