Файл: Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 435

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения».

2.

3.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1.Права граждан РФ на охрану здоровья....................................................6
1.1 Понятие и виды медицинской помощи в Российской федерации................6
1.2. Право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь..............20
1.3. Характеристика прав отдельных категорий граждан на охрану здоровья..................................................................................................................24

Глава 2. Лекарственная помощь как особый вид социального обеспечения..32
2.1. Правовое регулирование в сфере обеспечения населения лекарствами и изделиями медицинского назначения.................................................................32
2.2. Порядок обеспечения льготными препаратами..........................................38

Глава 3. Проблемы реализации права на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, предлагаемые пути решения проблем...............55
Заключение............................................................................................................72
Список используемой литературы......................................................................79

Введение

Жизнь человека, его здоровье — высшее из наивысших ценностей. Именно они лежат в основе любого правового государства. Одной из самых главных задач государства является установление мер направленных на сохранение жизни и здоровья граждан, включающие в себя оказание лекарственной помощи, медицинской помощи и лечение граждан.

В ходе многочисленных опросов граждан страны установлено, что для них право на бесплатную медицинскую помощь является одним из самых основных и значимых прав, закрепленных в Конституции РФ.

Разрушения всеобщего бесплатного здравоохранения, проходившие в 90-е и  0-е гг. носили системный характер, поэтому медицина страны оказалась в кризисной ситуации. Лекарственные  препараты покупали сами больные или их родственники.  Зарплаты врачей и медсестер были символическими. В 2010 г. в России началось осуществление оптимизации медицины. По плану  предлагалось создать крупные многофункциональные медицинские центры и  закрыть мелкие профильные больницы. В результате доступность медицины  снизилась – в первую очередь из-за больших российских расстояний.   Проведенные исследования состояния медицины в России показывают, что  реформа привела к  снижению доступности услуг для населения, 86% опрошенных Россиян сказали, что  медицинских специалистов в российских поликлиниках очень мало.


Процесс преобразования в российском здравоохранении еще не завершен.

На сегодняшний день существуют проблемы в оказании  качественной лекарственной помощи, медицинской помощи и лечения. Помимо всего, эта помощь не всегда  доступна для граждан. Также остаются проблемы правового регулирования в сфере оказания социальной помощи, такие как недостаточная проработанность механизма предоставления лекарственных средств, в рамках набора социальных услуг, аптечными организациями, а также то,  что адресное получение социальной помощи сформировано без учета реальной нуждаемости в медикаментах, при этом все они имеют право отказаться  от получения социальных услуг в пользу ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой в таком случае в полном объеме, то есть граждане могут потратить полученные денежные средства на цели не связанные с улучшением здоровья и др. требуют изучения и соответствующего исследования.

Таким образом, актуальность настоящего исследования очевидна.
Цель работы — рассмотреть теоретические основы правого регулирования оказания лекарственной помощи, медицинской помощи и лечения в Российской Федерации.

Задачи работы:

  • рассмотрение понятия медицинской помощи и изучение ее видов;

  • определить сущность лекарственной помощи, а также ее значение в осуществлении охраны здоровья граждан;

  • исследовать содержание правоотношений получения бесплатной лекарственной помощи, оказания бесплатной медицинской помощи и лечения.

  • определение основных проблем качества оказания медицинских услуг и ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг.

Значимость исследования заключается в определении проблем правового регулирования оказания лекарственной помощи, медицинской помощи и лечении, разработке рекомендаций по отдельным аспектам правового регулирования в сфере медицины.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при оказании лекарственной помощи, медицинской помощи и лечении граждан.

Предметом исследования являются: правовое регулирование лекарственной помощи,  медицинской помощи и лечения  в Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. Поставленные задачи решались  с использованием  метода познания — теоретическое исследование. Также применялись исторический, системно — функциональный, и иные методы познания. Также, учебная и научная литература.

Глава 1.Права граждан РФ на охрану здоровья


1.1 Понятие и виды медицинской помощи в Российской федерации
Сегодня нередко осуществляется необоснованная дефинитивная креолизация (перемешивание) этих понятий. Однако таковые всё же существенным образом различаются, хотя и интерсекциональны (сложным образом пересекаются). Поскольку содержательный объём понятия «медицинская помощь» существенно шире объема понятия «медицинская услуга» как с точки зрения социальных наук, так и с формально-юридической точки зрения, указанная креолизация смысловых значений ведёт к непозволительной литотиза-ции (существенному принижению) высокой социальной роли врача, низводя её до уровня роли «обслуги». И это сегодня создаёт очень большие проблемы для сферы здравоохранения.

Отдельный вопрос - о различиях и референциях государственных услуг в сфере здравоохранения и медицинских услуг за государственный счёт, но этот вопрос мы оставляем за рамками настоящего исследования.

Эти вопросы, хотя и становились предметом исследования отечественных авторов1, к сожалению, не получили на сегодня надлежащего научного раскрытия и обоснования.

Восполнению этих концептуально-содержательных пробелов и посвящена настоящая статья.

На сегодня согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2, «медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг» (пункт 3 части 1 статьи 2), т. е. объём понятия «медицинские услуги» (даже во множественном числе) дефинитивно включён (как составная часть) в состав объёма понятия «медицинская помощь».

При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 2 названного Федерального закона «медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».

В свою очередь понятие «медицинская услуга» выводится из понятия «медицинское вмешательство», связываемое пунктом 5 части 1 статьи 2 названного Федерального закона с осуществлением такового именно «медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности». Помимо сказанного, этому понятию в пункте 5 части 1 статьи 2 названного Федерального закона даётся следующее определение: «медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником... по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».


Необоснованность прямого отнесения искусственного прерывания беременности к медицинской помощи (через понятие медицинского вмешательства) выходит за рамки настоящей статьи и ранее аргументировалась нами3. Но обратим здесь внимание на то, что понятие «медицинское вмешательство», в свою уже очередь, выводится из (видового многообразия) «медицинских обследований» и «медицинских манипуляций». И если понятие «медицинское обследование» можно как-то вывести из употреблённых в названном Федеральном законе понятий (и их дефиниций) «диагностика», «медицинская экспертиза», «медицинский осмотр», «медицинское освидетельствование», «исследование в целях определения диагноза» и др., то понятие «медицинская манипуляция» употреблено единожды в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (как раз в названном пункте 5 части 1 статьи 2) и не снабжено правовой дефиницией.

Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»4 закрепляет длинные классифицированные перечни медицинских услуг, ещё больше размывая различия и разграничения между медицинской помощью и медицинской услугой. Например, относимые указанным актом к медицинским услугам назначение лекарственных препаратов при ряде заболеваний, резекция пищевода, лапароскопическая гастростомия, удаление опухоли, иссечение мышечной ткани и мн. др. - всё это онтологически составляет медицинскую помощь, но никак не медицинскую услугу, это скорее медицинские действия в рамках оказания медицинской помощи. При этом медицинская услуга определяется названной Номенклатурой медицинских услуг как «определённый вид медицинского вмешательства» (пункт 3).

Действует несколько стандартов, которые перечисляют конкретные медицинские манипуляции, но они также не дают необходимых исчерпывающих разъяснений: см., например, Национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52623.3-2015

«Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода».

Номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая Минздравсоцразвития РФ 12.07.2004 (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливает перечни медицинских услуг и «манипуляций в здравоохранении», но опять же не содержит ни прямых дефиниций, ни опосредованно даваемых разъяснений насчёт и тех и других.

Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» разъясняет отдельные вопросы относительно платных медицинских услуг, но при этом не раскрывает собственно понятия «медицинская услуга».


Таким образом, понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга» в российском законодательстве юридически не определены должным образом и не среференцированы в их содержательно-дефинитивном наполнении и в их онтологии.

Тем не менее из приведённых цитат и использованных отсылок возможно сделать некоторые логические выводы.

Пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинскую услугу как медицинское вмешательство (или комплекс таковых) «,имеющее самостоятельное законченное значение» (исчерпаемого, терминального, т. е. конечного в своей логике, исходно предусмотренно завершаемого), то как есть дискретное конкретное медицинское действие.

По аналогии, из определения понятия «услуга по медицинской реабилитации инвалидов» в пункте 4.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р52877-2021 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения» (утверждённого и введённого в действие Приказом Росстандарта от 27.05.2021 № 467-ст) также можно аргументировать понимание, что такая медицинская услуга может интерпретироваться как «мера» - набор (комплекс) медицинских действий, вмешательств.

Концептуально-схожее понимание услуги как конкретного «имеющего самостоятельное законченное значение» действия можно по аналогии вывести и из определения понятия «форма социальной услуги» в пункте 2.1.20 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 (утверждённого и введённого в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст).

С учётом этого, а также исходя из принципиальной онтологической несводимости медицинской помощи к услуге, можно сделать вывод о том, что следует выделять два вида медицинских услуг:

1) медицинская услуга как дискретное, но не самостоятельное медицинское действие (медицинская манипуляция, медицинская работа), составляющее (в комплексе с другими такими действиями) элемент содержания оказываемой (возможной к оказанию) медицинской помощи, который именно в совокупности с другими таковыми элементами удовлетворяет обоснованные потребительские ожидания, запросы и требования нуждающегося в медицинской помощи лица (пациента);

2) медицинская услуга как самостоятельное дискретное (партикулярное) медицинское действие (медицинская манипуляция, медицинское действие), которая оказывается по целевому обращению нуждающегося в ней (считающего себя нуждающимся) лица (пациента).