Файл: 69. Соотношение понятий индивид и личность. У канта вопрос Что такое человек.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Софисты— философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).
85. Глобализация как социальное явление и ее отражение в языке.
Глобализация как один из главных вызовов ХХI века приобретает сегодня характер мегатренда мирового развития, все больше определяющего и современный облик мира, и последующее цивилизационное развитие в обозримой перспективе. Сегодня она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, экологию, безопасность, духовную и материальную культуру. Согласно оценкам некоторых экспертов, в ближайшие пятьдесят лет развитие событий в мире будет определяться действием сил интеграции, ведущей через регионализацию к глобализации. С этой точки зрения те страны, которые не будут участвовать в этом процессе, окажутся на обочине всемирной истории, в стороне от достижений и возможностей новой постиндустриальной, информационной цивилизации.
Понятие глобализации, устойчиво вошедшее в научный оборот в конце ХХ века, означает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретает всемирный, глобальный характер. Оно призвано выражать единство многообразных и даже разнонаправленных процессов социальной интеграции. Отсюда размытость самого этого понятия, что единодушно отмечают все его исследователи.
Глобализация – объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение.
В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку. Глобальные проблемы:
1)Сохранение мира и обеспечение необратимости процессов ограничения вооружений и разоружение; 2)Охрана окружающей среды; 3)Демографическая проблема человечества; 4)Проблемы
обеспечения сырьем и энергией; 5)Использование ресурсов Мирового Океана; 6)Освоение космического пространства; 7)Устранение голода и болезней; 8)Преодоление отсталости. 9) Проблема нравственного состояния общества 10) Проблема терроризма
Главная проблема: несоответствие безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
Глобализация - втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.
Предпосылкой глобализации - последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений. - всемирной экспансии западной цивилизации - распространению ценностей и институтов западной цивилизации
86. Какую роль сегодня выполняет экология жизненной среды.
Экологическая ситуация в начале XXI века во всем мире, а также во многих регионах и странах продолжала ухудшаться. Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире в ХХ веке, что привело к усилению давления на окружающую природную среду. В последние десятилетия особенно катастрофичными для человека и общества и для природных систем были такие явления и процессы, как стихийные аномалии в виде наводнений, засух, пожаров, температурных колебаний, ураганов и других подобных явлений; сокращение площадей, занимаемых лесами, снижение плодородия почв, сокращение биоразнообразия; сокращение жизненно важных природных ресурсов, необходимых для общества, по многим позициям, изменение некоторых географических показателей, таких как озоновый слой, газовый состав атмосферы, радиационное загрязнение и т. п.
В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и станет опасной для человека и мирового сообщества в целом. Поскольку главная причина возникших экологических проблем исходит от самого человека, следовательно, нуждается в изменениях и сам человек и прежде всего его духовность.
Человек не царь природы, он зависит от природных ресурсов, от состояния биосферы. Ресурсы природы не бесконечны, а конечны и многие из них близки к исчерпанию. Изменить отношение к природе, бережно относиться ко всему живому: и к природе, и к человеку, экономить природные ресурсы, перерабатывать отходы — это задачи, которые вышли сегодня на передний план. Сохранение биосферы является необходимым условием выживания человечества. Экологически устойчивым развитием человечества является такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей людей в настоящее время, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс. Приоритетным направлением оказывается не дальнейшее наращивание производства, а обеспечение его экологичности, реконструкция с учетом экологических последствий его осуществления. Необходимо осуществить переход к более естественному, менее потребительскому образу жизни и к экотехническому типу экономики, учитывающему потребность восстановления и сохранения природы.
В целом, экология среды обитания играет важнейшую роль в современном мире. Природная среда, состоящая из экосистем, мест обитания и биоразнообразия, обеспечивает основные ресурсы и услуги для человеческого общества, включая чистый воздух и воду, продукты питания, волокна и другие природные ресурсы.
87. Экзистенциальная философия Ф.М. Достоевского.
Достоевский жил в эпоху торжества материализма, позитивизма и господства утилитарных идей, когда властителями дум были Чернышевский, Лавров и Михайловский с их рационально-просветительским пониманием человека как разумного, критически мыслящего существа, способного преображать действительность в направлении рационального идеала.
Достоевский выступил против этой рационалистической концепции, предоставив совсем иное понимание природы человека. Он развенчивает тезис о том, что люди ищут только своего удовольствия или выгоды и что они будут вести себя социально приемлемым образом если поймут, что благополучие общества — это их собственное благополучие. Писатель показывает в своих произведениях, что человек может искать страданий, более того, страдание может быть более дорогим и желанным для человека, поскольку позволяет ему очиститься и встать на более высокую духовную ступень. Исходя из своей концепции человека как бездны, в глубинах которой идет борьба бога с дьяволом или добра со злом, Достоевский отвергает и общественный идеал Герцена и народников - «русский социализм», основанный на ассоциации людей, руководствующихся просвещенным эгоизмом.
Экзистенциализм Достоевского характеризуется его верой в важность личной свободы и ответственности, борьбы за смысл и цель жизни, поиска духовной и нравственной истины.
Экзистенциализм Достоевского тесно связан с его религиозными убеждениями, особенно с его православной верой. Он считал, что единственный способ найти истинный смысл и цель жизни — это глубокие и искренние отношения с Богом, и что эти отношения требуют готовности принять страдания и борьбу.
В основе экзистенциализма Достоевского лежит идея о том, что люди свободны выбирать свой собственный жизненный путь, но эта свобода сопряжена с ответственностью столкнуться с последствиями этого выбора. Он считал, что борьба за смысл и цель является неотъемлемой частью человеческого опыта и что только благодаря этой борьбе люди могут по-настоящему достичь самопознания и самосознания.
Произведения Достоевского, такие как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», известны своим исследованием этих экзистенциальных тем, и его идеи продолжают влиять на современную философию и литературу.
88. Дуализм и монизм как онтологические категории.
Те философы, которые кладут в основу мира одну, единую субстанцию, называются монистами (Спиноза, Гегель, Маркс). При этом монизм может носить как идеалистический, так и материалистический характер. Монистическое понимание единства мира, в свою очередь, в истории философии реализовалось в двух основных философских школах. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, Идея, Абсолютный Разум). Наиболее крупные представители данного течения в философии — Платон, Гегель. Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, диалектический материализм) кладет в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира.
Дуалистами называют философов, в концепциях которых в основу мира кладутся два начала: дух и материя (Р. Декарт).
Как правило, монистические концепции были более последовательными и на их основе создавалась обширная онтологическая система, претендующая на всеохватывающее описание мира. Кроме того, сама попытка, направленная на объяснение устройства и происхождения мира из единого начала, была более эффективной. Поэтому, с некоторой долей условности, когда мы говорим об онтологических системах, то мы прежде всего имеем в виду различные варианты монизма.
Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).
Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных, друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.
89. Роль творчества в жизни человека.
Творчество является одной из волнующих проблем XXI в. Вероятно, никогда в прошлом творчество не было предметом такого пристального внимания философов, психологов, социологов и педагогов, как сейчас, когда человечество во многих направлениях своего развития зашло в тупик и необходимость в новых идеях, в людях, оригинально мыслящих все более усиливается.
Творчество играет решающую роль в жизни человека, поскольку оно позволяет людям выражать себя уникальными и инновационными способами. Это позволяет людям исследовать и интерпретировать окружающий мир, решать сложные проблемы и создавать новые и ценные продукты и услуги.