Файл: Медицинская помощь и лечение. Лекарственная помощь как вид социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 436

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


О сложных медицинских услугах говорится и в Номенклатуре медицинских услуг, утверждённой Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н (ред. от 24.09.2020, пункт 5.1).

В качестве примера в Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении от 12.07.2004 указывается, что комплексная медицинская услуга «Прием врача-терапевта участкового лечебно-диагностический, первичный амбулаторный» включает в себя ряд простых медицинских услуг: сбор анамнеза, физикальное исследование, тонометрия, измерение частоты пульса и др., а также дано разъяснение относительно онтологии простой медицинской услуги и комплексной медицинской услуги: «Каждая из перечисленных простых медицинских услуг может иметь законченное диагностическое или лечебное значение, что полностью соответствует формуле простой медицинской услуги. Каждая простая медицинская услуга имеет чёткое описание технологии выполнения, при этом допускается несколько способов (методик) выполнения услуги» (п. 5.1.3): «основным принципом выделения... сложной или комплексной медицинской услуги являлось удовлетворение определению сложной или комплексной медицинской услуги, возможность описания состава услуги. Каждая из перечисленных сложных и комплексных медицинских услуг может иметь законченное диагностическое или лечебное значение, что полностью соответствует определению сложной и комплексной медицинской услуги» (п. 5.2.3).

Редуцирование медицинской помощи к палитре исключительно медицинских услуг (да ещё желательно в полной мере платных) - известная и давняя мечта «реформаторов» от здравоохранения, но этот подход вступает в прямое противоречие с публичными интересами и с конституционными гарантиями в сфере здравоохранения в России.

Происшедшая к настоящему времени в силу размытия смысловых границ между понятиями «медицинская помощь» и «медицинская услуга» (пусть и интерсекциональных, но различающихся) аномальная трансформация статуса пациента в искажённый статус «потребителя услуг» с гипертрофированным объёмом малоосновательно атрибутированных ему возможностей правопритязаний одинаково вредит и мешает и пациентам и врачам. И врачам в первую очередь, поскольку искусственно принижает их особую и высокоценную социальную роль.

Медицинская помощь не может быть низведена до уровня медицинской услуги, поскольку выступает как онтологическая единица более общего и более высокого уровня, чем медицинская услуга, является понятием метауровня в сопоставлении с медицинской услугой.


Продуктом оказания медицинской помощи являются нематериальные блага, в первую очередь сохранённая жизнь человека и сохранённое (полностью или в определённой достижимой мере) или восстановленное здоровье человека. Но также продуктом выступают и такие сопряжённые или производные нематериальные блага, как созданная в ходе и в результате оказания медицинской помощи пациенту возможность (способность) к зачатию и рождению ребёнка, возможность жить полноценной (в смысле обусловленности надлежащим здоровьем и в устоявшемся понимании) жизнью по своим интересам, иметь ожидаемое качество жизни, заниматься любимым делом (без препятствующих этому объективных медицинских противопоказаний).

В случае инкурабельного заболевания в терминальной стадии продуктом оказания медицинской помощи (паллиативной и хосписной, в том числе анестезиологической) выступает созданная в ходе и в результате оказания таковой помощи пациенту возможность дожить последний период до смерти сообразно человеческому достоинству.

Соответственно, дефект оказания медицинской помощи (в том числе невиновный), как правило (за редчайшим исключением), не может оцениваться как ненадлежащее оказание медицинской услуги, а должен быть оценен более онтологически сложным образом.

Наведение должного дефинитивно-правового порядка в терминологическом поле понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга» (а также понятий «медицинское действие», «медицинская манипуляция», «медицинское вмешательство»), вне всяких сомнений, будет способствовать большей определённости правового статуса врача (как следствие, это повлечёт и повышенную защищённость пациентов), более высокой определённости онтологии его профессиональной деятельности и пределов его обязанностей, а соответственно, большему признанию, более высокой степени правового признания, правовой охраны, защиты и обеспечения прав (прежде всего, специфических профессиональных прав) и достоинства личности врача.


1.2. Право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь
Одним из важнейших ценностей для каждого человека и гражданина являются жизнь и здоровье. Именно поэтому, оставление без внимания такую важную ценность, приводит к необратимым последствиям. Права гражданина в области охраны здоровья являются вполне широкими и включают в себя взаимные права и обязанности государства и гражданина.



В Уставе Всемирной организации здравоохранения (1946) определено, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов13.

Закрепленное в статье 41 Конституции Российской Федерации наряду с правом на охрану здоровья закрепляется и право на медицинскую помощь. Сама же история развития права на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет глубокие корни. Если проанализировать изданные в допетровской Руси нормативно-правовые акты, в которых отражаются вопросы по организации здравоохранения в государстве, то в ряде из них представлены положения, которые с сегодняшней позиции можно трактовать как «обеспечение и защиту прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь» и даже «защиту прав пациентов». Но стоит отметить, что каждая историческая эпоха имеет свои социальные параметры прав.

Началом государственной организации здравоохранения считается учреждение Иваном Грозным Аптекарской палаты, преобразованной Борисом Годуновым в Аптекарский приказ.

Невозможно не отметить, что огромное вниманию такому важному праву уделяется международному признанию права на охрану здоровья, которое означает, что люди должны быть сами ответственны за свое здоровье, а органы государственной власти в свою очередь, призваны проводить политику, направленную на ее сохранение и укрепление. Право на охрану здоровья включает ряд положений, которые различно формулируются в конституциях разных стран и являются продолжением их обеспечения конституционным правом и гарантией их глобальной реализации.

Сравнивая Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию Российской Федерации 1993 г.,14 можно отметить, что статья о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь в целом хуже не стала, однако исчезли слова о бесплатной квалифицированной помощи, о научных исследованиях, но появились положения относительно ответственности должностных лиц.

В статье 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам за счет соответствующего бюджета и устанавливается ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей; принимаются меры по разработке и финансированию программ охраны и укрепления здоровья населения; поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека и др.

В настоящее время, государство, признавая основополагающую роль охраны здоровья и медицинскую помощь граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность за его сохранение и укрепление, законодатель возложил на государство обязанность гарантировать охрану здоровья своих граждан на получение медицинской помощи
15.

Что понимается под охраной здоровья? В статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Относительно права на охрану здоровья выделяет следующий комплекс правомочий:

1) права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);

2) обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) установленную законом ответственность государства, юридических лиц и физических лиц за нарушение указанных прав граждан.

Таким образом, невозможно не заметить, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь является достаточно сложной категорией, существуют трудности в разграничении указанных правомочий и сложности в определении их соотношения как двух взаимосвязанных частей, несмотря на кажущуюся ясность и простоту терминов.

Подводя итог, необходимо отметить то, что дна сегодняшний день право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет свое содержание.

В то же время для правильного восприятия сущности и смысла указанных прав необходимо четкое понимание способа их соотношения и взаимодействия как части и целого16.

Помимо этого, в нашей стране разрабатываются и принимаются программы, направленные на предоставление гражданам бесплатной медицинской помощи, профилактику заболеваний и повышение уровня жизни населения. Основными целями всех программ, направленных на укрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь, должны являться:

- укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

- повышение доступности и качества медицинской помощи; укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи;


- развитие профилактической направленности здравоохранения;

- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи17.

Учитывая вышеизложенное, можно подчеркнуть необходимость упорядочения правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, указывая, что право -одно из непременных условий существования и развития такой сферы деятельности, как охрана здоровья населения.


1.3. Характеристика прав отдельных категорий граждан на охрану здоровья

Законодательство закрепило права в области охраны здоровья за: 1) семьей; 2) беременными женщинами; 3) несовершеннолетними; 4) военнослужащими; 5) гражданами, подлежащими призыву на военную службу; 6) гражданами пожилого возраста; 7) инвалидами; 8) пострадавшими при чрезвычайных обстоятельствах гражданами; 9) лицами, отбывающими наказание.

Права семьи: каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, на медико-гигиенические и иные консультации в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача, обеспечивающего ей помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей (неполные семьи, воспитывающие детей-инвалидов и оставшихся без попечения родителей детей), имеют право на льготы в области охраны здоровья, установленные законодательством РФ, субъектов РФ. Один из родителей может воспользоваться правом находиться рядом с ребенком в лечебном учреждении (больничном) государственной или муниципальной систем здравоохранения, ему обязаны выдать листок нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет выплачивается одному из родителей за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за ребенком от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если не требуется большего срока по медицинскому заключению.







Права женщин: государство обеспечивает беременным женщинам право на работу, отвечающую их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. В период беременности, после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Во время беременности и в связи с рождением ребенка женщины имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном размере, как и во время ухода за больным ребенком до 15 лет.