Файл: Россия в первой половине 19 в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пропущенные элементы: 1) Александр II, 2) Н.Н. Новосильцев, 3) создание Смольного института благородных девиц, 4) разработка Государственной уставной грамоты Российской империи, 5) А.С. Шеин, 6) разработка Свода законов Российской империи, 7) Николай I, 8) П.Д. Киселёв, 9) Екатерина II.

157.Заполните пустые ячейки таблицы

Монарх

Название войны

Страна  противник
в войне


Елизавета Петровна

__________ (А)

Пруссия

__________ (Б)

Северная

__________ (В)

Михаил Фёдорович

__________ (Г)

__________ (Д)

__________ (Е)

Отечественная 1812 г.

Франция

Пропущенные элементы: 1) Ливонская 2) Пётр I 3) Швеция 4) Екатерина II 5) Александр I 6) Семилетняя 7) Саксония 8) Смоленская 9) Речь Посполитая.

158.Установите соответствие между событиями, явлениями, относящимися
к развитию промышленности и торговли, и десятилетиями, в которых они произошли (возникли)

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

ДЕСЯТИЛЕТИЯ

А)начало образования торгово-промышленных монополий

1) 1720-е гг.

Б) начало использования труда посессионных крестьян

2) 1750-е гг.

В) начало промышленного переворота

3) 1830-е гг.

Г) отмена внутренних таможенных пошлин

4) 1860-е гг.




5) 1880-е гг.

159.Прочтите отрывок из рассказа современника и укажите город, о котором идёт речь. «Хотя в то время в городе войск было мало и город не был готов к обороне, но среди <них> находились испытанные, любимые адмиралы Нахимов
и Корнилов, покрытые почестями и громкой славой. Их знал каждый мальчишка в городе, в них верили, на них надеялись, как на каменную стену. "Морские богатыри не выдадут родного города, защитят и помогут в беде. Пока они здесь – страха нет". Так думали все».


160.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название войны, об окончании которой идёт речь. «Москва встречала севастопольских героев-моряков. В.А. Кокорев подносил хлеб-соль. Он стал на колени, сделал земной поклон и потом стал говорить о храбрости моряков и геройской защите Севастополя. Для солдат было дано угощение. В публике идут споры о войне. Одни говорят, что нас победили, Севастополь взяли и флот потопили, а другие – что мы сами корабли потопили и с нами ничего не могли сделать. В газетах помещена телеграмма о подписании мирного трактата в Париже»

161. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду Отечественной войны 1812 г.? 1) сражение под Нарвой, 2) Тарутинский марш-манёвр, 3) военный совет в Филях, 4) сражение под Малоярославцем, 5) оборона Севастополя, 6) сражение у д. Лесной.

162.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся 
к явлениям XVIII – середины XIX в. 1) барщина;2) думская монархия;3) крепостничество;4) Семибоярщина; 5) бюрократия;6) денежный оброк. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду

163.В первой четверти XIX в. российским императором и узким кругом его доверенных лиц был разработан целый ряд проектов, осуществление которых преследовало цель смягчить крепостное право и преобразовать политический режим в стране. Однако большинство этих планов так и осталось на бумаге. Назовите любые три причины отказа от их реализации.

164.В июне 1807 г. Александр I и Наполеон подписали Тильзитский мирный договор. Один из современников, впоследствии давая оценку этому событию, заявил, что Отечественная война 1812 г. «уже была объявлена договором о мире и союзе в Тильзите». Приведите любые три объяснения данной оценки.

165.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А

«Все сочувствовавшие делу освобождения торжествовали. Однако ж торжество их и радость были вскоре омрачены известиями из некоторых захолустий, где возникли в среде крестьян недоразумения вследствие превратного толкования Манифеста, отчасти злоумышленного, а большею частью по невежеству. В некоторых местностях крестьяне ожидали не одного лишь освобождения от помещичьей власти, но и безвозмездной передачи земли в полное их владение; а потому заподозрили подлинность прочитанного им Манифеста, вообразив себе, что настоящая милость царская – "чистая воля" – скрыта от них помещиками и чиновниками. В этих местах крестьяне прекратили было работы на помещиков и отказались отбывать всякие повинности. В большей части случаев дело разъяснилось миролюбно, без насильственных мер, одним лишь нравственным влиянием людей разумных, заслуживших доверие населения. Но в других, к счастью, немногих местах не обошлось без крутых мер и даже употребления оружия»

Б

«Император… резкий и решительный во всём, был робок в одном: сочувствуя идее освобождения помещичьих крестьян, он опасался идти против интересов дворянства и чиновничества и боязливо топтался на месте, пережёвывая крестьянский вопрос в секретных комитетах. Со второй половины 30-х годов Киселёв делается постоянным членом всех таких комитетов. Но робкий, когда дело шло о дворянской собственности, [император] вновь становился самим собою в вопросе о государственных или, как тогда говорили, казённых крестьянах. Не стесняемый ничем, он преобразовал управление государственными крестьянами; это была единственная реформа его царствования, и осуществил её Киселёв»


Характеристики

1)События, о которых идёт речь, произошли в период правления Николая I

2) Последствием проведения реформы, о которой идёт речь в отрывке, стали крестьянские «картофельные бунты»

3) События, о которых идёт речь, произошли в период правления Александра I.

4) В результате проведения реформы, о которой идёт речь, появилась новая категория населения – вольные хлебопашцы

5) В результате проведения реформы, о которой идёт речь, появилось временнообязанное состояние крестьян

6) События, о которых идёт речь, произошли в период правления Александра II.

166. Заполните пустые ячейки таблицы

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

__________(А)

Съезд князей в Любече

Первый крестовый поход

XIII в.

__________(Б)

__________(В)

XVIII в.

Восстание под предводительством 
К.А. Булавина

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

Начало Крестьянской войны в Германии

Пропущенные элементы: 1) XVI в., 2) оборона Козельска от войск хана Батыя, 3) начало регентства Елены Глинской, 4) гражданская война в США, 5) XI в., 6) Бородинская битва, 7) принятие Великой хартии вольности в Англии, 8) XIX в., 9) начало президентства Дж. Вашингтона в США.

167.Запишите термин, о котором идёт речь. «Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших, что Россия и Европа развиваются по одним законам, Пётр I спас страну от развала и для обновления России необходимы буржуазные реформы»

168.Запишите термин, о котором идёт речь. Общее название представителей течения в русской общественной мысли, оформившегося в 40-х гг. XIX в., которые выступили с обоснованием особого, самобытного пути исторического развития России.

169.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А

«Милостивый государь, как много должна я сегодня вам сообщить!
Не знаю, с чего и начать. Мой флот, под командою не моих адмиралов, а графа Алексея Орлова, разбил неприятельский флот, сжёг полностью его в Чесменской гавани, древнем Клазомене. Три дня тому назад я получила об этом прямое известие. Около ста судов всевозможных родов были обращены в пепел. Не смею выговорить количество погибших [врагов]: их насчитывают до двадцати тысяч. Общий военный совет положил предел разъединению двух адмиралов, отдав командование генералу войск сухопутных, находившемуся на этом флоте и который к тому же был старший по службе. Это решение было единодушно всеми одобрено. Я всегда говорила, что герои рождаются для великих событий»

Б

«Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг… Я родилась в Петербурге… примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации. Государыня приняла меня от купели, а племянник её, великий князь, впоследствии император Пётр III, был моим крёстным отцом. Эту честь я могла бы приписать женитьбе моего дяди, канцлера, на двоюродной сестре Елизаветы, но я больше обязана этим чувству дружбы её к моей матери, которая во время прежнего царствования великодушно и, нельзя не прибавить, очень деликатно помогала великой княгине деньгами, а она часто нуждалась в них, потому что сорила ими много, а получала мало. Я имела несчастье потерять свою мать на втором году жизни и узнала о её прекрасных качествах только от тех друзей и лиц, которые с чувством признательности вспоминали о ней»


Характеристики:

1)Автором данного письма была российская императрица

2) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в.

3) Пётр III был братом автора данного письма.

4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года.

5) Внуком автора данного письма был император Николай I.

6) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в.

170.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII – середине XIX в. 1) гвардеец;2) колхозник;3) губернатор;4) белогвардеец;5) дворянин; 6) министерство. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду

171.Укажите термин, о котором идёт речь. Временный уход крестьян с мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности, явление было распространено среди помещичьих оброчных крестьян.

172.В первой половине царствования Александра I видную роль в разработке и осуществлении политических преобразований играл М.М. Сперанский. Однако в 1812 г. последовали внезапное удаление М.М. Сперанского от активной политической деятельности, опала и фактическая высылка из столицы. Укажите название социально-политического течения, определившего общее направление проекта преобразований государственного устройства России, подготовленного М.М. Сперанским в первой половине XIX в. Укажите две любые причины (предпосылки) опалы М.М. Сперанского

173.Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) первой четверти XIX в. 1) мировой посредник; 2) Государственный совет; 3) Правительствующий сенат; 4) министерства; 5) временнообязанные крестьяне; 6) Священный союз. Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся 
к другому историческому периоду

174.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. приобрела реакционный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения
, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

175.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 События 14 декабря 1825 г. были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест 13 июля 1826 г.).

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

176. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. характеризовалась отказом от политики реформ, осуществлением реакционных мер.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

177. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Реформаторская деятельность Александра I была неэффективной».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

178. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Реформы Александра I имели целью уменьшение привилегий дворянства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

179.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Царствование Николая I способствовало укреплению государственного строя и стабилизации положения в стране».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.