Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. А знаете ли вы, что слово имя – очень древнее?
Это интересно!
Имена – это слова особые. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами.
Индейцы Америки могли назвать ребёночка Ун-Уис – «совёнок» или Хома-Хомани – «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Пётр, что означало «камень»; Фока – «тюлень»; Хризис – «золото».
– А знаете ли вы, почему вас и ваших друзей так назвали?
II. Работа с учебником (с. 83).
– Рассмотрите портреты детей.
– Угадайте, как их зовут. Запишите имена. (Поля, Толя, Тоня, Таня, Саня, Ваня, Вася, Валя, Галя.)
– Что вам помогло узнать имена ребят?
– Это имена полные или краткие?
– Как будут звать этих детей, когда они станут взрослыми?
– Что общего во всех словах? (Они заканчиваются на букву Я.)
– Какую роль играет в словах эта буква?
III. Имя в занимательных играх.
1) Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. (Анна, Алла, Ада.)
2) Как их зовут? Если от имени мальчика отнять первую букву, то получите имя девочки. (Коля – Оля, Вася – Ася.)
3) В каком имени пол-Я? (Поля.)
4) Какое русское имя не заканчивается ни на А, ни на Я? (Любовь.)
5) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)
IV. Работа над выразительным чтением стихотворения М. Пляцковского.
– Что без чего не бывает?
– Какие знаки препинания вы видите в конце каждой строчки?
– Где стоит многоточие? Для чего ставят этот знак препинания?
– Автор поставил многоточие в конце предпоследней строки. Он хочет, чтобы здесь была сделана пауза перед неожиданным концом. Прочитайте, как хочет автор. Но многоточие – это пропуск.
– Выполните задание поэта и заполните пропуск.
-Какой звук слышим вместо буквы Я?
-Совершенно верно после согласного звука мы слышим звук [а].
_ Назовите слова в которых читаем букву Я, а слышим звук [а
Аналогично с буквой Ю (Слова выбираем из предложенного учителем списка слов)
V. Работа с тетрадью «Я читаю!» (с. 32–33).
VI. Итог урока.
- С какими буквами познакомились?
-Какова их роль?
-Какой звук мы слышим в словах, если Я Ю стоят после согласных?
3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.
В программе по русскому языку В.Г. Горецкого УМК «Школа России» следующий порядок изучения имени существительного В 1 классе начинается пропедевтическая работа по изучению лексики. Дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы кто? что?, группируют слова-названия различного рода предметов. Во 2 классе у учащихся формируются грамматические понятия «предмет». На основе этого понятия дети усваивают определение части речи: «имя существительное». В 3 классе проводится более широкое ознакомление со значениями и с некоторыми грамматическими признаками имени существительного: обозначает предмет, имеет определенный род, изменяется по числам.
На основе этих сведений формируется часть орфографических навыков: правописание существительных мужского и женского рода с шипящими на конце. Остальные грамматические категории имени существительного изучаются в 4 классе.
Дале на основе практических упражнение усваивается такое понятие как изменение существительного по падежам. Соответственно их правописание.
В программе по русскому языку УМК «Гармония» М.С. Соловейчик. Пропедевтическая работа в области частей речи начинается с 1 класса со знакомства с нагрузкой роли слов, которые относятся к разным частям речи Дети наблюдают за словом. В первом классе большое внимание авторы обращают на значение слов. На данном этапе изучения каждой части речи рассматриваются только слова, осваиваются основные грамматические категории, особенности связи с другими словами. Например, учитывая непонятность и асбстракцию понятия «предмет» авторы заменяют его более пространным описанием: названия людей и животных, вещей, всего того, что видят дети. Во 2 классе вводится понятия «названия предметов»,. Учащиеся знакомятся со словами-названиями предметов, к которым можно поставить вопросы: Что это? Кто это? . В 3 классе такие слова объединяются в группу имен существительных. Наблюдения за словами позволяют именно на этом основании отнести их к именам существительным. Например, слово свет останется названием действия, но будет отнесено именам существительным, потому что «ведет себя» так же, как они (его можно изменить по падежам, но нельзя по временам).Морфологическая работа со словами, составляющими периферию каждой части речи, выносится на второй этап обучения: конец третьего класса.
На изучение в 4 классе оставлены вопросы, связанные со склонением имен существительных. При этом материал, осваивается ими постепенно. Всё перечисленное позволяет говорить, что логика знакомства с именем существительным как частью речи по программе «Гармония» отличается от традиционно принятой. Дети обучаются опознанию части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу его грамматических признаков. Проявляется пристальное внимание к значению каждой из изучаемых грамматических категорий: числа, падежа и т.д.
Я согласна с точкой зрения авторов программы, считающих, что понимание заложенной в учебниках общей логики изучения этого трудного для младших школьников грамматического материала поможет учителям точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях, отбирать дополнительный дидактический материал.
Мне кажется, что построения изучения темы «Имя существительное» логичнее и правильнее в УМК «Гармония». Она позволит сформировать осознанное понимание этой категории и подобрать учителю разнообразный материал.
Таким образом, логика изучения имени существительного как частью речи и формирование грамматических категорий по программе «Гармония» отличается от традиционно принятой, которая предлагается в программе «Школа России». Общая логика изучения этого трудного для младших школьников грамматического материала помогает учителям точнее формулировать вопросы, правильнее расставлять акценты в своих обобщениях, отбирать дополнительный дидактический материал.
3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?
1 условие: сформированность фонематического слуха – умение различать и характеризовать фонемы русского языка. ( если ребёнок искаженно воспринимает звуки – это первый шаг к дисграфии: замена букв, недописывание и т.д)
2. условие ребёнок чётко должен соотносить печатный и письменный образец буквы
3 условие правильное осознанное употребление соединений: верхнее, нижнее (иначе бука О как А)
4 условие развитие зрительного восприятия – умения сосредотачивать внимание на задании
5 условие – воспитание интереса к изучению родного языка
6. Развитие умение анализировать сравнивать делать выводы
7 условие – знание орфографических, пунктационных правил.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.
Развитие связной речи по программе развивающего обучения Л.В. Занкова
Программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Основу программы составляет первичное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и средствами её выражения на основе наблюдения основных единиц речи : текста, предложения, слова в устной и письменной форме. В первом классе учитель пытается «разговорить» детей, используя различные речевые ситуации. В учебнике много заданий из серии ТЕАТР, ДРАММАТИЗАЦИИ. Множество ситуаций по созданию диалогической и монологической речи. Разножанровый подход. Стили разговорный и научный. У учеников ответственность за каждое сказанное слово. На первичном этапе дети осваивают мимику и жесты.
Постепенно из класса в класс дети дифференцируют и учатся отделять свою речь от чужой речи. Понимают и осмысливают речь.
В данной программе особое значение речевой деятельности отдаётся при написании сочинений. Авторы считают их уникальным средством развития личности, включая эмоционально волевую сферу и усвоения социального опыта. Ребёнку предоставляется полная свобода мысли и самовыражения в слове, поэтому в системе Л.В.Занкова отсутствует общепринятая подготовка к написанию сочинения
Основные условия работы над сочинениями: от самостоятельных спонтанно написанных работ без непосредственной подготовки к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к выюору языковых средств
, необходимых для сочинения разных жанров. Весь процесс обучения направлен на общее развитие детей, на умение работать с текстом и на их языковое развитие; серьёзной работе над сочинением после его написания ( устное обсуждение в классе, редактирование, использование детских работ на уроках).
Самое главное, что на протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная работа по выявлению значения слова. Эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений ( многозначность слова) и быть противоположными ( антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Постепенно дети приучаются работать с орфографическим и толковым словарями.
4.3. Выполните работу учителя на этапе подготовки к работе над сочинением (заполните таблицу до конца). По системе Л.В. Занкова
Непосредственно перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике учителя подготовительная работа: составление на уроке общего плана, проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и орфографическая подготовка, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики. С наибольшей силой внутренне мотивированное будет выражено во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.
Для речевой работы в учебниках по русскому языку используются тексты, сопровождаемые первоначальными сведениями о монологе и диалоге.
Самым важным для подготовки к написанию сочинений авторы считают проведение экскурсий и обсуждение результатов.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 5 баллов)