Файл: Россия в первой половине 19 в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пропущенные элементы: 1) А.В. Суворов 2) Синопское сражение 3) 1812 г. 4) Чесменское сражение 5) 1805 г.6) поход русских войск в Италию и Швейцарию 7) М.И. Кутузов 8) 1720 г.9) П.С. Нахимов.

140. Запишите термин, о котором идёт речь. Общее название представителей русской общественной мысли середины XIX в., считавших историю России частью общемирового исторического процесса и выступавших за развитие страны по европейскому пути.

141.Прочтите отрывок из официального документа и укажите этот документ. «В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными»

142.В начале 1850-х гг. Николай I был уверен в том, что сложившаяся международная обстановка позволит России укрепить её позиции на Балканах и решить проблему черноморских проливов. Приведите любые три причины подобной позиции русского императора.

143.Прочтите отрывок из работы историка.

«И старики, и молодые равно усердно рукоплескали первым указам нового императора, ибо каждый мог вчитывать в эти указы себя.

Первые восприняли поток либеральных обновлений как некий отмыв России от павловской грязи до екатерининского блеска; вторые увидели в них возможность такой переделки России, при которой неизбежной окажется быстрая смена политических поколений.

Первые настаивали на ускорении, сжатии и усечении административных реформ. Чтобы как можно быстрее увенчать себя драгоценной короной российской конституции и перераспределить отчуждённый у царя избыток власти в пользу опытных, зрелых, искушённых сановников. А в их лице – в пользу сословия в целом. Вторые продолжили разговоры о конституировании, но в некой туманной перспективе, на вырост, и завели сладкую песнь о немедленном и повсеместном преобразовании государственного аппарата управления как цели ближайшей и долговременной. Ибо наложить на самодержавную волю царя конституционные вериги сейчас значило усилить стариков, а преобразовать государственную машину значило лишить стариков тёплых насиженных мест. И начать самим насиживать эти места.


Но царь поставил свою задачу, ради неё ослабил и тех и других. На первом же заседании Негласного комитета в ответ на предложение молодых друзей сначала заняться изучением состояния Империи, затем преобразовать администрацию, а уж в конце концов как-нибудь приступить и к конституции, он тихо и ласково спросил: а нельзя ли сразу перейти к третьему пункту? (Смущённое молчание было ему ответом.)»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения

1)В отрывке речь идёт о начале правления императора Александра I.

2) Членом упоминаемого в тексте Негласного комитета был А.А. Аракчеев

3) Идею создания российской конституции в тот период, который описывается в отрывке, поддерживало только молодое поколение политиков.

4) Одной из попыток  разработки  конституции в период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, стала «Государственная уставная грамота Российской империи», составленная П.А. Вяземским и Н.Н. Новосильцевым

5) Одним из преобразований, осуществлённых императором, о котором идёт речь в отрывке, стала замена коллегий министерствами

6) Император, о начале правления которого говорится в отрывке, сменил на троне Екатерину II.

144.Прочтите отрывок из работы историка.

«Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М.П. Погодина, Ю.Ф. Самарина, П.А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим последствиям? – спрашивал, например, Валуев. – Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? – вторил ему Погодин. – Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".



…Оппозиционное отношение к правительству со стороны части дворянства открыто проявилось в выборах командиров ополчения, когда были избраны опальный генерал Ермолов и другие неугодные царю генералы и офицеры. Напряжённое внутриполитическое положение в стране заставляло царское правительство усиленно искать способ прекращения войны – на победу оно уже не рассчитывало. К этому побуждало его и международное положение России, непрерывно ухудшавшееся по мере продолжения войны».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения

1)Современниками описываемых в отрывке событий были В.А. Корнилов
и П.С. Нахимов

2) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ

3) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.

4) Одной из причин военного поражения России в войне, о которой идёт речь, современники описываемых событий считали отсутствие у русской армии современного вооружения.

5) В период описываемых событий дворянство выразило единодушную поддержку политике российского императора.

6) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был заключён в Берлине.

145.Прочтите отрывок из письма военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте географическое название. «Имею времени только тебе сказать, что 18 ноября произошло сражение при <…>. Нахимов со своей эскадрою уничтожил турецкую и взял пашу в плен. <…> – город теперь развалина, ибо дело происходило под его стенами и турки с судами бросились на берег и зажгли их. Битва славная…
Я с отрядом пароходов пришёл вначале и потому был свидетелем великого подвига Черноморского флота. Ура, Нахимов! …Благословляю вас всех».

146.Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Ф. Канробера и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь. «Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о шестнадцати тысячах моряков, которые плача уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками, под командой своих адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина! К концу осады от них осталось восемьсот человек, а остальные и все три адмирала погибли у своих пушек…».

147.Прочтите отрывок из письма государственного деятеля и укажите этого деятеля. «Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего
времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли. Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада: формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть…»

148.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идёт речь. «Если бы преобразования [императора] касались лишь сферы управления
и проводились бы осторожно и последовательно, вполне возможно, его судьба сложилась бы иначе. Но общество, уже вкусившее плодов "просвещённого абсолютизма", не желало расставаться с той, пусть минимальной, свободой, которую оно обрело в екатерининское царствование. Оно не желало быть зависимым от случайной прихоти или смены настроения самодура на троне. [Императору] не удалось обрести опору ни в одном социальном слое».

149.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите войну, о которой идёт речь. «Полные доверия к старому правительству, солдаты шли на смерть ради будущего счастья дорогого Отечества. Но по мере продолжения войны
в сознание народа стало проникать убеждение, что правительство не только не способно справиться с великой национальной задачей, но, больше того, стало очевидным, что оно толкает нашу Родину в ужасную пропасть гибели
и поражения. Тайные и явные предательства в отношении Родины, преступные влияния тёмных сил на направление внутренней и внешней политики, полное игнорирование и недопустимо-презрительное отношение правительства ко всему русскому народу в лице его лучших избранников – членов Государственной думы, полное расстройство и дезорганизация всей страны заставили наконец народ и армию свергнуть старую власть ради спасения великодержавной России».

150.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название войны, о которой идёт речь. «После двух плевненских, отбитых турками, штурмов, стоивших нам несколько тысяч солдатских жизней, явились две мысли: одна – приступать к тому, с чего надо было, как говорили военные люди, начать,

к блокированию и к правильной осаде Плевны, а другая – о походе на Балканы, для которого решено было вызвать из Петербурга гвардию, с тем чтобы поручить её генералу Гурко. Увы, первая мысль, столь благоразумная, была замедлена в своём осуществлении».

151.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите год проведения реформы, о которой идёт речь. «…уже с самого начала введения новых судебных учреждений я не мог понять, как можно было восхищаться таким нововведением, как суд присяжных… с самого начала я находил крайне несимпатичным тот дух либерализма, который побуждал судебное ведомство… соединить какую-то политическую и социальную пропаганду начал равенства и в то же время неуважения к разным преданиям власти и социальных отличий…»

152.Прочтите отрывок из приказа и укажите военачальника, отдавшего этот приказ. «Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходным неприятелем отошли к Севастополю, чтобы грудью защищать его. Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря; нам надобно отказаться от… мысли – поразить врага на воде. К тому же мы нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожить свой труд… но надобно покориться необходимости».

153.В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.)

154.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название теории,
о которой идёт речь. «Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами: православием и самодержавием – находится и третье, не менее важное, не менее сильное – народность».

155.Напишите пропущенное словосочетание. Сражение около г. Лейпцига, в котором участвовали военные силы почти всей Европы в ходе её освобождения от господства Наполеона Бонапарта, получило образное название «_____________».

156. Заполните пустые ячейки таблицы

Правитель

Государственный деятель, современник правителя

Деятельность

Пётр I

__________(А)

Участие в Азовских походах

__________(Б)

И.И. Бецкой

__________(В)

Александр I

__________(Г)

__________(Д)

__________(Е)

М.М. Сперанский

Кодификация российского законодательства