Файл: Учебнометодическое пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по дисциплине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ
ПОДГОТОВКА
Учебно-методическое пособие

Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методическим советом УрФУ
для студентов, обучающихся по дисциплине
«Пожарно-строевая подготовка»
Екатеринбург
Издательство Уральского университета
2015

УДК 614.84-051:355.54(075.8)
ББК 38.96я73
Ш46
Составители: В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Рецензенты: кафедра пожарно-спасательной и газодымозащит- ной подготовки Уральского института ГПС МЧС России (началь- ник кафедры — полковник внутренней службы Н. Н. Ерпылев);
доцент кафедры пожарно-спасательной и газодымозащитной подготовки Уральского института ГПС МЧС России, кандидат педагогических наук В. И. Андреев
Научный редактор — зав. кафедрой ЗЧС ИнФО И. В. Клочков
На обложке использовано изображение из личного архива автора.
Ш46
Шемятихин, В. А.
Пожарно-строевая подготовка : учебно-методическое пособие / сост. В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова. —
Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 116 с.
ISBN 978-5-7996-1610-6
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения са- мостоятельных занятий студентов по дисциплине «Пожарно-строе- вая подготовка».
Рассматриваются вопросы, способствующие формированию пра- ктических умений и навыков при работе с пожарной техникой, основ- ными видами пожарного и аварийно-спасательного оборудования, практических навыков в организации и проведении занятий по пожар- но-строевой подготовке, организации спортивной работы, повыше- нию уровня психологической устойчивости, обобщению и внедрению в практику передовых форм и методов подготовки личного состава подразделений Федеральной противопожарной службы МЧС России.
УДК 614.84-051:355.54(075.8)
ББК 38.96я73
ISBN 978-5-7996-1610-6
© Уральский федеральный университет, 2015

ВВЕДЕНИЕ
У
чебно-методическое пособие предназначено для под- готовки к занятиям студентов УрФУ по пожарно-стро- евой подготовке и для изучения одной из базовых дисциплин в профессиональной подготовке личного состава Федеральной противопожарной службы МЧС России (далее ФПС), так как охватывает основные моменты его дальнейшей практической работы в подразделениях Федеральной противопожарной службы МЧС России.
Пособие содержит теоретический, методический и практи- ческий материал, который поможет студентам УрФУ освоить учебный материал по дисциплине «Пожарно-строевая подго- товка» (далее ПСП), сдать контрольные нормативы по теку- щей и промежуточной аттестации БРС.
Для обеспечения высокого уровня обучения необходима качественная профессиональная подготовка будущих кадров
ФПС, а также соответствующее материально-техническое обеспечение с использованием новых информационных тех- нологий. Качество современного специалиста — инженера пожарной безопасности определяется умением использовать приобретенные умения и навыки для принятия технически грамотных решений, подтвержденных нормативными доку- ментами.
Пожарно-строевая подготовка
| 3


4 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Одной из дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку инженера по специальности «Пожарная безопас- ность», является дисциплина «Пожарно-строевая подготовка».
Структура и содержание дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» обусловлены ее задачами и органически увязыва- ются с современными требованиями к оперативно-служебной деятельности подразделений ФПС.
Цель изучения дисциплины заключается в приобрете- нии студентами теоретических знаний о работе с пожар- но-техническим вооружением (далее ПТВ) и спасательным оборудованием, формировании практических умений и на- выков при организации и проведении занятий по пожар- но-строевой подготовке, организации спортивной работы, повышении уровня психологической устойчивости, обо- бщении и внедрении в практику передовых форм и мето- дов подготовки личного состава подразделений ФПС МЧС
России.
При написании пособия используется передовой опыт ра- боты подразделений ФПС в области профессиональной и бое- вой подготовки в современных условиях безопасности по спа- сению людей и проведению аварийно-спасательных работ при тушении пожаров.
Принцип доступности обучения предполагает, что содержа- ние учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для студентов. Принцип сознательности предполагает активную и самостоятельную деятельность сту- дентов.
Успех изучения дисциплины «Пожарно-строевая подго- товка» во многом зависит от умения правильно организовать подготовку к занятиям. Этому будет способствовать разрабо- танное учебно-методическое пособие для организации само- стоятельной работы студентов, которое содержит:
— темы изучения дисциплины по пожарно-строевой подго- товке;

Пожарно-строевая подготовка
| 5
— список литературы для самостоятельной работы учащих- ся по каждой теме дисциплины;
— темы реферативных выступлений;
— методические рекомендации по освоению теоретическо- го и практического материала;
— руководство по выполнению упражнений.

6 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
ТЕМА 1
.
Современное представление
о пожарно-строевой подготовке.
Пожарно-строевая подготовка
как учебная дисциплина
П
ри изучении данной темы студентам необходимо усво- ить: назначение, цели пожарно-строевой подготовки; задачи пожарно-строевой подготовки; программу и основные методы обучения, общие обязанности студентов на занятиях по пожарно-строевой подготовке; требования к боевой одежде и снаряжению.
Необходимо помнить, что современные способы тушения пожаров с применением техники требуют от спасателей и по- жарных высокого мастерства и физической подготовки.
Умело действовать в сложных и трудных условиях борь- бы с огнем, полностью используя мощность пожарной тех- ники, может только волевой и всесторонне подготовленный пожарный и спасатель. Систематически проводимые занятия по ПСП в значительной степени помогают выработать эти ка- чества у студента.
ПСП является одной из дисциплин, изучаемых в учебных заведениях, которые готовят начальствующий состав пожар-


Пожарно-строевая подготовка
| 7
ной охраны. Она способствует подготовке высококвалифици- рованных специалистов, способных методически правильно обучать и тренировать личный состав пожарных частей, под- держанию повышенной боеготовности всех подразделений.
ПСП преследует следующие цели:
— изучение приемов и привитие навыков по работе с раз- личными приборами пожарно-технического вооружения;
— выработка у обучаемых профессиональных качеств: силы, ловкости, выносливости, смелости, решительности, дисци- плинированности, выдержки, находчивости, взаимодействия.
Это решается путем:
— индивидуального обучения;
— обучения и тренировки в составе отделения и караула;
— сдачи зачетов в соответствии с нормативными требовани- ями;
— изучения и совершенствования упражнений пожарно- строевой подготовки.
Важным условием воспитания этих качеств является пра- вильная организация занятий, выбор соответствующего мето- да обучения, высокая дисциплина на занятиях, умение обучать пожарных, владение мастерством. Все это оказывает влияние на высокую подготовку личного состава. Такими качествами в первую очередь должны обладать воспитатели личного соста- ва.
Таким образом, назначением ПСП является специальное обучение пожарных приемам работы с пожарной техникой и оборудованием, обучение и тренировка в составе отделения и караула, сдача нормативов по ПСП и участие в соревновани- ях по прикладным видам спорта с целью привития и выработ- ки у пожарных профессиональных качеств.
Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи пожарно-строевой подготовки:
— обучение приемам и способам действий с пожарной тех- никой и оборудованием;

8 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
— выработка навыков слаженной работы и умелого приме- нения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров;
— воспитание у личного состава высоких морально-воле- вых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимо- помощи;
— воспитание хороших руководителей занятий, привитие навыков преподавательской и воспитательной работы с отде- лением и с караулом.
В процессе обучения студенты должны усвоить приемы ра- боты с пожарно-техническим вооружением (далее ПТВ) и обо- рудованием, а при систематической тренировке полученные навыки довести до автоматизма.
В зависимости от вида упражнений приемы работы могут быть простыми, легкими и сложными.
Основным методом обучения по ПСП следует считать пра- ктический показ с кратким объяснением правил и техники выполнения упражнения. Все упражнения делятся на простые и сложные. Поэтому при обучении простым упражнениям, таким как соединение и разъединение рукавов, их проклад- ка, намотка верёвок в клубок, нет необходимости разделять их на отдельные приёмы, потому что они легко усваиваются.
Следует только правильно показать их, чётко разъяснить тех- нику выполнения и при практической отработке своевременно устранять допущенные ошибки.
При обучении сложным упражнениям, например рабо- та с выдвижной лестницей, требуется разделить упражнения на элементы, отдельные этапы. Добившись правильного ис- полнения одного этапа упражнения в медленном темпе, нуж- но переходить к тренировке его на скорость и одновременно начинать разучивать следующий этап в медленном темпе. Об- учение по элементам обеспечивает правильное формирование навыков и является наиболее быстрым способом качественно- го обучения на начальном этапе. В период последующего об-


Пожарно-строевая подготовка
| 9
учения необходимо добиваться умения выполнять упражнения в целом.
Успешное тушение пожаров зависит не только от правиль- ного тактического решения и имеющейся техники, но и от бы- строго введения стволов на тушение, умелого и правильного использования пожарно-технического вооружения.
ПСП имеет тесную связь с другими изучаемыми дисципли- нами:
Пожарная тактика изучает приемы и способы тушения по- жаров.
Пожарная техника изучает теоретические знания по работе с ПТВ.
Физическая культура вырабатывает силу, выносливость, смелость, ловкость и другие качества, которые необходимы и на занятиях по ПСП.
ПСП на основе взаимосвязи с этими дисциплинами спо- собствует подготовке высококвалифицированных пожарных и спасателей, которые умеют методически правильно обучить личный состав пожарных частей, оснащенных современной пожарной техникой.

10 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова
Темы реферативных выступлений
1. ПСП в системе профессиональной подготовки.
2. Система профессиональной подготовки подразделений и гарнизона пожарной охраны.
3. Организация ПСП в подразделениях Федеральной про- тивопожарной службы МЧС России.
4. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.
5. Цели и задачи ПСП.
6. Формы и методы обучения личного состава.
Перечень рекомендуемой литературы
1. Программа подготовки личного состава подразделений
Государственной противопожарной службы МЧС Рос- сии от 29 декабря 2003 года. М., 2003.
2. Пожарно-строевая подготовка : учебное пособие /
В. В. Теребнев, В. А. Грачев, А. В. Подгрушный, А. В. Те- ребнев. — М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004.
3. Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке. — М. : МЧС, 2005.

Пожарно-строевая подготовка
| 11
ТЕМА 2
.
Правила по охране труда
в подразделениях Федеральной
противопожарной службы МЧС России
при организации и проведении занятий
по пожарно-строевой подготовке
Т
ема посвящена изучению правил по охране труда в по- дразделениях Федеральной противопожарной службы
МЧС России при организации и проведении занятий по по- жарно-строевой подготовке, требований безопасности при вы- полнении основных боевых действий.
При изучении данной темы необходимо усвоить: требова- ния безопасности к пожарно-техническому вооружению, тре- бования безопасности на учебных объектах, пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев. Личный состав пожарной охраны обязан постоянно изучать, знать Пра- вила по охране труда, не допускать их нарушения и следить за тем, чтобы его действия не привели к несчастному случаю, принимать меры, исключающие травматизм; уметь оказать первую помощь себе и пострадавшим.
Руководство и ответственность за правильную организацию работы по правилам охраны труда возлагается на руководителя


12 |
В. А. Шемятихин, Н. А. Коробова аппаратов, подразделений, учебных заведений пожарной охра- ны. При проведении занятий, учений, соревнований ответст- венность возлагается на руководителей.
Основными задачами охраны труда являются:
— разработка и внедрение мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия труда;
— повышение качества обучения и инструктажа, расшире- ние наглядной агитации по мерам безопасности;
— тщательное расследование причин несчастных случаев в частях пожарной охраны, анализ травматизма и разработка мер по его снижению и предупреждению.
Личный состав подразделений ФПС допускается к несению службы, работе на пожаре и к занятиям по ПСП после прохо- ждения обучения по правилам охраны труда в подразделениях
ФПС МЧС России.
ПТВ предназначено для поиска, спасения людей при по- жарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и эвакуации их в безопасное место, должно обеспечивать безопасную ра- боту личного состава подразделений ФПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям, соответствую- щим ГОСТ и техническим условиям. Запрещается пользовать- ся неисправным и неиспытанным ПТВ при обучении и боевых действиях.
Учебно-тренировочные комплексы: спортивный зал с под- собными помещениями, площадка для 100-метровой полосы с препятствиями, подземный резервуар емкостью 50 м
3
. и по- жарный гидрант с площадкой для стоянки пожарных автомо- билей, площадка с учебной башней, баскетбольная площадка, волейбольная площадка; пожарные полигоны и огневые поло- сы психологической подготовки должны отвечать требовани- ям безопасности при проведении занятий по ПСП.
Психологическая подготовка личного состава подразделе- ний ФПС на пожарных полигонах и огневых полосах психо- логической подготовки пожарных (далее — ОПППП) прово-

Пожарно-строевая подготовка
| 13
дится в условиях, максимально приближенных к реальным, возникающим при тушении пожаров.
Личный состав обязан знать и выполнять правила охраны труда при обучении и выполнении боевой задачи. Руководи- тель занятия перед проведением каждого занятия должен тща- тельно готовиться, подбирая рациональные методы обучения, так как он несет непосредственную ответственность за соблю- дение и выполнение правил охраны труда обучаемых.
Оказание первой медицинской помощи при травмах
·
При ушибах смазать ушибленное место вазелином, воздействовать на ушибленную ткань холодом (лёд, снег, хо- лодная вода), а затем наложить давящую повязку и отправить травмированного к медицинскому работнику.
·
При ушибах суставов следует фиксировать конечность с помощью подручных средств.
·
При кровотечении рану дезинфицировать: очистить от постороннего загрязнения, промыть перекисью водорода, раствором марганцово-кислого калия или чистой водой, сма- зать края раны йодом и наложить стерильную повязку.
·
При вывихах и переломах дать обезболивающее сред- ство из аптечки, положить холод, зафиксировать конечность, наложить транспортную шину из подручного материала с за- хватом двух суставов и по возможности срочно отправить по- страдавшего к врачу с сопровождающими.
·
При ожогах обработать обожженную поверхность спир- том, затем каким-нибудь жиром, наложить асептическую повяз- ку и отправить пострадавшего к врачу. При обширных ожогах во избежание интоксикации рекомендуется обильное питьё.
·
При обморожениях осторожно растереть кожу до вос- становления чувствительности, покраснения и потепления от- мороженных участков.
Профилактика травматизма
В профилактике травматизма огромное значение имеют следующие мероприятия: