Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие 3
Выполнил:
Обучающийся Романенко Наталья Александровна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1.
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
| УМК «Школа России» | УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова |
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание) | Добукварный период -пробуждение интереса к процессу чтения -развитие устных форм речи: слушание и говорение .Подготовительный этап: -знакомство со словом, его значением и формой фонетической и графической Знакомятся с графическим изображением слова; Графическим изображением предложения; Звукобуквенный анализ слов (сопоставление на слух звука и буквы) изучаются первые 5 гласных звуков -характеристика и дифференциация по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости -«чтение слов» по звуковым моделям Выявляют и определяют слогообразующую роль гласных Основной (букварный) этап ( основное внимание формированию процесса чтения орфографически (как написано, так и читаю) или орфоэпически (как слышу так и читаю) –главное осознанный навык: Знакомство со звуками, с письменными знаками –буквами (их отличием); -отличие гласного звука от согласного Чтение (сознательное, правильное) слогов, слов с изученными буквами (работа со слоговыми таблицами; слоги слияния в разных видах: открытый, закрытый, со стечением согласных) Соотнесение картинки со словом (лексическая работа со словом) -первичная работа с текстом и ответы на вопросы. 3. Послебукварный. Повторительно-обощительный этап Заключительный: - -осуществляется переход к чтению целыми словами Проба «читать про себя» - знакомятся с основными правилами этикета -продолжается работа над фонетикой (определение количества букв, звуков их характеристика, сравнительный анализ) лексикой (значение слова, многозначность, антонимы, синонимы) грамматикой –построение предложений. | 1.Подготовительный этап: -понятие устная и письменная речь -понятие предложение, слово,звук их графическое обозначение -опосредованное чтение рисунков, пиктограмм Изучение однозвучных гласных 2.Основной (букварный) этап: -введение сонорных согласных, их характеристика -введение понятия ударения, характеристика гласного звука ударный, безударный -введение парных согласных и различия звуков по твёрдости-мягкости, звонкости, глухости, составление звуковых схем -подбор слов к звуковым схемам - чтение схем предложений пиктограмм -определение места звука в слове -изучение глухих непарных звуков -изучение двузвучных гласных -определение интонации предложений Заключительный этап. Осознаное чтение, анализ прочитанного. Наблюдение над тремя принципами орфографии: фонетического, морфемного, исторического. Работа с многозначностью и синонимичностью слов |
Если сравнивать два букваря, то выводы следующие:
-в добукварный период цели общие развитие коммуникативных навыков и подготовка к изучению букв; изучение первых пяти однозвучных гласных букв
- в букварный период. у Л.В. Занкова буквы изучаются группами (сразу непарные звонкие, парные, гласные 1 ряда и акцент на непрерывное озвучивание последовательности букв) по «Школе России - изучаются сначала наиболее часто употребляемые буквы и чтение слияний сочетаний. По УМК «Школа России длительное время отводится для отработки слогов-слияний, у Л.В.Занкова слог, короткое слово, увеличивается количество изученных букв, увеличивается количество слогов в читаемых словах.
Тип чтения у Л.В. Занкова - опосредованное.
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
Букварь Л.В.Занкова стр.16, изучение букв О Э
Предлагается детям на слух несколько слов и выявить общий звук.
Они делают вывод, что общий звук [о], далее переходят к работе по Букварю назвать на картинках предметы в которых есть звук [о], составление схем слов . Произнесение звука, выявление его отличительных особенностей. Нахождение в классе предметов, напоминающих букву О. Пополнение знаний на тему : «Роль заглавной буквы в слове»
Далее сравнение имён мальчика и девочки Эдик, Эмма. Выявление общего в словах и различение. Выделение звука э. Определение слов, в которых есть звук э
Работа со звуковыми схемами данными в учебниками
Вывод: материал урока достаточный, полный, соответствует теме, носит дифференцированный творческий характер
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения .
№1. Самые первые списывания графические. В Подготовительном этапе. Учитель произносит слово, а ребёнок аккуратно в рабочей строке кружками обозначает количество букв. (Слово РАК –ребёнок изображает три кружка, РАМА 4 кружка и т.д.) Это показатель к восприятию задания на слух.
№2
Прежде чем приступать к заданию по списыванию учитель неоднократно сравнивает печатный и письменные образцы букв, выясняя их особенности.
Далее предлагет найти в строке наиболее часто встречающуюся букву А Л М Л Н Л И Л У Ы Л Р Л. Далее учитель просит заменить печатный знак на письменный. У детей уместны вопросы: (заглавная буква или строчная). После написания проверка! Проговаривание элемента и запись с учителем, проговаривая ещё двух-трёх букв
Возможен вариант определение общего звука в словах и только после этого написание письменной буквы. Далее алгоритм: сравнение буквы, которую написали дети с буквой на доске, проговаривание элементов, запись ещё нескольких букв
Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/12/01/konspekt-uroka-obucheniya-gramote-chtenie-1-klass-po-temezvuki ( с сайта)
вафли, ватрушки, вареники, вишни, виноград.
Это все то, ребята, что любит Винни-Пух. Давайте назовем. Что особенного вы заметили? (Эти все слова начинаются на букву В) Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке?
- Кто догадался о теме нашего урока? (с какого звука начинаются все слова?)
- А теперь попытайтесь назвать тему урока. (Буква В)
Буква В и звуки, которые она обозначает
- Давайте назовем задачи нашего урока:
С чем мы должны познакомиться (со … звуками [ в ], [ в’])
Учиться отличать … звуки [ в ], [ в’] от других звуков;
учиться читать … слоги и слова с новой буквой.
- Молодцы, ребята. Винни – Пух доволен вашей работой.
III.Открытие новых знаний.
1.Отгадывание загадки.
На овчарку он похож,
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Вешаю картинку на доску
-давайте произнесем это слово хором…
-назовите первый звук в этом слове (в)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите второй звук в этом слове (о)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
-назовите третий звук в этом слове (л)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите четвертый звук в этом слове (к)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (глухой)
- Сколько слогов в этом слове? (1) (На доске появляется схема:
- докажите, что 1 слог (1 гласный звук. Сколько гласных, столько и слогов)
- Давайте поставим ударение (В односложных словах ударение не ставится)
Давайте еще раз произнесем первый звук (В)
Какой он, еще раз повторим хором: согласный, твердый, звонкий.
- Назовите мне слова, которые начинаются с этого звука [в]. (Вова, волосы….)
- А теперь назовите мне слова, где звук в будет в середине слова (корова, диван….)
- А теперь спрячьте его в конец слова (…)
Загадка
На одной широкой ножке
У нее 4 рожка
Но она совсем не пилка
Для котлет и мяса … (вилка)
-давайте произнесем это слово хором…
-назовите первый звук в этом слове (в,)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (мягкий)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите второй звук в этом слове (и)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
-назовите третий звук в этом слове (л)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (Звонкий)
-назовите четвертый звук в этом слове (к)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (Согласный)
- Докажите, что согласный? (Нельзя спеть, встречает преграды)
- Какой: твердый или мягкий? (Твердый)
- Звонкий или глухой? (глухой)
-назовите пятый звук в этом слове (а)
- Какой этот звук? Гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, что гласный? (поем, нет преград)
- Сколько слогов в этом слове? (2) (На доске появляется схема:
- докажите, что 2 слога (2 гласных звука. Сколько гласных, столько и слогов)
- Давайте поставим ударение (позовем вилку)
- ударный и
Давайте еще раз произнесем первый звук (В,)
Какой он, еще раз повторим хором: согласный, мягкий, звонкий.
Задание от Винни-Пуха. Игра «Узнай звук».
- Я буду называть слова со звуками [в], [в’], а вы должны услышать: если твёрдый – встают мальчики, если мягкий –встают девочки.
(Вилка, варежки, вьюга, волк, воробей, виноград, василек, дверь, волосы)
- Молодцы! Вини-Пух очень доволен!
Цель: Познакомить с новыми звуками [в], [в'] и буквами В, в.
Задачи:!. Характеристика, звука В, в обозначают звонкие согласные звуки [в], [в'].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма игровая
Этапы: восприятие на слух, выявление особенностей в разных позициях Твёрдый мягкий, звонкий –глухой, наблюдение за звуком в словах, подбор слов на заданный звук.
2.2. Составьте подробный конспект урока знакомства с одной из двузначных гласных букв. Продумайте, с одним или двумя значениями буквы будете знакомить первоклассников. От чего это будет зависеть? При планировании урока обратите внимание, что при введении не первой «особой» буквы важно правильно организовать работу на этапе повторения изученного.
Что необходимо внести в содержание этапа повторения?
Укажите гигиенические требования к обучению чтению и письму.
Урок обучения грамоте
УМК системы Л.В.Занкова
Тема: Двузвучные гласные буквы Ю, Я.
Цели: показать роль фонем в образовании слов; формировать умение выразительно читать стихотворение.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Какая буква стоит предпоследней в алфавите? (Ю.)
– А последней? (Я.)
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
– Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?
2. Запись на доске:
Юра уют Люба
Яша маяк моряк
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с большой буквы и с маленькой.)
– Почему слова написаны с большой буквы?
– Какие ещё случаи написания в словах заглавной буквы вы знаете?
– На какие ещё две группы можно разделить слова? (Слова, в которых звуков больше, чем букв, и слова, в которых и звуков, и букв одинаковое количество. Или слова, в которых ю, я обозначают два звука. Слова, в которых ю, я обозначают мягкость согласных.)