Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мир человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»
Муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Утверждаю
Директор МОУ «Лицей №15»
______________ Ткачева А.Г.
«__»________________2022г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Мир человека»
8 класс
Составитель:
Габибова Сона Аседуллаевна,
учитель английского языка первой квалификационной категории
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мир человека» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа внеурочной деятельности «Мир человека» по духовнонравственному направлению разработана в соответствии с:
-
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ ; -
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; -
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008; -
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009. -
Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43. -
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
Программа курса «Мир человека» предназначена для учащихся 7 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 34 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю.
Главной целью программы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи программы:
-
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта; -
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми; -
Создание условий для нравственного самовыражения личности. -
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В ходе реализации программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
-
личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося; -
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; -
развивающие нравственное сознание; -
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Методической особенностью данного курса является проблемно-ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Календарно-тематическое планирование
по ИПР
Класс 7
Габибова С.А.
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
| Ученик – патриот и гражданин | 7 | 3 | 4 |
1.1 | Символы Родины | | 1 | |
1.2 | Государственные символы | | | 1 |
1.3 | Права и обязанности гражданина России | | 1 | |
1.4 | Протяни руку помощи | | | 1 |
1.5 | Конкурс знатоков «Я знаю Конституция РФ» | | | 1 |
1.6 | Беседа «Патриотический долг» | | 1 | |
1.7 | «История школы в лицах и фактах» | | | 1 |
2 | Ученик и его нравственность | 7 | 2 | 5 |
2.1 | Скромность и тщеславие | | 1 | |
2.2 | Может ли доброта исцелить человека? | | 1 | |
2.3 | Взаимное уважение | | | 1 |
2.4 | Давайте жить дружно! | | | 1 |
2.5 | Славим руки матери! | | | 1 |
2.6 | В поисках справедливости | | | 1 |
2.7 | Конкурс вежливости | | | 1 |
3 | Ученик и его отношение к труду | 7 | 2 | 5 |
3.1 | Акция «Помоги птицам зимой» | | | 1 |
3.2 | КТД «Новогодний праздник» | | | 1 |
3.3 | Мир профессий | | 1 | |
3.4 | Мир моих увлечений | | | 1 |
3.5 | Как стать дисциплинированным? | | 1 | |
3.6 | Почётная профессия-защищать Родину | | | 1 |
3.7 | Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне» | | 1 | |
4. | Ученик и природа | 4 | 1 | 3 |
4.1 | Цветы для мамы. | | | 1 |
4.2 | Что такое экологическая безопасность | | 1 | |
4.3 | День птиц | | | 1 |
4.4 | Брей ринг «Природа и мы». | | | 1 |
5. | Ученик и его здоровье | 5 | 3 | 2 |
5.1 | День Здоровья «Виват, спорт!». | | | 1 |
5.2 | Правильное питание» | | 1 | |
5.3 | Беседа «Здоровый образ жизни» | | 1 | |
5.4 | Акция «Сигареты – на конфету!». | | | 1 |
5.5 | Конкурс на лучшего знатока ПДД | | 1 | |
6. | Ученик и Мир прекрасного | 4 | 2 | 1 |
6.1 | Для Вас ветераны | | | 1 |
6.2 | Экскурсия в музей ИЗО | | | 1 |
6.3 | Беседа «Красивые и некрасивые поступки» | | 1 | |
6.4 | «Забота о родителях – дело совести каждого | | 1 | |
| Итого | 34 | | |
Содержание курса
-
Ученик – патриот и гражданин (7ч.)
Символы России. Государственные символы. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».
-
Ученик и его нравственность (7ч.)
Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций. «Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости». Тренинг «Давайте жить дружно!». Поздравление мам «Славим руки матери!».
-
Ученик и его отношение к труду (7ч.)
КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой». Игровые ситуации. «Мир профессий». Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». «Почётная профессия -защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.
-
Ученик и природа (4ч.)
Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».
-
Ученик и его здоровье (5ч.)
День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты – на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД.
-
Ученик и Мир прекрасного (4ч.)
«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная. «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки».
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
По итогам освоения программы, обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов:
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной и социокультурной компетентности.
Список литературы
-
Кривцова С.В., Д.В. Рязанова «Жизненные навыки». Тренинговые занятия с подростками (7-8 классы) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, Е.А. Пояркова, О.И. Байдакова, Ю.А. Зеликман, С.С. Крыжановская, В.В. Лунин; под ред. С.В. Кривцовой, Д.В. Рязановой. - М.: «Генезис», 2016 г., 224 с. -
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988г. -
Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998г. -
Селевко Г.К.:учебное пособие «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005г. – Серия «Самосовершенствование личности». -
Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990г. -
Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе (5-6). - М.: «Генезис», 2005г. -
Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г. -
Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
Приложение
Словарь духовно-нравственных понятий и терминов
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество.
Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей. Независимости и процветания Родины.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести
Долг – уважение к праву другого, признание достоинств его личности.