Файл: Эмоции и чувства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 829

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
внутренних органов тела, как-то: мускулов, сочленений, сухожилий, кровеносных сосудов органов внутренних полостей»
9. А. Ф. Лазурский не выделял психическое состояние в качестве особой психологической категории, но" эпизодически употреблял этот термин для временной и целостной характеристики психики.
10. С.Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» словно преднамеренно избегает этого термина, резко различая психические процессы и свойства личности, и, как видно, без достаточных оснований считает, что переживания и действия человека всегда выражают его личность. Лишь в главе об эмоциях Рубинштейн употребляет слово «состояние», не придавая значения этому термину. Так, аффекты он называет и процессами, и состояниями.
11. Большие требования к психическому состоянию человека предъявляют производительный труд, работа в любой области искусства, спортивная деятельность. Различные психические состояния переживаются человеком и вовремя отдыха, досуга.
12. Постановкой проблем ы психических состояний привлекается внимание к существенным фактам психической жизни и вносится большая ясность в понимание человеческой психики в целом. Изучение психических состояний должно привести к необходимости рассматривать психические процессы в их течении и результатах не сами по себе, а в теснейшей связи с тем или иным психическим состоянием, на фоне которого протекают эти процессы.
13. Трудное внутреннее состояние— исходный факт, который требует физиологической интерпретации и соответствующей врачебной диагностики.
14. Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
15. Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон.
16. В области психических процессов по традиции сохраняется классификация на процессы познавательные, эмоциональные и волевые. Но даже эта общепринятая классификация недостаточна: неизвестно, например, к каким процессам отнести внимание и интерес. Кроме того, в ней смешиваются психические процессы и функции, например процесс мышления стоит в одном ряду с функцией памяти.

17. В возникновении психических состояний очень велика роль общественных условий.
18. Начало заболевания часто связано с ухудшением психического состояния, сигнализирующего какие-то непорядки в организме. Зависимость психического состояния от физического хорошо иллюстрируется тем, как сильно влияет на психическое состояние человека недостаток сна, — человека невыспавшегося, как говорится, тянет ко сну, и он проявляет или вялость и пассивность, или раздражительность, нервозность, или то и другое.
19. Одна и таже внешняя обстановка вызывает различные психические состояния у разных людей.
20. Хотя психические состояния детерминированы, не всегда легко найти их причины, особенно если само состояние сложно и противоречиво.
21. Психические состояния — сложные явления психической деятельности, для изучения которых надо применять различные методы; во многих случаях лишь сочетание ряда методов может дать то, что можно назвать диагнозом психического состояния.
22. Надо считаться с тем, что люди при некоторых обстоятельствах склонны маскировать свои психические состояния. Иногда, например, бывают любезны с человеком, к которому нет положительного отношения.
23. Наблюдая за внешней картиной поведения человека в целях определения его психического состояния, психолог должен уметь фиксировать важные для диагностики показатели. Здесь приходят на помощь фотография и кино. Применялся для диагноза психических состояний и экспериментальный метод — естественный и лабораторный.
24. При изучении психических состояний нормального человека имеют значение данные о патологических состояниях, содержащиеся в психиатрии и патопсихологии.
25. Задача заключается не только в том, чтобы правильно описать психическое состояние
и раскрыть его компоненты или структуру, но и установить его происхождение, источник, а также попытаться определить его значимость для жизни и личности данного человека. Имея же ввиду практические задачи изучения психических состояний, не следует ограничиваться их диагнозом, анализом компонентов, но надо, если речь идет об отрицательном состоянии, дать материал, позволяющий найти пути к изживанию этого состояния и его предупреждению.
III. Практическое задание.
1)Самообследование – результаты:
Самочувствие
6,2
Активность

5,4
Настроение
5,9
Анализ показал. Что на данный момент испытуемый (я) находится в благоприятном состоянии по всем трем показателям.
2) Достоинством данного теста является краткость, короткие ясные вопросы, быстро по времени. Недостатком является то, что тест предназначен для всех, отсутствует индивидуальные особенности.

Семинарско-практическое занятие № 12
по теме «Общее понятие о стрессе»
II. Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем
(письменно, можно с презентацией):
Что такое дистресс?
Ганс Селье, основоположник теории о стрессе, дистрессом называл состояние, при котором защитные силы организма оказываются истощены. Момент напряжения и мобилизации сил автор назвал стрессом, а момент истощения – дистрессом. Хотя в его же теории истощение – это третья стадия стресса. Таким образом, стресс способен переходить в дистресс.
Дистресс – опасная для личности форма стресса, в то время как сам стресс автор считал полезным. Дистресс – состояние, возникающее при неспособности организма адаптироваться к новым условиям. По сути, именно борьбу с дистрессом подразумевают, когда говорят о преодолении стресса.
Можно провести аналогию между стрессом и дистрессом и температурой. Медики не рекомендуют сбивать температуру ниже 38 градусов, до этого момента иммунитет сам борется с бактериями, лекарства только помешают ему. Так же и при стрессе. До 38 градусов – стресс, с которым человек борется сам. После 38 градусов – дистресс, при котором сил организма не хватает, требуется помощь.
Причины дистресса
Развивается дистресс как на фоне кратковременного, но сильного воздействия, психотравмы, так и при систематическом, но незначительном влиянии раздражителя или раздражителей.
Причина дистресса – психологическая травма, но единого перечня ситуаций, наносящих вред психике, назвать нельзя. Что для одного человека будет поводом для смеха, для другого окажется трагедией вселенского масштаба. Даже на такие серьезные трудности, как потеря работы или смерть близкого человека, люди реагируют по-разному: одни мужественно выдерживают, сохраняют стойкость и рациональность, другие оказываются полностью дезориентированными.
Таким образом, источником дистресса, определяющим фактором является уровень чувствительности:
Люди с низким уровнем чувствительности устойчивы к стрессогенным факторам. Чем выше устойчивость, тем невозмутимее и хладнокровнее человек. Люди, перенесшие множество травм и стрессов, часто становятся бесчувственными, «толстокожими». Уровень устойчивости в большей мере определен личным опытом, но и врожденные особенности человека играют роль.

Люди с высоким уровнем чувствительности, то есть низкой устойчивостью к стрессогенам бурно реагируют на малейшие изменения в жизни. Такие люди консервативны, эмоциональны, часто не отдают отчет своим реакциям и последствиям поведения. В непривычных условиях им сложно быть собранными. Эти люди не хотят и боятся перемен в жизни.
Отношение к жизни, система ценностей и убеждений, трактовка происходящих событий – основа возникновения дистресса или адекватного преодоления стресса. Так, для одного человека травмирующей ситуацией станет плохой аппетит домашнего животного, а другой не обратит на это внимания, но опустит руки, узнав о собственной болезни. А третий человек и на свою болезнь отреагирует спокойно, не впадая в дистресс.
Дистресс бывает физиологическим, психологическим и эмоциональным, хроническим, кратковременным. Каждый из этих видов опасен для здоровья:
Психологический и эмоциональный дистресс возникает на фоне переживания эмоций, которые вытекают из проблем в социальной сфере, но вместе с тем психологический и эмоциональный стресс ухудшает взаимоотношения личности и окружения.
Физиологический дистресс возникает на фоне влияния негативных внешних условий или неудовлетворения физиологических потребностей: жажда, голод, холод, отсутствие любви и т. д. Подобные лишения и влияния влекут за собой нарушения в работе внутренних органов, проблемы со сном и другие нарушения. Даже если человеку кажется, что он устранил вредный фактор, например, девушка прекратила сидеть на диетах, организм еще долгое время будет пребывать в дистрессе. Без реабилитационных мер это не устранится.
Хронический дистресс обычно не осознается самой личностью, так как подпитывается ежедневно и воспринимается как норма жизни. Опасен этот вид дистресса развитием депрессии, суицидом и нервным срывом.
Во время дистресса человек испытывает целый комплекс эмоций и чувств. Но все их можно разделить на три стадии:
Начинается дистресс с выраженного чувства тревоги, страха и беспокойства. Все переживания и мысли сопряжены с конкретным событием (причина дистресса).
Человек начинает отрицать свои эмоции, раздумья и сам факт, вызывающий переживания.
Человек принимает случившееся, но признает свое бессилие и психоэмоциональное, адаптационное истощение. Самостоятельно или с помощью других людей составляет план преодоления трудной ситуации.
Профилактика предполагает выявление причин дистресса и их устранение. Самыми популярными причинами являются конфликты, неудовлетворенные потребности, нереализованный потенциал. Важно проанализировать причины, разделить их на те, которые подвластны личности, и те, которые не подвластны. Например, кризис в стране изменить один человек не сможет. Значит, этот факт нужно принять и обесценить, а вот если человека беспокоят частые конфликты в семье, то он вполне может научиться их преодолевать и решать.

Профилактика, как и борьба с дистрессом предполагает индивидуальный подход. Причины стресса носят субъективный характер, потому нельзя составить общий и универсальный для всех людей план.
Согласно статистике, трудовая сфера – основной источник стресса.
Жалость к себе, перекладывание вины на обстоятельства или других людей, обиды – неэффективные методы преодоления и профилактики стресса. Очень часто семья или друзья оказывают человеку медвежью услугу, успокаивая его тем, что неадекватно обвиняют других. Важно рационально разбираться в ситуации и признавать свою ответственность.
Регулярные разгрузки, снятие напряжения – очень хорошая идея для профилактики дистресса. Способы снятия напряжения подбираются индивидуально: спорт, прогулки, секс, массаж, чтение, просмотр фильма, ванна с аромамаслами, просмотр фильма и т. д. Чем больше органов чувств одновременно задействовано, тем лучше. Общими методами расслабления является полноценный сон и питание, прием витаминов. Цель мероприятий – восстановить ресурсы, подготовить организм к новым нагрузкам.
III. Выбрать одно из заданий и выполнить письменно
2. Познакомьтесь с работой Василюка Ф.Е. «Психология переживания», прочтите 1 главу. Дайте анализ современных представлений о переживании или напишите свое впечатление.
Истоки анализа проблематики переживания восходят к интроспективной психологии, классической психологии сознания, где под переживанием понималось любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие его собственной жизни. Изучение переживаний стало основой развития Лейпцигской школы психологии, вошедшей в историю науки как «Школа комплексных переживаний» Ф. Крюгера. На основании классической немецкой философии и немецкого романтизма этой школой развивалась особая идея: о необходимости восстановления внутренней целостности личности, о необходимости самопознания с помощью вчувствования в поток собственных переживаний.
Переживание есть реальность, которая не может быть определена с помощью освоения, но простирается до неразличимых глубин, которыми обладает человек. Переживание внешнего бытия или внешнего мира существует для человека таким же образом, как и то, что им не понято, а лишь ему доступно. Переживание одновременно содержит в качестве реальности структурную взаимосвязь жизни; пространственно-временную локализацию, исходящую из настоящего, и далее; а в ней – структурную взаимосвязь, в соответствии с которой продолжает действовать заключенное в ней целеполагание. Если мы вспоминаем о переживаниях, то заключенный в них способ воздействия на настоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедших переживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, в другом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего времени существует лишь чувство представлений о чувствах. Переживание и акт переживания неотделимы друг от друга. Это два способа выражения одного и того же. Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания.