Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»

Муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Утверждаю

Директор МОУ «Лицей №15»

______________ Ткачева А.Г.

«__»________________2022г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Мир человека»

8 класс

Составитель:

Габибова Сона Аседуллаевна,

учитель английского языка первой квалификационной категории

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мир человека» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Программа внеурочной деятельности «Мир человека» по духовно­нравственному направлению разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

  • Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.

  • Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.


Программа курса «Мир человека» предназначена для учащихся 7 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 34 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю.

Главной целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи программы:

  • Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

  • Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;

  • Создание условий для нравственного самовыражения личности.

  • Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В ходе реализации программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:

  • личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Методической особенностью данного курса является проблемно-ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.




Календарно-тематическое планирование

по ИПР

Класс 7

Габибова С.А.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.



Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика



Ученик – патриот и гражданин

7

3

4

1.1

Символы Родины




1




1.2

Государственные символы







1

1.3

Права и обязанности гражданина России




1




1.4

Протяни руку помощи







1

1.5

Конкурс знатоков «Я знаю Конституция РФ»







1

1.6

Беседа «Патриотический долг»




1




1.7

«История школы в лицах и фактах»







1

2

Ученик и его нравственность

7

2

5

2.1

Скромность и тщеславие




1




2.2

Может ли доброта исцелить человека?




1




2.3

Взаимное уважение







1

2.4

Давайте жить дружно!







1

2.5

Славим руки матери!







1

2.6

В поисках справедливости







1

2.7

Конкурс вежливости







1

3

Ученик и его отношение к труду

7

2

5

3.1

Акция «Помоги птицам зимой»







1

3.2

КТД «Новогодний праздник»







1

3.3

Мир профессий




1




3.4

Мир моих увлечений







1

3.5

Как стать дисциплинированным?




1




3.6

Почётная профессия-защищать Родину







1

3.7

Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»




1




4.

Ученик и природа

4

1

3

4.1

Цветы для мамы.







1

4.2

Что такое экологическая безопасность




1




4.3

День птиц







1

4.4

Брей ринг «Природа и мы».







1

5.

Ученик и его здоровье

5

3

2

5.1

День Здоровья «Виват, спорт!».







1

5.2

Правильное питание»




1




5.3

Беседа «Здоровый образ жизни»




1




5.4

Акция «Сигареты – на конфету!».







1

5.5

Конкурс на лучшего знатока ПДД




1




6.

Ученик и Мир прекрасного

4

2

1

6.1

Для Вас ветераны







1

6.2

Экскурсия в музей ИЗО







1

6.3

Беседа «Красивые и некрасивые поступки»




1




6.4

«Забота о родителях – дело совести каждого




1







Итого

34










Содержание курса

  1. Ученик – патриот и гражданин (7ч.)

Символы России. Государственные символы. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».

  1. Ученик и его нравственность (7ч.)

Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций. «Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости». Тренинг «Давайте жить дружно!». Поздравление мам «Славим руки матери!».

  1. Ученик и его отношение к труду (7ч.)

КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой». Игровые ситуации. «Мир профессий». Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». «Почётная профессия -защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.

  1. Ученик и природа (4ч.)

Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».

  1. Ученик и его здоровье (5ч.)

День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты – на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД.

  1. Ученик и Мир прекрасного (4ч.)

«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная. «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки».


Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.


Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

По итогам освоения программы, обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов:

Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.

Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной и социокультурной компетентности.

Список литературы

  1. Кривцова С.В., Д.В. Рязанова «Жизненные навыки». Тренинговые занятия с подростками (7-8 классы) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, Е.А. Пояркова, О.И. Байдакова, Ю.А. Зеликман, С.С. Крыжановская, В.В. Лунин; под ред. С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой. - М.: «Генезис», 2016 г., 224 с.

  2. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988г.

  3. Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998г.

  4. Селевко Г.К.:учебное пособие «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005г. – Серия «Самосовершенствование личности».

  5. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990г.

  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: «Генезис», 2005г.

  7. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.

  8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.


Приложение

Словарь духовно-нравственных понятий и терминов

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество.

Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей. Независимости и процветания Родины.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести

Долг – уважение к праву другого, признание достоинств его личности.