Файл: Социальноэкономические гарантии для медицинских работников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может также представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии.
Наконец, к вредным факторам медицинской профессии можно отнести и возможность несчастных случаев при нападении психически больных, пациентов наркологических стационаров. Бывают несчастные случаи в результате падения в операционной и больничных палатах.
Совершенно очевидно, что контакт медицинского персонала с указанными профессиональными факторами отражается на здоровье и влияет на состояние основных физиологических функций организма.
Одной из особенностей профессиональной деятельности медицинских работников многих специальностей является контакт с инфицированными пациентами. Так, туберкулез как заболевание, характерное для медицинских работников противотуберкулезных учреждений, описан во многих странах.
Важной стороной охраны труда в здравоохранении остаются условия труда и быта женщин, составляющих около 80% работников отрасли. Труд женщин в ряде медицинских профессий может привести к нарушениям менструального цикла, течения и исходов беременности, изменению репродуктивной функции, нарушению здоровья потомства. [17]
Работники здравоохранения составляют специфическую профессиональную группу, нуждающуюся в постоянном влиянии. Его объектами должны быть внешняя среда, рабочее место и здоровье персонала.
Таким образом, в стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателей принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Более того, действующая система экономических и правовых отношений в области охраны труда не только противостоит негативным тенденциям, но и сама их воспроизводит, что является главным признаком кризиса, источником социальной напряженности. Это выражается прежде всего в действующей сегодня системе «льгот и компенсаций» за работу во вредных условиях труда, которая позволяет государству и работодателям экономить на охране труда, создавать мотивационные установки, побуждающие работников рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня.
Важнейшими органическими пороками существующей системы социальной защиты работников от профессиональных рисков являются:
отсутствие рыночных отношений (и механизмов) по поводу компенсации ущерба здоровью и утраты трудоспособности на производстве (основную долю экономической нагрузки за профессиональный риск продолжает нести общество);
отсутствие научно-обоснованных медико-биологических методов и правовых норм по оценке уровней профессиональных рисков в различных производствах и отраслях экономики;
деформация общественного сознания по поводу льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, которым отдается предпочтение по сравнению с сохранением здоровья.
Глава II. Экономические гарантии
Здравоохранение является неотъемлемой и исключительно важной составной частью структуры государственной экономической системы. Сегодня в связи с экономическими трудностями, переживаемыми Россией, здравоохранение испытывает острый недостаток средств для своего нормального существования, что неизбежно отрицательно сказывается на всем социально-экономическом развитии общества. Возникла необходимость поиска путей адаптации отрасли к новым социально-политическим и экономическим условиям. Кроме недостаточного финансирования, современное состояние здравоохранения в России характеризуется достаточно низкой эффективностью деятельности его учреждений, предприятий и неудовлетворительным, в большинстве случаев, качеством медицинской помощи. В связи с этим перед здравоохранением остро стоит задача проведения комплексной реформы, в основу которой должен быть положен переход на медицинское страхование в соответствии с принятым законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» и прогрессивный отечественный и зарубежный опыт свободной рыночной конкуренции в борьбе за рынок медицинских услуг, который составляют уже имеющиеся и потенциально возможные пациенты [12]. Переход к оплате труда медицинских работников по полной стоимости рабочей силы более реален в условиях медицинского страхования, чем при бюджетном финансировании, но тем не менее возможен лишь при дополнительном притоке денежных средств в здравоохранение, как это было предусмотрено законом «О медицинском страховании граждан РФ», и признание медицинской услуги товаром.
Реформа предполагает обеспечение необходимого качества и доступности медицинской помощи, свободу выбора врача и медицинского учреждения для пациента, социально-правовую
защищенность как пациента, так и врача, создание такого механизма работы системы здравоохранения, в котором основную роль будут играть экономические методы управления.
Одним из главных составляющих методов экономического управления медицинской деятельности является обеспечение адекватной и рациональной оплаты труда как одной из экономических гарантий медицинских работников.
§ 1. Оплата труда по ЕТС
«Оплата труда каждого работника зависит от личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям» (ст.77 КЗОТ РФ).
На протяжении многих десятков лет размеры заработной платы медицинских работников не соответствуют их вкладу в дело здоровья нации, воспроизводство рабочей силы, времени и средствам на подготовку специалистов и составляют 60-75% среднего уровня по народному хозяйству. В то же время в экономике развитых стран уровень материального благосостояния врачей превышает среднедушевую оплату во всех отраслях от 1,65 раз в Швеции, до 6,02 в Германии и 7,21 в США [1].творческий труд врача и квалифицированного среднего медицинского работника связан с большим объемом полученных знаний, значительным психо-эмоциональным, а зачастую и физическим напряжением, высокой степенью ответственности. И здесь возникает много проблем его мотивации, стимулов, приоритетов и дифференциации.
Организация оплаты труда работников здравоохранения в РФ на основе бюджетного финансирования регламентируется целым рядом нормативных документов. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой Тарифной Сетки», приказа Минздрава РФ от 24 февраля 1998 г . № 478 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», «Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ», утвержденного приказом Минздрава РФ от 24 февраля 1998 г . № 48, «Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ», утвержденного приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г . № 377. С 1 сентября 1999 г . организация оплаты труда работников здравоохранения регламентируется постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 г . № 309 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой Тарифной Сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», в соответствии с которым тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлена в размере 110 рублей а месяц. 21 апреля 1999 г . вышло распоряжение мэра г. Москвы № 383-РМ «О повышении тарифных ставок (окладов) ЕТС по оплате труда работников организаций бюджетной сферы», в соответствии с которым установлена 50% доплата работникам бюджетных учреждений здравоохранения и народного образования к месячной тарифной ставке (окладу). Основными требованиями этих документов являются периодическое проведение аттестации с целью установления соответствия работников занимаемой должности, определения разряда оплаты труда в соответствии с ЕТС и расчет оплаты труда в соответствии с ЕТС по соответствующим должностям работников здравоохранения. Представляются ограниченные дополнительные возможности для увеличения оплаты труда некоторых категорий работников (надбавки, доплаты и некоторые другие выплаты стимулирующего характера), но только в пределах выделенных бюджетных ассигнований при условии выполнения работником определенной работы.
Учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе ЕТС.
Ставки и оклады определяются на основе ЕТС:
Таблица
Разряды оплаты труда | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Тарифные коэффициенты | 1,00 | 1,36 | 1,59, | 1,73 | 1,82 | 2,00 | 2,27 | 2,54 | 2,91 |
Тарифные ставки (оклады)* | 110 | 150 | 175 | 190 | 200 | 220 | 250 | 280 | 320 |
Разряды оплаты труда | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Тарифные коэффициенты | 3,27 | 3,68 | 4,18 | 4,75 | 5,32 | 6,00 | 6,68 | 7,41 | 8,23 |
Тарифные ставки (оклады)* | 360 | 405 | 460 | 520 | 585 | 660 | 735 | 815 | 905 |
*) Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.
Тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС определяется федеративным законом. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ЕТС определяются Правительством РФ исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.