Файл: Учебное пособие федеральное государственное бюджетное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Срок службы баллонов аппарата составляет:
16 лет для стального «FABER»;
11 лет для стального ГНПП «СПЛАВ»;
10 лет для металлокомпозитного ЗАО НПП «Маштест»;
15 лет для металлокомпозитных «LUXFER LCX».
Средний срок службы аппарата — 10 лет.
Масса маски не превышает 0,7 кг.
Аппарат по виду климатического исполнения относится к исполнению у ка- тегории размещения 1 по ГОСТ 15150—96, но рассчитан на применение при температуре окружающей среды от –40 до +60 °С, относительной влажности до
100 %, атмосферном давлении от 84 до 133 кПа (от 630 до 997,5 мм рт. ст.).
Аппарат устойчив к воздействию водных растворов поверхностно- активных веществ (ПАВ).
Маска, легочный автомат и спасательное устройство устойчивы к дезин- фицирующим средствам, используемым при санитарной обработке: спирту этиловому ректификованному ГОСТ 5262—80; водным растворам: перекиси водорода (6 %), хлорамина (1 %), борной кислоты (8 %), марганцовокислого калия (0,5 %).
2.3.
Устройство и принцип работы дыхательных аппаратов
Основой аппарата (рис. 2) является подвесная система, служащая для мон- тажа на ней всех частей аппарата и его крепления на теле человека, включающая в себя основание 14, плечевые ремни 1, концевые ремни 13 и поясной ремень 17.
Рис. 2. Аппарат дыхательный АП-2000:
1 — плечевые ремни; 2 — шланг низкого давле- ния; 3 — баллон; 4 — шланг сигнального устройства; 5 — свисток; 6 — корпус сигнального уст- ройства; 7 — манометр; 8 — ниппель; 9 — шланг высокого давления; 10 — маховичок вентиля;
11 — замок спасательного устройства; 12 — шланг; 13 — концевые ремни; 14 — основание; 15 — ремень; 16 — замок; 17 — поясной ремень
20
На подвесной системе смонтированы следующие составные части аппа- рата: баллон с вентилем 3; редуктор (рис. 3), закрепленный на основании 14 с помощью кронштейна; сигнальное устройство с манометром 7, корпусом 6, свистком 5 и шлангом 4, идущим от редуктора по левому плечевому ремню; шланг низкого давления 2, проложенный по правому плечевому ремню, со- единяющий редуктор с легочным автоматом (рис. 4, 6); шланг 12 с замком 11 для подключения спасательного устройства (рис. 5) к аппарату, идущий от редуктора по правой части поясного ремня; шланг высокого давления 9 со штекерным ниппелем 8 для дозарядки аппарата методом перепуска, идущий от редуктора по левой части поясного ремня.
Для более удобного крепления аппарата на теле пользователя в подвесной системе предусмотрена возможность регулировки длины ремней.
Для регулировки положения плечевых ремней в зависимости от комплек- ции пользователя в верхней части основания аппарата предусмотрены две группы пазов.
Баллон с вентилем является емкостью для хранения запаса сжатого воз- духа, пригодного для дыхания. Баллон 3 (см. рис. 2) плотно уложен в ложе- мент основания 14, при этом верхняя часть баллона пристегивается к основа- нию с помощью ремня 15 с замком 16, имеющим фиксатор, предотвращаю- щий случайное открытие замка.
Для защиты от повреждения поверхности металлокомпозитных баллонов и продления срока их службы может применяться чехол. Чехол выполнен из плотной ткани красного цвета. На поверхности чехла нашита белая светоот- ражающая лента, что позволяет контролировать местонахождение пользова- теля аппарата в условиях плохой видимости.
Сигнальное устройство предназначено для подачи звукового сигнала, предупреждающего пользователя о снижении давления воздуха в баллоне до
5,5…6,8 МПа (55…68 кгс/см
2
), и состоит из корпуса 6 (см. рис. 2) и вверну- тых в него свистка 5 и манометра 7. Манометр аппарата предназначен для контроля давления сжатого воздуха в баллоне при открытом вентиле.
Редуктор (рис. 3) предназначен для понижения давления сжатого воздуха и подачи его к легочным автоматам аппарата и спасательного устройства.
На корпусе 1 редуктора имеется резьбовой штуцер 3 с маховичком 2 для соединения с вентилем баллона.
Встроенный предохранительный клапан 6 редуктора защищает полость низкого давления аппарата от чрезмерного роста давления на выходе редуктора.
Редуктор обеспечивает работу без регулировки в течение всего срока службы и не подлежит разборке. Редуктор опломбирован пломбировочной пастой, при нарушении сохранности пломб претензии к работе редуктора предприятием-изготовителем не принимаются.
В состав аппарата в зависимости от комплектации могут входить два ва- рианта масок: ПМ-2000 с легочным автоматом 9В5.893.497 (вариант 1); «Па- на Сил» из неопрена или силикона с резиновым или сетчатым оголовьем с легочным автоматом 9В5.893.460 (вариант 2).
21
Рис. 3. Редуктор:
1 — корпус редуктора; 2 — маховичок; 3 — резьбовой штуцер; 4 — кольцо 9В8.684.909; 5 — манжета; 6 — предохранительный клапан;
7 — пломба
Маска (рис. 4) предназначена для изоляции органов дыхания и зрения че- ловека от окружающей среды, подачи воздуха от легочного автомата 6 на дыхание через клапаны вдоха 3, расположенные в подмасочнике 2, и удале- ния выдыхаемого воздуха через клапан выдоха 8 в окружающую среду.
Рис. 4. Маска ПМ-2000 с легочным автоматом:
1 — корпус маски; 2 — подмасочник; 3 — кла- паны вдоха; 4 — переговорное устройство; 5 — гайка; 6 — легочный автомат; 7 — многофункциональ- ная кнопка; 8 — клапан выдоха; 9 — шланг легочного автомата; 10 — лямка; 11 — замок; 12 — ремни оголовья; 13 — крышка клапанной коробки
22
В корпусе маски 1 имеется встроенное переговорное устройство 4, обес- печивающее возможность передачи речевых сообщений.
В конструкции маски предусмотрена возможность регулировки длины ремней оголовья 12.
Легочный автомат 6 (рис. 4) предназначен для подачи воздуха во внут- реннюю полость маски с избыточным давлением, а также включения допол- нительной непрерывной подачи воздуха при отказе легочного автомата или нехватке воздуха пользователю. Легочный автомат крепится к маске с помо- щью гайки с резьбой М45
×3.
Спасательное устройство (рис. 5) предназначено для защиты органов дыхания и зрения пострадавшего человека при его спасении пользователем аппарата и выводе из зоны с непригодной для дыхания газовой средой.
Спасательное устройство включает в себя: носимую в сумке маску 1, представляющую собой лицевую часть ШМП-1 рост 2 ГОСТ 12.4.166; легочный автомат 2 с кнопкой байпаса 2.1 и шлангом 3.
Легочный автомат крепится к маске с помощью гайки 2.2 с резьбой круг- лой 40
×4.
Рис. 5. Спасательное устройство:
1 — маска; 2 — легочный автомат:
2.1 — кнопка байпаса;
2.2 — гайка;
3 — шланг
Для подключения спасательного устройства к аппарату используется шланг 12 с быстроразъемным замком (см. рис. 2), который предприятие- изготовитель устанавливает на аппарате при заказе спасательного устройст- ва. Конструкция замка исключает случайную расстыковку при работе.
В случае отсутствия заказа на редукторе устанавливается пробка 11 (рис. 6).
23
Рис. 6. Принципиальная схема аппарата АП—2000:
1 — легочный автомат:
1.1 — клапан;
1.2, 1.9, 1.10 — пружина; 1.3 — кольцо; 1.4 — мембрана; 1.5 — седло клапана; 1.6 — опора; 1.7 — шток;
1.8 — кнопка; 1.11 — крышка;
2 — маска:
2.1 — панорамное стекло; 2.2 — клапаны вдоха; 2.3 — клапан выдоха
; 3 — баллон с вентилем:
3.1 — баллон; 3.2 — вентиль; 3.3 — маховичок; 3.4 — кольцо
9в8.684.919;
4 — сигнальное устройство:
4.1 — манометр; 4.2 — свисток; 4.3 — стопорное кольцо; 4.4 — кольцо;
5 — спасательное устройство:
5.1 — шланг; 5.2 — легочный автомат; 5.3 — маска; 5.4 — кнопка байпаса; 5.5 — ниппель;
6 — шланг высокого давления:
6.1 — кольцо
; 7 — шланг для подключения спасательного устройства:
7.1 — замок; 7.2 — втулка; 7.3 — шарик; 7.4 — клапан;
8 — редуктор:
8.1 — клапан; 8.2 — пружина; 8.3 — кольцо 9В8.684.909;
9 — шланг со штекерным ниппелем для дозарядки баллонов; 10 — шланг легочного автомата; 11, 12 — пробки; А, Б — полости
Конструктивно легочный автомат спасательного устройства отличается от легочного автомата аппарата отсутствием возможности создания избы- точного давления и типом резьбы крепления к маске.
Устройство для дозарядки аппарата воздухом предоставляет возмож- ность не прерывая функционирования аппарата дозаряжать баллон аппарата методом перепуска.
Устройство включает в себя шланг высокого давления 9 (см. рис. 2) со штекерным ниппелем 8, устанавливаемый на аппарате предприятием- изготовителем при заказе устройства для дозарядки, и шланг с полумуфтой для подключения к источнику высокого давления.
В случае отсутствия заказа устройства на редукторе устанавливается пробка 12 (рис. 6).
Управление аппаратом (см. рис. 2) осуществляется с помощью маховичка вентиля 10.
Открытие вентиля происходит при вращении маховичка против часовой стрелки до упора.
Для закрытия вентиля маховичок вращается по часовой стрелке до упора без приложения больших усилий.
Включение в работу механизма легочного автомата при открытом венти- ле осуществляется автоматически — усилием первого вдоха пользователя.
24
Выключение механизма легочного автомата осуществляется принуди- тельно следующим образом: нажать до упора на кнопку байпаса, зафиксиро- вать на 1—2 с, затем плавно ее отпустить.
Включение устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса) осуще- ствляется плавным нажатием на кнопку байпаса и удерживанием ее в этом положении.
Контроль давления воздуха осуществляется по манометру 7, смонтиро- ванному на шланге 4, который вынесен на левый плечевой ремень подвесной системы. Шкала манометра фотолюминесцентная для использования при слабом освещении и в темноте.
На рис. 6. приведена принципиальная схема аппарата АП-2000.
Перед включением в аппарат вентиль (вентили) 3.2 закрыт, клапан 8.1 ре- дуктора 8 открыт усилием пружины 8.2, легочный автомат 1 — выключен нажатием до упора на кнопку 1.8.
При включении в аппарат пользователь открывает вентиль (вентили) 3.2.
Сжатый воздух, содержащийся в баллоне 3.1, через открытый вентиль 3.2 по- ступает на вход редуктора 8. Одновременно через шланг высокого давления
6 воздух поступает на сигнальное устройство 4.
Под действием давления воздуха, поступающего со входа редуктора в по- лость Б, пружина 8.2 сжимается и клапан 8.1 закрывается. При отборе возду- ха через шланг 9 давление в полости Б понижается и клапан 8.1 под действи- ем пружины 8.2 открывается на определенную величину.
Устанавливается равновесное состояние, при котором воздух с давлени- ем, сниженным до рабочей величины, определяемой усилием пружины 8.2, поступает по шлангу 9 на вход легочного автомата 1 и в полость шланга 7.
При отключенном легочном автомате 1 и снятой с лица пользователя маске 2 фиксатор кнопки 1.8 находится в зацеплении с мембраной 1.4, кото- рая усилием пружины 1.9 отведена в крайнее нерабочее положение и не каса- ется опоры 1.6, а клапан 1.1 закрыт усилием пружины 1.2. При надетой на лицо маске в процессе первого вдоха в полости А легочного автомата 1 обра- зуется разряжение. Под действием разности давлений мембрана 1.4 прогиба- ется, соскакивает с фиксатора кнопки 1.8 и переходит в рабочее состояние.
Под действием усилия пружины 1.10 мембрана 1.4 нажимает на опору 1.6 и через шток 1.7 отклоняет клапан 1.1 от седла 1.5.
При отказе легочного автомата или необходимости продувки подмасоч- ного пространства клапан 1.1 открывается нажатием и удерживанием кнопки байпаса 1.8, при этом воздух идет непрерывном потоком. Следует помнить, что включение дополнительной непрерывной подачи уменьшает время за- щитного действия аппарата.
Легочный автомат при помощи пружины 1.10 совместно с подпружинен- ным клапаном выдоха 2.3 маски создает поток воздуха с избыточным давле- нием, который поступает вначале на панорамное стекло 2.1, предотвращая его запотевание, а затем через клапаны вдоха 2.2 — на дыхание.
25
При выдохе в полости А давление повышается, воздействуя на мембрану
1.4 и пружину 1.10, сжимая ее. При этом клапан 1.1 закрывается, прекращая подачу воздуха, а клапан выдоха 2.3 открывается и выпускает выдыхаемый воздух в окружающую среду.
Отключение легочного автомата происходит при нажатии на кнопку 1.8 до упора, при этом фиксатор кнопки входит в гнездо мембраны 1.4, а усилие пружины 1.9 отводит мембрану в крайнее нерабочее положение.
При понижении давления воздуха в баллоне в процессе работы до мини- мально допустимого значения срабатывает свисток 4.1 сигнального устрой- ства 4, звуковым сигналом предупреждающий пользователя аппарата о том, что в баллоне остался только резервный запас воздуха и необходимо выйти из зоны с непригодной для дыхания газовой средой.
При необходимости эвакуации пострадавшего спасательное устройство 5 извлекается из сумки, ниппель 5.5 шланга 5.1 пристыковывается к замку 7.1 шланга 7. Маска спасательного устройства 5.3 надевается на голову постра- давшего, в результате чего последний получает возможность дышать возду- хом из аппарата.
При дозарядке баллона аппарата от стационарного баллона, оснащенного шлангом с полумуфтой, к нему пристыковывается штекерный ниппель шлан- га 9 аппарата.
1 2 3 4 5 6 7 8
3.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
3.1.
Эксплуатация и техническое обслуживание СИЗОД
Эксплуатация средств индивидуальной защиты органов дыхания — это комплекс мероприятий по использованию, техническому обслуживанию, транспортированию, содержанию и хранению СИЗОД.
Под использованием понимается такой режим эксплуатации СИЗОД, при котором они нормально функционируют с обеспечением показателей, уста- новленных в технической (заводской) документации на данный образец и ру- ководящими документами.
Правильная эксплуатация означает соблюдение установленных режимов использования, постановки в боевой расчет, хранения и правил обслужива- ния СИЗОД.
Эксплуатация СИЗОД предусматривает (рис. 7): техническое обслуживание; содержание; постановку в боевой расчет; обеспечение работы баз и контрольных постов ГДЗС.
Своевременное техническое обслуживание СИЗОД — гарантия обеспече- ния постоянной боеготовности и высокой надежности в эксплуатации.
Техническое обслуживание — это комплекс работ и организационно- технических мероприятий, направленных на эффективное использование
СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации.
26
В зависимости от характера и назначения эти работы подразделяются на две группы:
1-я — система технического обслуживания, объединяет работы, направ- ленные на поддержание СИЗОД в работоспособном состоянии в течение все- го периода эксплуатации;
2-я — система ремонта, включает работы, направленные на восстановле- ние утраченной работоспособности узлов и деталей СИЗОД.
Наиболее целесообразной формой организации технического обслужива- ния и ремонта СИЗОД, является планово-принудительная система техниче- ского обслуживания и ремонта. Ее сущность заключается в том, что техниче- ское обслуживание СИЗОД проводят через определенные промежутки вре- мени, при этом для каждого технического обслуживания установлен определенный перечень работ.
Рис. 7. Эксплуатация СИЗОД
Техническое обслуживание проводится в соответствии с нормами и сро- ками, установленными соответствующими руководящими и нормативными документами, включает в себя: рабочую проверку, проверки № 1, 2; чистку, промывку, регулировку, смазку, дезинфекцию; устранение неисправностей в объеме текущего ремонта.
3.2.
Порядок проведения проверок ДАСВ
3.2.1.
Рабочая проверка
При проведении рабочей проверки аппарата необходимо проверить: исправность лицевой части и правильность ее присоединения к легочно- му автомату;