Файл: 69. Соотношение понятий индивид и личность. У канта вопрос Что такое человек.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69.Соотношение понятий индивид и личность.
У Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Он понимал человека как существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. По Канту, в первом случае важно понять, что природа делает из человека, во втором – что он может и должен делать из себя сам как свободно действующее существо.
Таким образом, человек сначала существует, появляется в мире, а затем начинает существовать, то есть выявлять свое человеческое предназначение.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда один из многих, он всегда безличен. В этом понятии не фиксируются особенные или единичные свойства человека.
Понятие личность богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и уникальные свойства человека. И личность тем более значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт и вносит индивидуальный вклад в его развитие. Очень важной характеристикой личности является ее нравственно-духовная сущность. Личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле преодолевает ее.
«Индивид» — это социально – философская категория, в которой отражается и фиксируется отдельный представитель человеческого рода «Индивид» предстает как носитель характеристики рода «человек». В понятии «индивид» в «снятом» виде фиксируются и проявляются сущностные характеристики рода.
«Личность» — это социокультурная сторона индивида, совокупность социально- значимых качеств или черт, способствующих прогрессу общества и самого человека. В этом понятии отражается «включенность» человека в определенную систему социально общезначимых отношений. Появление личности – это всегда результат социализации как на уровне онто, – так и фило – генеза.
В зависимости от меры выявления человеческой сущности меры цивилизации различают такие понятия как «рядовая личность», «наиболее развитая личность», «выдающаяся личность» и т.д.
70. Особенности русской теургической эстетики.
Теургическая эстетика- духовно-художественные устремления русской культуры первой трети 20 века, которая называется Серебряным веком.
Николай Бердяев назвал этот период русским культурным ренессансом, подразумевая под этим возрождение активной духовной ориентации русской художественной культуры и интеллектуальной деятельности.
В России произошел мощный всплеск духовно-художественных открытий.
Теургическая эстетика специфически русское явление. Эта такая эстетика, которая направлена на активное преображение всей жизни человеческой по эстетическим и религиозно-этическим законам в процессе особого художественного творчества.
Общий смысл теургической эстетики заключается в осознании ее главными создателями высочайшей роли эстетического опыта в целом, и искусства в частности, в жизни человека и в культуре. Красота, прекрасное, искусство, художественное творчество, образы и символы искусства, сам художник-творец, т.е. все основные феномены и понятия эстетического опыта и сознания рассматривались в русле этой эстетики в предельно возвышенном, духовно заостренном, часто в сакрализованном модусе. Красота понималась как высшая ценность, нередко как сущностная составляющая самого Бога или высочайшего божественного посредника и творца земного мира - Софии Премудрости Божией; как важнейший принцип бытия человеческого, как божественное основание искусства и культуры.
Искусство было осмыслено как результат боговдохновенного творчества, а художник - как Богом избранный глашатай и проводник духовных образов, выражаемых исключительно в художественной форме, как теург, действиями которого руководят божественные силы. Художественное творчество представлялось в русле этой эстетики идеальной парадигмой, на основе которой должна не только строиться человеческая жизнь и культура будущего, но и завершаться процесс творения мира усилиями художников-творцов-теургов под непосредственным руководством Софии. Поэтому сущностное ядро теургической эстетики составляла софиология как учение о креативно-творческой роли и функциях Премудрости Божией, полисемантичного личностно-безличностного феномена, объединяющего трансцендентный и имманентный уровни бытия, являющего собой совокупность всех идей (эйдосов) творения и любой художественной деятельности.
Основные особенности теургической эстетики - присутствие эсхатологических мотивов в художественном творчестве, осознание роли художника-творца как боговдохновенного теурга, призванного выйти за пределы искусства, способного преобразить саму жизнь, творить само бытие по законам высшей красоты.
Для теургической эстетики в русской культуре характерно сосредоточение на духовно-мистических аспектах искусства. Можно выделить следующие черты русской теургической эстетики:
1. Символизм. Русская теургическая эстетика носит в высшей степени символический характер. Символы используются для передачи более глубоких духовных смыслов и идей. Символизм часто используется для представления божественного, сверхъестественного и мистического.
2. Эмоции. Эмоции играют важную роль в русской теургической эстетике. Искусство рассматривается как способ вызвать у зрителя или слушателя глубокие эмоциональные отклики, часто приводящие к чувству благоговения или трансцендентности.
3. Духовность. Русская теургическая эстетика делает сильный акцент на духовности и божественном. Искусство рассматривается как способ связи с божественным и выражения духовных идей и концепций.
4. Мистицизм. Русская теургическая эстетика находится под сильным влиянием мистицизма. Русская теургическая эстетика часто исследует тайны вселенной и неизведанное и стремится вызвать чувство удивления и благоговения у зрителя или слушателя.
5. Красота. Несмотря на свою направленность на духовное и мистическое, русская теургическая эстетика также придает большое значение красоте. Искусство рассматривается как способ создать красоту и возвысить душу зрителя или слушателя.
71. Современный человек в системе социальных связей.
Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.
Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах:
• в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе,
• и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.).
Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.
Современный этап общественного развития выдвинул на одно из первых мест идею повышения эффективности человеческого фактора, связанную с повышением его активной роли в жизни общества. Однако для реализации этого, то есть действительно активной роли человека в общественной жизни, не обойтись без дальнейшего совершенствования всей системы общественно-политического устройства государства, его правовой основы и так далее.
Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений. Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.
Человек является субъектом, т. е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.
Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».
72. Формы ценностного освоения бытия.
Основные формы ценностного освоения бытия: идеология, право, религия, искусство. Идеология, право, религия связаны с философией.
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. Следует также добавить, что идеология как определенная теоретизированная часть мировоззрения включает в себя актуальные представления и взгляды, а не содержит все громадное наследие духовной культуры
Идеология - совокупность понятий, суждений, идей, учений, торий, мнений, воззрений человека, групп людей на социальную реальность и свое место в ней.
В отличие от философии, которая тоже занята решением сходных проблем, идеология осмысливает социальную реальность в тесной связи с интересами и потребностями определенной общности людей (социальных слоев, этносов, классов, населения той ли иной страны, всего человечества). Через идеалы и ценности она выражает их отношение к данной реальности.
Особенность идеологии еще и в том, она ориентирует отдельного человека и общности на социально – практическую деятельность, на решение конкретных проблем и задач. Поэтому предлагает пути и средства решения этих задач.
В то же время идеология – это не наука, т.к. не подвергается тем процедурам проверки и доказательств, которые присущи науке. Ее подход к действительности характеризуется субъективностью, поскольку выражает интересы определенных слоев и классов.
В идеологии достаточно силен такой фактор как «воля к вере». Это неизбежно из-за размытости ее эмпирической базы, слабого использования научных методов. Поэтому для распространения в массовом сознании и используется механизм веры.
Осуществляет постановку целей и задач, вырабатывает мысленную конструкцию будущего, новой действительности, отвечающей надеждам конкретной социальной общности. Это происходит прежде всего через выработку идеала, определение ценностей коллектива или общественной группы.
Право.
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права– это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официально – обязательное явление) в их различении и соотношении (совпадении или несовпадении).
Право неразрывно с государством, поэтому предметная область философии права – это понятия права и соответствующее правовое понятие государства. В этом определении подразумевается, что в понятии права (и соответствующем правовом понятии государства) – в рамках концепции различения и соотношения сущности права и государства (принципа формального равенства) и соответствующих нормативно – регулятивных (общеобязательный закон) и институционально – властных (публичная власть) явлений – достигнуто и выражено искомое единство правовой сущности и соответствующих явлений.