Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"





Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Елишева Ксения Евгеньевна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна

Задание 1


В лирике М. Ю. Лермонтова есть три стихотворения, посвящённые одной и той же женщине, Прасковье Арсеньевне Бартеневой. Что любопытно, все эти произведения разные по духу и настроению. Это «Она поёт – и звуки тают…», «Как небеса твой взор блистает…» и «Слышу ли голос твой…». Обратимся к последнему из них, чтобы понять, какие чувства испытывал поэт.

Все эти стихотворения Михаил Юрьевич создал в 1938 году. Известно, что с Бартеневой он познакомился гораздо раньше, в 1831-ом. Тогда, впервые услышав необыкновенное сопрано этой знаменитой певицы, поэт создал вдохновенный мадригал «Скажи мне: где переняла ты…». Спустя семь лет Лермонтова охватывает необъяснимый порыв, и он посвящает Прасковье Арсеньевне один за другим пылкие стихи, полные восхищения и страсти. В одном стихотворении он выступает в роли наблюдателя, наслаждающегося видом и пением дивы, в другом с жаром клянётся избраннице в преданности. Произведение «Слышу ли голос твой…» лишено этой бурной горячности, но имеет особенную прелесть.

Это стихотворение заметно отличается от вышеупомянутых рядом черт. По своему настроению и структуре оно больше напоминает молитву ангелу, нежели пламенную оду земной женщине. В произведении три строфы-четверостишия, не имеющих рифмы в строках. Единый размер определить трудно, встречаются строки, написанные дактилем и амфибрахием. Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит.

Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Это его шёпот, обращённый не то к возлюбленной, не то к высшей силе, слышит читатель. В отличие от других стихотворений, посвящённых Бартеневой, в этом поэт чаще говорит не о ней, а о своих чувствах. Конечно, он любуется и её глазами, и звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение:

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…

Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он внимает пению своей музы:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора.

О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, указывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди. Неслучайно для описания цвета глаз поэт использует лазоревый, традиционно использующийся в литературе для характеристики духовных феноменов – небес, райский рек и т. д. Даже образ птички указывает на божественное начало.

Читая это стихотворение, читатель может открыть для себя нового Лермонтова – взволнованного, робкого, безнадёжно влюблённого романтика.

Задание 2


«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя

Задание 3

" Мне нравится, что Вы больны не мной" . Эти семь слов о  дружбе между юношей и девушкой. Чистой. Непорочной. Когда просто касание руки, взгляд, улыбка не заставляют страдать, мучиться , сомневаться. И ты точно знаешь, что только  для вас светит солнышко, открываются приветливо двери и вы просто не думаете ни о чем. " Мне нравится, что Вы больны не мной" - это беззаботность и счастье, которое испытывает время от времени каждый из нас.
 Марина Цветаева - автор поэтической строки.

Задание 6

А) Композиция

 – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным. Б) Лирический герой стихотворения и образ автора в данном
произведении едины, их практически невозможно разделить.
Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе,
личных переживаниях и воспоминаниях.
В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
развитие, но поэт последователен в описании.
Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался
с родным домом, вспоминает о матери.
Во второй строфе Есенин говорит об отце.
В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит
родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”.
Завершается стихотворение описанием образа клена, который
для лирического героя представляется стражем Руси,
дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним:
“тот старый клен головой на меня похож”.
В) Художественная деталь – это очень важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя. Следовательно, деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создаётся художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль – рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.
Г) "В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.


Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом, так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе. "




Пермь - 2022